Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Первый раз в бизнес-класс

Как и чему учить будущих предпринимателей, рассуждает доктор педагогических наук, руководитель Комитета ОПОРЫ РОССИИ по кадрам для малого и среднего предпринимательства и образованию, генеральный директор ООО «РУСУЧПРИБОР» Юрий Сергеевич Песоцкий.

ОПОРА-КРЕДИТ: Юрий Сергеевич, действительно ли проблема с кадрами для малого бизнеса, с образованием этих кадров, настолько остра?

Юрий Песоцкий: Проблема есть, и проблема острая. Видите ли, проблема кадров всегда заявляет о себе с ростом промышленного производства. Но для малого бизнеса эта проблема резко обостряется, так как крупный бизнес имеет больше возможностей. Например, ему легче привлечь более квалифицированных сотрудников высокими зарплатами. Кроме того, у него, как правило, уже налажена корпоративная система подготовки кадров. В любом случае, так или иначе, крупному бизнесу всегда по силам решить свои кадровые проблемы. Малый же бизнес в этом отношении становится заложником системы образования, сложившейся на сегодня в нашей стране. В нынешних рассуждениях предпринимателей даже есть общее место: считается, что система образования надежно готовит не тех, кого нужно. Например, когда на предприятие приходит свежеиспеченный выпускник техникума или ПТУ, он знает все что угодно, только не то, что нужно. Скажем, кулинарный техникум готовит не хороших поваров, а плохих технологов. Не хватает плотников, швей, вязальщиц, столяров. Вместо них мы получаем людей с огромным багажом ненужных знаний при отсутствии элементарных профессиональных умений и навыков. Эта проблема известна. Она активно обсуждается последние пять лет в предпринимательском и образовательном сообществе.

ОПОРА-КРЕДИТ: Мы сейчас говорим о предпринимателях, или о тех, кто в малом бизнесе задействован в качестве наемных рабочих?

Юрий Песоцкий: Да, все сказанное выше, относится в большей степени к наемным сотрудникам. Тема образования предпринимателей – вопрос отдельный. Кризис, как лакмусовая бумажка, показал наши проблемы воочию. Правительство часто говорит о том, что все, кто оказался в результате сокращений «на улице», могут идти в предпринимательство, открывать свое дело. Но ведь это сказать легко. А если человек в вузе не получил ни навыков, ни ориентиров, как открыть свое дело? Боязно. Уже поэтому Комитет ОПОРЫ РОССИИ по кадрам для МСП ратует за то, чтобы в вузах для всех студентов были курсы по основам предпринимательства. Мы уже открыли кафедры в нескольких вузах, где, собственно, и намереваемся готовить руководителей бизнеса.

ОПОРА-КРЕДИТ: Что это за вузы?

Юрий Песоцкий: Первая кафедра была открыта в НИТУ «МИСиС» в прошлом году, осенью. Я являюсь руководителем этой кафедры. Весной этого года была открыта кафедра в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Этой кафедрой руководит Президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов. Недавно открыта кафедра в Казанском государственном университете, возглавил кафедру вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Павел Сигал.

Пока речь идет о подготовке магистров. С бакалаврами вопрос сложнее. Я считаю, что под бакалавров в России еще не сформирован рынок труда. Рынок просто не знает, что с бакалаврами делать. Поэтому появляются такие интересные феномены, как бакалавр-технолог, бакалавр-инженер. В неподготовленную голову понятия «бакалавр» и «инженер» одновременно не укладываются. Должно остаться что-то одно. Тем не менее, надо как-то обозначить специализацию тех людей, которых сегодня выпускает высшая школа, чтобы кадровые службы их как-то идентифицировали. К тому же сокращение подготовки в вузе до четырех лет не пошло на пользу делу. Конечно, наши министры, принимавшие двухуровневую систему высшего образования, ориентировались на западный опыт. Но если в Европе есть общая квалификационная система, которая позволяет понять, на какой ступеньке стоит данный конкретный человек со всеми его образованиями и курсами в совокупности (у них это называется «рамка квалификаций»), то у нас этот процесс только-только начался.

На Западе студентов четыре года учат, главным образом, профильным предметам, предположим, технике. А у нас сначала учат физкультуре, философии, иностранному языку, и только потом – по профилю. А зачем? Понятно, что никто не против этих дисциплин, но пусть это будет факультативно. Нужно расчистить место для профильной подготовки, и только так за четыре года мы сможем подготовить высококвалифицированного специалиста.

А сейчас мы вынуждены брать этих бакалавров с общевузовской подготовкой и только в магистратуре доучивать их до предпринимателей. К тому же если мы на Западе скажем, что мы готовим магистров-предпринимателей, это вызовет явное непонимание: магистр – это же практически ученый. А как предприниматель может быть ученым? Такая деформированная, искривленная и вывернутая система образования у нас действует на сегодня.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как проводится отбор студентов на эти кафедры?

Юрий Песоцкий: Традиционно. Принимаем вступительные экзамены. Дополнительно мы просим, чтобы каждый соискатель места в магистратуре написал бизнес-план. Если ты собираешься стать предпринимателем, покажи, какая у тебя бизнес-идея, как ты намереваешься ее обратить в деньги, покажи, что ты понимаешь все аспекты реализации своей идеи: экономические, маркетинговые и т.д. То есть, нам изначально нужны люди с предпринимательской жилкой и полным пониманием, для чего они идут в бизнес. А мы должны дать им специальные навыки, умения, погрузить в ту экономическую среду, которая у нас сейчас сложилась в стране, показать, как в этой экономической среде можно добиться успеха, наконец, свести их с теми предпринимателями, которые уже добились успеха – в общем, обеспечить практическое применение полученных знаний.

ОПОРА-КРЕДИТ: Каково соотношение теории и практики в учебном процессе?

Юрий Песоцкий: Теория и практика у нас очень тесно связаны. Будущий магистр должен иметь не только академического куратора, но и куратора из предпринимательской среды, чтобы сразу окунуться в рабочий процесс какой-то конкретной компании. Довольно часто приходится слышать: да, я хотел бы открыть свое дело, но сначала я хотел бы попрактиковаться в большой корпорации. Это разумно, поэтому мы и хотим дать возможность в течение первого года магистратуры поработать на базовых предприятиях. Все эти идеи уже проработаны, зафиксированы, и практически мы их начнем реализовывать с сентября.

ОПОРА-КРЕДИТ: Какие дисциплины входят в учебные программы?

Юрий Песоцкий: В нашу магистратуру пришли люди с разным базовым образованием, поэтому для того, чтобы их направить в одно русло, сначала мы нашего студента доучиваем тому, чего ему не хватило в результате полученного первого образования. Если приходит человек с базовым экономическим образованием, то у него, возможно, есть какие-то пробелы в знаниях технических дисциплин, и он у нас будет проходить какие-то технические курсы. Если, наоборот, приходит «технарь», он будет осваивать экономические дисциплины. Всем студентам будут читаться курсы, связанные с технологиями предпринимательства, например, курсы по управлению проектами, риски, венчурное финансирование. К концу года, по нашему замыслу, мы должны предложить студентам написать уже реальный бизнес-план под конкретный венчурный фонд, с помощью которого они намерены обеспечить финансами реализацию своего плана.

На втором году они уже получат (или не получат) в этом фонде деньги, и с помощью предпринимателя-наставника будут пытаться раскручивать свой бизнес. К концу второго года они защищают магистерскую диссертацию по своему первому бизнес-опыту. И выходят они уже фактически с собственным делом. Наверное, не у всех все сразу получится: кто-то уже успел поработать в бизнесе, а кто-то пришел совсем неопытный. Однако если человек откроет свое дело не сразу, а через какое-то время – это тоже будет неплохой результат.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы используете опыт бизнес-образования других стран?

Юрий Песоцкий: Безусловно, мы учитываем, что есть много бизнес-школ западных компаний, работающих в России. Яркий пример: Центр предпринимательства США – Россия, который возглавляет Виктор Седов. Они здесь работают, делают полезное дело, обучают предпринимательству тех, кто хочет этому научиться. Также недавно мы встречались у себя, в ОПОРЕ РОССИИ, с представителями Института предпринимательства Испании, который давно сотрудничает с нашим Сбербанком, подготовив уже сотни его сотрудников. Они предлагают нам свои бизнес-образовательные программы, которые мы обязательно изучим и используем в работе. Однако, и бездумное применение чужого опыта в российских реалиях неприемлемо.

ОПОРА-КРЕДИТ: Мы говорим о вполне выстроенной системе профессионального образования, или о попытках Комитета ОПОРЫ РОССИИ по кадрам для МСП и образованию как-то компенсировать изъяны существующей системы?

Юрий Песоцкий: Мы хотели бы видеть себя частью общей системы. Причем, с нашей стороны, по тем направлениям деятельности ОПОРЫ, которые уже разработаны, определенная система выстраивается. После детального обсуждения и проработки вопросов на Комитете мы готовим встречу с представителями Министерства образования и науки, чтобы представить им результаты нашей работы и убедить их, что в этом все заинтересованы. Аналогичная работа ведется и в РСПП, однако они работают с крупным бизнесом, и у них несколько другая задача.

ОПОРА-КРЕДИТ:А какая задача стоит перед Комитетом ОПОРЫ РОССИИ по кадрам для МСП и образованию?

Юрий Песоцкий: Их несколько. Например, разработка стандартов высшего профессионального образования. Это дело образовательного сообщества. Но и бизнес не стоит в стороне от этого процесса, потому что именно бизнес – если хотите, потребитель продукта реализации стандарта. Мы гордимся тем, что именно в ОПОРЕ был создан первый, так называемый, профессиональный стандарт. Его создала Федерация рестораторов и отельеров под руководством Игоря Бухарова. Министерство образования и науки его признало и на основе этого профессионального стандарта (то есть, реестра требований к людям данной профессии) разработало собственный образовательный стандарт. Мы, работодатели, можем написать компетенции, что нам нужно, а образовательное сообщество под эти компетенции составляет учебный план, потому что они знают, как этому можно научить. Так должен создаваться образовательный стандарт. ОПОРА создала не так много профессиональных стандартов в силу специфики малого и среднего предпринимательства. Например, профессиональный стандарт по судостроению, авиастроению, автомобилестроению – это крупный бизнес, этим занимается РСПП. Однако мы участвуем в этом процессе. Но если металлургия – крупный бизнес, то художественная обработка металла – это уже малый бизнес, это задача для нас.

Следующий момент – организация общественно-профессиональной аккредитации программ высшего и среднего профессионального образования. Вуз готовит, скажем, бухгалтера. Давайте спросим у работодателя, насколько готов к работе выпускник этого вуза. Я вижу массовое желание учебных заведений получить подобную аккредитацию по своим направлениям подготовки. Недавно ОПОРА РОССИИ создала для этого Аккредитационный Совет во главе с президентом ОПОРЫ Сергеем Борисовым, и в этот Совет вошли самые авторитетные предприниматели. Наш партнер АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры) подбирает экспертов и проверяет согласно международной методике образовательные учреждения: проводит интервью с преподавателями, тестирует студентов, проверяет набор читаемых курсов и их методическую готовность, обеспеченность учебного процесса лабораторным и демонстрационным оборудованием, техническими средствами обучения, предусмотренными стандартом образования. Результаты потом ложатся на стол Аккредитационного Совета, тщательно анализируются и обсуждаются: можем ли мы аккредитовать эту специальность, правильно ли студентов готовят, получают ли они в процессе подготовки те компетенции, которые нужны работодателю? Это получается уже второе звено в общей системе.

Отдельный вопрос – по квалификации выпускников. Сегодня квалификацию присваивает сам вуз. Сам учил, сам проверил, сам присвоил квалификацию. А это неправильно. В мире делается не так. Например, отучился человек на инженера – хорошо. Вот тебе справка. Приходи в независимую ассоциацию инженеров, и там опытные коллеги посмотрят, инженер ты или нет. Если да, выдадут тебе диплом инженера. Если нет – иди дальше учись, приходи в следующий раз. Такая система в России только начинает вводиться.

Следующий очень важный момент, над которым мы работаем – это совершенствование образовательного стандарта. Мы говорим о том, что невозможно токаря научить без токарного станка, нельзя инженера научить без приборов, без учебного оборудования. Какое учебное оборудование закупают сейчас образовательные учреждения? Часто они закупают его по своим представлениям об учебной технике, хотя есть стандарты, которые предусматривают компетенции. Мы совместно с Федеральным институтом управления образованием сейчас разрабатываем рекомендации по перечням оборудования, которое учреждения должны закупать, если они хотят соответствовать требованиям образовательного стандарта. Это тоже делается с непосредственным участием ОПОРЫ.

Очень интересный момент – «Разработка нового стандарта высшего профессионального образования». Пока нет такого направления подготовки в вузах – обучение предпринимательству. Мы работаем над тем, чтобы появилось такое узаконенное направление подготовки.

Еще одно направление деятельности Комитета – мониторинг реализации 217-ФЗ, регламентирующего создание малых инновационных предприятий при российских вузах. Большая заслуга в том, что этот закон все-таки был принят, принадлежит ОПОРЕ РОССИИ. Однако, как часто бывает, этот закон не совершенен, возникает множество проблем. Мы свою задачу видим в том, чтобы отслеживать ситуацию и предлагать, как совершенствовать закон.

ОПОРА-КРЕДИТ: Сколько вузовских инновационных предприятий в стране?

Юрий Песоцкий: Сейчас их всего 700. Как-то президент спросил: «Это в одном вузе?» Нет, оказывается, по всей стране. Хотя, заметим, вполне могло бы быть в одном вузе, если бы они по-настоящему формировали пояс предприятий вокруг вуза.

Предположим, в вузе 100 кафедр. По одному предприятию при каждой кафедре – это уже 100 предприятий. А почему при кафедре должно быть только одно предприятие? Ведь их может быть и больше. Вот легко получается 700 при одном вузе, а у нас столько – на всю страну. Далеко не все барьеры сняты на пути создания таких предприятий.

ОПОРА-КРЕДИТ: Есть данные зарубежных исследований о том, что в России очень велика боязнь неудачи, сдерживающая многих, кто хотел бы открыть свое дело. Такие «ненаучные» понятия, как успех, удача – это ведь важнейшая часть профессии, без них бизнес не мыслится. Можно ли научиться быть успешным? Вы этому учите?

Юрий Песоцкий: Действительно, есть такая статистика, что в предприниматели идет не такой высокий процент населения. Предприниматели – это по определению люди очень активные. Разве можно открыть свое дело без своей собственной инновационной идеи?

Но то, о чем Вы спросили, затрагивает и другой аспект – как к этому относится наше общество, в конечном счете и определяющее твою «успешность». Об отношении же общества к предпринимателям можно судить хотя бы по тому, какими они предстают с экранов телевизоров. Если верить большинству наших фильмов, предприниматели – люди в большинстве жестокие, вороватые, часто глупые.

В реальности же ситуация выглядит, скорее, противоположным образом. (Сужу по тем 400 000 предпринимателей, которые составляют ОПОРУ РОССИИ). Как правило, это замечательные люди, которые добиваются всего своим трудом, своим талантом. Уверен, что те, кто не боятся труда, сегодня как раз и идут в предприниматели.

То, что мы делаем – обучение предпринимательству. Ведь часто человек не идет в предприниматели, потому что просто не знает, как там двери открываются. В последнее время много сделано для того, чтобы этот страх возможной неудачи устранить, у нас реально снижается число административных проверок, в целом улучшается бизнес-климат. Мы просто почувствовали в последнее время, что стало легче работать, и мы своим студентам это ощущение тоже хотим передать.


Беседовала Юлия Константинова

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=29583

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости