Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Андрей Шубин, заместитель исполнительного директора ОПОРЫ России по правовым вопросам и экспертизе. Проблем у малого бизнеса много. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с Андреем Шубиным о проблемах отечественных предпринимателей и помощи малому и среднему бизнесу со стороны ОПОРЫ России.

- Андрей Николаевич, в ОПОРУ ведь, я знаю, обращаются с жалобами предприниматели.

- Конечно.

- Вы ведете мониторинг: на какие проблемы жалуются более всего?

- У нас в стране, как известно, введен институт по защите прав предпринимателей. И вот мы недавно писали обращение вице-премьеру Игорю Шувалову, являющемуся омбудсменом, защищающим наши права. В последнее время мы изучали практику по рейдерству, поскольку было много жалоб на захват предприятий. Особенно по малому бизнесу.

Очень большой пласт связан с проблемами исполнения 159-го закона – о льготной приватизации помещений, занимаемых фирмами. Тут предприниматели не просто описывают свои проблемы, но просят разъяснений и пояснений. С приватизаций помещений ситуация складывается скандальная: представители местных властей не хотят с ними расставаться, предпринимателям врут, ставят препоны. Постоянно приходится обращаться в прокуратуру.

Последнее время участились вопросы и обращения к нам по поводу налогового режима. Многие предприниматели просят оставить им Единый налог на вмененный доход. Мы отслеживаем эту ситуацию, пишем заключения. На форуме нашего сайта предприниматели общаются по этой теме: в законе, направленном на совершенствование предельной системы налогообложения, появился раздел, который отменяет ЕНВД с 2014 года. Вопрос этот не совсем проработан, но его пытаются уже реализовать. Между тем половине предпринимателей этот режим нравится. Другая половина предпринимателей им недовольна, поскольку муниципальные власти на чаяния предпринимателей внимания не обращают и установленный корректирующий коэффициент доводят до максимального значения – единицы. А так как он обязателен, то когда речь идет о больших площадях, стоянке, торговле, то бизнес становится нерентабельным.

Мы уже давно предлагали сделать ЕНВД добровольным, но Минфин уверяет, что это пока нереально, поскольку противоречит принципам Налогового кодекса. Хотя я думаю, что двухлетняя практика применения добровольности ЕНВД показала, кто это принимает, кто от этого уходит, какие муниципалитеты заботятся о развитии бизнеса на своей территории. Понятно, что, если предпринимателю эта форма удобна, он на ней останется.

- А не странно ли, что муниципалитет, являющийся, на самом деле, низшим звеном вертикали власти, получает такие громадные полномочия в деле установления налогового коэффициента? Ведь это во многом - судьба предпринимателей, отданная в руки мелких чиновников.

- В принципе так и должно быть. Вернее, скажем так: местная власть у нас – независимая по закону власть. Она имеет свои полномочия, которые определены Конституцией. И разделения властей никто не отменял. При этом мы понимаем, что у муниципалитетов есть бюджетные обязательства. И надо еще смотреть на источники их доходов.

- Они, прямо скажем, не слишком велики.

- Правильно, они очень ограничены. Есть всего пара – тройка налогов, средства от которых поступают в местный бюджет.

- Да.

- Остальное забирает субъект Федерации. И перед муниципалитетами встает проблема наполнения местного бюджета. И, конечно же, те налоги, которые поступают к ним, они хотят использовать по максимуму. Ведь перед ними постоянно стоит проблема выполнения их бюджетных обязательств.

- В таком случае надо поднимать вопрос о передаче на местный уровень еще каких-то налогов.

- Разумеется. Мы как раз выступаем за то, чтобы отдать муниципалитетам большую часть средств, поступающих от предпринимательской деятельности. Ведь, по идее, муниципалитет должен быть заинтересован в создании наиболее благоприятного климата для предпринимательской деятельности. Чтобы местным властям было выгодно, когда предпринимателей становится больше, когда их оборот увеличивается, когда они больше платят налогов.

- Честно говоря, в этом должно быть заинтересовано государство как таковое.

- Конечно. Но муниципалитет имеет дело с самым близким к населению бизнесом – теми, кто оказывает повседневные услуги, торгует товарами первой необходимости и так далее. И для того, чтобы стимулировать муниципалитеты к открытости, к диалогу, к тому, чтобы они этому бизнесу создавали благоприятные условия предпринимательской деятельности, мы выступаем с предложением: увеличить долю поступления налогов от предпринимательской деятельности на местный уровень. Это в частности и предложение перевести 90% оплаты патентов в муниципалитеты.

- Андрей Николаевич, я много раз беседовал с представителями малого и среднего бизнеса и очень много слышал о них по поводу муниципалитетов и муниципальных чиновников. И практически все высказывания были отрицательными.

Все время говорилось, что это – люди, работающие на земле и так старающиеся с этой земли иметь свой профит, что зачастую это делает невозможным нормальную предпринимательскую деятельность.

- Наверное, это правда.

На самом деле, нужно посмотреть, сколько муниципалитетов у нас имеет свою программу поддержки малого предпринимательства, сколько из них какую-то программу выполняет, амбициозны ли эти программы, какие инструменты для их выполнения используются. Какие деньги в эти программы закладываются. Наконец, как муниципалитеты понимают вообще само развитие предпринимательской деятельности. И, боюсь, выяснится, что продвинутых глав муниципалитетов, понимающих современные проблемы, очень мало. Далеко не все они понимают, что основой их местной экономики должна стать предпринимательская деятельность.

И именно в такой ситуации наши предприниматели должны выживать, развиваться и договариваться с властями. И они пробуют. Если на их территории присутствует отделение ОПОРЫ России, то мы помогаем им в диалоге с местной властью, стараемся продавливать интересы бизнеса, лоббировать их на местном уровне. Мы делаем все для улучшения предпринимательского климата в конкретных муниципалитетах.

- А какие возможности для этого есть у ОПОРЫ?

- Это тонкий вопрос. Мы – общественная организация, старающаяся плотно сотрудничать со всеми ведомствами, имеющими отношение к работе предпринимателей от ФАС до Генпрокуратуры. И мы накопили немалый опыт работы.

У нас есть бюро по защите прав предпринимателей, куда может обратиться любой отечественный бизнесмен: у нас там работает «горячая линия». И после того, как предприниматель предоставляет нам документы, свидетельствующие о нарушении его прав, наши сотрудники готовят дополнительные документы и обращения в контролирующие органы уже от имени ОПОРЫ. Опыт у нас накоплен большой, и на наши запросы различные ведомства, как правило, реагируют.

Более того, если на местном или региональном уровне существуют проблемы сговора, нежелания определенных управлений решать проблемы, то вмешательство представителей федеральной власти, центрального аппараты тех же самых органов помогает их решить.

А вообще у нас идет самая разноплановая работа: от аналитики до помощи по конкретным обращениям.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости