Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес еще испытывает определенное недоверие к государству

В середине апреля стартовал второй этап сплошного статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса. Насколько предсказуемы были итоги первого этапа и что ждут статистики от следующего, мы попросили рассказать начальника управления статистики предприятий Росстата Елену Шустову.

ОПОРА-КРЕДИТ: Елена Анатольевна, Росстат направил 6,2 млн анкет субъектам малого и среднего бизнеса. Сколько из них отчиталось? Информацией о каком количестве субъектов МСБ располагают статистики?

Елена ШУСТОВА: Поток поступления отчетов усилился в конце марта, в начале апреля. Отчитаться предприниматели должны были до 1 апреля, поэтому понятно, что многие респонденты подтягивались именно к этой дате. По данным на 25 апреля, прошла регистрация отчетов порядка 60 процентов респондентов, которым были направлены бланки. То есть это субъекты малого и среднего бизнеса, о состоянии которых известно Росстату: либо они уже предоставили отчет, либо было выяснено, что они ликвидированы.

ОПОРА-КРЕДИТ: Субъекты МСБ участвуют в обследовании неохотно. Почему? Может ли государство как-то заинтересовать, мотивировать предпринимателей к участию в обследовании?

Елена ШУСТОВА: Такое крупномасштабное обследование – это первый подобный опыт для органов статистики. Понятно, что возникают определенные сложности, и не все наши методы срабатывают до конца. С другой стороны – это первое крупномасштабное обращение государства к бизнесу. Бизнес еще испытывает определенное недоверие к государству, и, соответственно, к статистикам как к его представителям.

Мы заранее понимали, что при проведении сплошного статистического наблюдения возникнут сложности. Поэтому с прошлого года Росстат начал проводить информационно-разъяснительную кампанию. Мы пытаемся объяснить малому и среднему бизнесу, что перепись нужна не только государству. Безусловно, государству нужны полные и достоверные данные, чтобы принимать эффективные решения в этой сфере. Но и сам бизнес должен понимать, что качество этих решений напрямую зависит от активности его участия и достоверности предоставляемых данных.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы считаете, что бизнес этого не понимает?

Елена ШУСТОВА: Пока нет. Субъекты МСБ предоставляют много информации в налоговую службу. И часто она срабатывает им же во вред. Поэтому аналогичные опасения у бизнеса вызывает и сплошное статистическое обследование. Мы стараемся донести до предпринимателей, что основная цель переписи - получить полную информацию, которая позволит правительству, Минэкономразвития, структурам поддержки бизнеса принимать меры, адекватные реальной ситуации. А бизнес сможет аргументировано озвучивать свои проблемы и оппонировать при решении важных для него вопросов.

Сейчас информации не хватает, и государство не всегда понимает, куда направить свои усилия, в каком месте сконцентрировать поддержку. Надеемся, что после обследования государство будет более четко понимать распределение бизнеса с точки зрения видов деятельности и территориального размещения. Увидит, чем занимается малое и среднее предпринимательство, на какие фонды ориентировано.

ОПОРА-КРЕДИТ: Перепись по почте – явление для статистиков новое. Чем была вызвана необходимость проводить опрос по почте? Как отреагировали респонденты на возможность отчитаться в электронной форме?

Елена ШУСТОВА: Мы не ограничивались исключительно возможностью почты. Региональные органы статистики вручали бланки работникам предприятий, когда те приходили, например, с бухгалтерскими отчетами. Естественно, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным по своему месту жительства, бланки направлялись по почте. Наиболее удобной формой отчета для предпринимателей оказался именно бумажный бланк. Из поступивших отчетов всего 2 процента приходятся на электронную форму. Возможность предоставления отчета через интернет массового интереса у респондентов почему-то не нашла.

ОПОРА-КРЕДИТ: Оцените уровень подготовки и проведения обследования региональными органами Росстата.

Елена ШУСТОВА: Существенной дифференциации в подготовке региональных органов мы не наблюдаем. Но надо отметить, что органы статистики не могут провести своими силами такие широкомасштабные акции. Без помощи местных властей нам не обойтись. После того как Минэкономразвития Росстата обратился к региональным властям с просьбой о содействии в проведении обследования, администрации откликнулись, но по-разному. В тех регионах, где местные власти сработали быстрее и оперативнее стали оказывать поддержку, и проблем было меньше.

ОПОРА-КРЕДИТ: К вопросу о проблемах. Перед началом переписи Росстат, наверняка, оценивал риски и трудности, с которыми придется столкнуться. Какие из этих ожиданий оправдались, какие нет?

Елена ШУСТОВА: До того как начать посылать бланки, органы статистики проводили огромную работу, чтобы выяснить адреса, по которым фактически работают респонденты, чтобы выяснить – существует ли еще предприятие или уже ликвидировано. Дело в том, что те информационные ресурсы, которые привлекали регионы, полной картины так и не дали. В любом случае оставались «мертвые» предприятия, от которых ответ не будет получен. Мы оценивали, что 20-30% той совокупности, которой мы посылаем бланки, на момент отправки уже не будут существовать.

Росстат использовал информационную базу, сформированную на середину 2010 года. Малый и средний бизнес характеризуется высокой рождаемостью и высокой смертностью, поэтому те, кто был жив на середину прошлого года, к моменту переписи уже могут быть ликвидированы.

ОПОРА-КРЕДИТ: Можно ли сейчас говорить о возможных мерах, которые стоит предпринять при следующем обследовании, чтобы сделать взаимодействие с субъектами МСБ более эффективным?

Елена ШУСТОВА: Эти вопросы предстоит изучать и анализировать по итогам обследования. Почта, возможно, не до конца сработала. Почему? Надо изучать. Информационный ресурс недостаточно уточнен с точки зрения актуальности. Предстоит работа по поиску дополнительных источников, будем налаживать взаимосвязи с другими органами.

Будем работать в направлении увеличения представления отчетов в электронном виде. Процент не очень большой, придется дополнительно выяснять, почему респонденты не пошли на то, что было удобно. Возможно, те средства, которые предоставил Росстат, показались бизнесу не достаточно эффективными или вид электронный формы отчета оказался неудобен. Этот вопрос надо изучать. Когда соберем основные массивы, будем делать экспертные опросы, чтобы выяснить, что сработало, что нет.

ОПОРА-КРЕДИТ: Ответы респондентов не всегда могут быть достоверными. Существует ли методика, позволяющая оценить примерный процент «бракованных», недостоверных ответов?

Елена ШУСТОВА: Росстат хорошо понимает, что респонденты могут лукавить и предоставить неверную информацию. Это мировая практика. В нашем распоряжении есть математические методы, которые будут использованы для оценки достоверности этих данных. В случае необходимости они будут скорректированы и приближены к реальной ситуации. Безусловно, данные конкретного респондента править никто не будет. Но, когда мы начнем формировать сводные, и если через систему жестких контролей определим, что респондент слукавил, то его данные будут скорректированы. И в сводную его данные попадут в более адекватном виде.

Респонденты в силу каких-то причин пытаются исказить некоторые данные о себе. Кто-то делает это сознательно, кто-то без скрытого умысла. Математические аппараты позволяют, проведя систему контроля и взаимоувязки, приблизить его конкретный отчет к реальной ситуации.

ОПОРА-КРЕДИТ: На минувшей неделе стартовал второй этап переписи – адресный обход. Переписчикам предстоит посетить всех неотчитавшихся субъектов МСБ?

Елена ШУСТОВА: Переписчикам предстоит связаться с теми, кто не предоставил отчет. Мы понимаем, что определенное количество отчетов еще будет поступать, поскольку почта не везде работает оперативно.

Особое внимание Росстат уделил отбору интервьюеров. В отличие от переписчиков, работавших при переписи населения, в этот раз мы отдаем приоритет работникам с экономической подготовкой. Кроме этого, интервьюеры проходят обучение, чтобы грамотно отвечать на вопросы, которые могут возникнуть у респондентов при заполнении анкеты. При этом, интервьюер должен вести себя очень корректно, чтобы не спровоцировать предпринимателя на неточное заполнение бланка.

ОПОРА-КРЕДИТ: Когда будут подведены итоги переписных мероприятий?

Елена ШУСТОВА: Итоги переписи предполагается подводить в два этапа. Предварительные будут готовы уже в конце этого года, в декабре. Окончательные мы сможем озвучить только к середине 2012 года.

Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости