Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Федор Овчинников: Наступило время ботаников

Федора Овчинникова по праву можно назвать героем нашего времени и символом нового поколения предпринимателей. Он не боится рассказывать о своих неудачах и ошибках, уверен, что пришло время «ботаников», и с удовольствием делится своим опытом.

Имя молодого сыктывкарского предпринимателя Федора Овчинникова прогремело на всю страну 4 года назад. История о том, как никому не известный «ботаник» из провинции бесстрашно взял потребительский кредит в банке и открыл собственное дело, растиражировалась на всю страну. Безусловно, риск – дело, благородное, однако на сенсацию никак не тянет. Уникальность истории Федора Овчинникова в том, что сенсацию из себя предприниматель сделал сам, когда решил описывать каждый свой бизнес-шаг в личном блоге.

Сегодня Федор Овчинников – преуспевающий владелец нового бизнеса, герой книги «И ботаники делают бизнес», азартный, увлеченный и по-прежнему оптимистично смотрящий в будущее молодой человек. Его по праву можно назвать героем нашего времени и символом нового поколения предпринимателей. Он не боится рассказывать о своих неудачах и ошибках, уверен, что пришло время «ботаников», и с удовольствием делится своим практическим опытом.

Обычный человек из Сыктывкара

Так Федор представился на презентации книги о самом себе «И ботаники делают бизнес». В юности «обычный человек» не проявлял никаких особых предпринимательских способностей: не продавал сигареты однокурсникам и не искал способа подзаработать. Федор честно хотел быть ученым, археологом. Но жизнь подсказала, что студенту Овчинникову придется искать себя в другом направлении. Восемь лет назад вследствие определенных обстоятельств он завязал с наукой и решил заняться бизнесом. Родители затею категорически не одобрили. Мама искренне не верила в способности Федора заниматься предпринимательством: идеалист, романтик, мягкий, интеллигентный, не умеющий давить и давать взятки – все эти качества шли в разрез с представлением родителей о бизнесмене, которым собирался стать их сын.

Однако родительское неодобрение только подогрело пыл несостоявшегося археолога: включилось качество, которое позже сам Федор назовет одним из важнейших в предпринимательской деятельности – упорство. С видом деятельности, которым хотел бы заниматься, Федор определился практически сразу: «Всегда любил читать книги. Когда приезжал в Москву, заходил в книжный «Букбери». Там всегда была прекрасная атмосфера: музыка, интересные книги. И часто думал, жаль, что у нас в Сыктывкаре такого нет». Собственно, это досадное недоразумение Федор и решил исправить своими силами, открыв в родном городе книжный магазин. Он долго вынашивал идею, составлял предварительный бизнес-план, пока наконец не понял, что сейчас или никогда.

Бизнес-реалити

Кредит на открытие бизнеса начинающему предпринимателю не дали. Зато банк без проблем выдал потребительский кредит на ремонт квартиры. На 400 тысяч рублей Федору Овчинникову предстояло открыть, удержать на плаву и развить бизнес. Помимо аренды помещения, приобретения товара и других сопутствующих расходов, предпринимателю необходимо было заявить о себе. А в условиях столь ограниченных средств нужно было найти взрывной способ прорекламировать себя, не затратив при этом ни копейки. И Федор решил сделать из своего бизнеса реалити-шоу, описывая в интернет-блоге каждый шаг в создании и развитии предприятия. «Расчет был простой: сначала люди увидят все на сайте, потом придут в магазин, посмотреть, получится что-нибудь у этого ботаника или он сразу прогорит. И все получилось!»

Кроме нестандартного маркетингового хода, который выстрелил на все сто, Федор угадал и с направлением бизнеса. В Сыктывкаре для небольшого книжного магазина, действительно, нашлась своя аудитория, изголодавшаяся по качественной литературе. «Как в 90-х люди скупали «Анжелику и султан», так и у нас начали скупать Бегбедера и Уэльбека, - вспоминает Федор. - Хотя при этом, возможно, и не читали этих авторов». Книжный магазин «Сила ума» сумел превратить чтение в модный тренд.

Федор активно развивал бизнес, открывал новые магазины, занялся продажей канцтоваров. И продолжал при этом описывать все свои достижения и неудачи в блоге, поддерживая интерес клиентской аудитории и прессы. Через три года компания, основанная на средства потребительского кредита, имела годовой оборот порядка 2 млн долларов. Это серьезные показатели для маленькой Республики Коми, где Федор Овчинников стал практически монополистом на книжном рынке.

Сегодня Федор начинает открывать для себя новые горизонты, а точнее новый бизнес – он открывает в Сыктывкаре пиццерию. Говорит, что сложно чувствовать себя перешедшим из первой лиги (книжного бизнеса) в третью, где все надо начинать с нуля. «Но мне это нравится, - рассказывает предприниматель. - Было много различных приключений, были и взлеты и падения, но я никогда не жалел, что занялся предпринимательством, это сделало мою жизнь интересной».

Страхи по стереотипам

Когда люди планируют открыть свой бизнес, они испытывают множество страхов. Федор считает, что все они основаны на стереотипах. Предприниматель предлагает развеивать их собственным опытом, как сделал он сам.

  • Самый большой страх у начинающего предпринимателя – надо платить взятки. «Положа руку на сердце, могу сказать, что за 4 года ведения бизнеса в 5 городах республики Коми не было выплачено ни одной взятки. Никто и не предлагал. Возможно, рынок такой был, возможно, я сам не создавал провоцирующих ситуаций. Я занимался розницей, все помещения у нас были в аренде, все покупатели – обычные люди. Если говорить о проверках, то мы старались делать все четко и правильно, чтобы избегать рисков. Очень часто сами предприниматели создают условия для взяток. Когда бизнесмен хочет получить что-то побыстрее или быть в чем-то первым, ему приходится платить. Либо когда предприниматель боится чего-то, то старается сразу кому-то заплатить, на всякий случай. Я считаю, что взятки – это не проблема».
  • Стартовый капитал: на открытие своего дела нужна большая сумма, которой нет. «Нет – есть масса бизнесов, не требующих больших вложений. Например, продажи – вам просто надо сводить покупателя и продавца и получать с этого деньги».
  • Рынок уже давно поделен, все везде «схвачено». «Это так, но старые игроки уже не так эффективны, заплыли жирком, и может так статься, что именно вы сможете поменять расстановку сил на рынке».
  • В России нет условий для развития бизнеса. «Да, в России все очень плохо в плане бизнес-среды, но если мы будем бояться что-то делать, то будет еще хуже».

Все эти страхи, основанные на стереотипах, зарождаются потому, что мы ищем причину проблем во внешней среде, уверен Федор Овчинников. Вместо того, чтобы признаться в своих собственных ошибках, проанализировать их и постараться избегать в дальнейшем, предприниматели пеняют на плохие условия. «Не надо ныть, надо действовать, и тогда мы сможем изменить ситуацию, если она нас не устраивает», - призывает Федор.

Из личного опыта

И еще несколько практических советов «ботаника от бизнеса»:

1. «Рынок изменился. Сегодня нельзя быстро разбогатеть, если вы не изобрели фэйсбук. Да, в 90-е годы в Сыктывкар можно было привезти грузовик тапочек и продать их за день с наценкой в 200 процентов. И сразу же ехать за второй партией на Черкизовский рынок. Но сейчас, если вы не хотите строить бизнес на взятках и идти нечестным путем, надо сразу забыть о Cayenne через год открытия бизнеса».

2. «Пришло время ботаников. Если раньше можно было открыть магазин и сразу получать прибыль, потому что не было ничего кругом, то сейчас такая система не пройдет. Кругом масса магазинов, сильнейшая конкуренция, поэтому нужно работать над деталями, над маркетингом. Сегодня конкурентные преимущества ботаников более востребованы на рынке, чем преимущества предпринимателей старой волны, которые могут взять нахрапом, наглостью, агрессией».

3. «Нужно заниматься одним делом, уметь концентрироваться. Стремиться стать в этом деле лучшим».

4. «Нельзя просто купить специалистов, пригласить менеджеров и ждать, что они сделают все за вас. Нужно самому понимать и вникать во все детали».

5. «Если вы бизнесмен, то забудьте, что можно работать как наемный менеджер с 9 до 5 и пять дней в неделю. Работать надо семь дней в неделю. Возможно, тогда через 5-10 лет сможете вообще не работать».


Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости