Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Владимир Буев, президент группы компаний «Тезаурус», вице-президент НИСИПП. Нужно свести за одним переговорным столом столичных чиновников и региональный малый бизнес

В ходе подготовки к проведению 6-го Всероссийского Форума "Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование. Контроль (надзор), административные барьеры. Оценка регулирующего воздействия на сектор МСП» (прошедшего 29-30 сентября 2011 г.), одним из основных организаторов которого является НИСИПП, мы обратились с просьбой рассказать о своем видении этого мероприятия к Владимиру Буеву, вице-президенту нашего института.

- Владимир Викторович, в конце зимы был предыдущий форум, сейчас – еще один: можно ли сказать, что форумы теперь так и будут идти раз в полгода?

- Раз уж первый вопрос прозвучал в такой форме, скажу прямо, что реальная периодичность аналогичных форумов, по моему мнению, должна быть раз в год. Это – куда более реальные сроки.
Но, разумеется, есть целый ряд различных факторов, влияющих на время и периодичность их проведения. Во-первых, события в стране, которые прямо или косвенно касаются отечественных предпринимателей. Эти события порой происходят неожиданно и спрессованы во времени, откладывать их обсуждение неправильно, нужна реакция и экспертов и самого бизнеса. Я имею в виду прежде всего изменения в регуляциях на предпринимательский сектор. Но, с другой стороны, сознательная «консолидированная» реакция самого предпринимательского сообщества зачастую по объективным причинам не может быть столь же быстрой. Быстрым может быть только эмоциональный всплеск, но эмоции быстро же и проходят. Осмысление же процессов, идущих в среде малого и среднего бизнеса, в том случае, если регулятор часто меняет правила, по факту не может быть скорым (хотя и должно быть таковым).

- Вы хотите сказать, что периодичность форумов зависит, во-первых, от изменений правил игры и, во-вторых, от быстроты, с которой предприниматели готовы сформулировать по этому поводу свои вопросы и претензии представителям министерств и ведомств?

- Совершенно верно. Более того, начиная с самого первого форума, у нас (я имею в виду и организаторов, и целый ряд участников) возникла одна подспудная идея, которую мы пытались реализовать, и которая, возможно, будет когда-нибудь структурирована. Речь идет о попытках найти на площадке НИСИПП «точки соприкосновения», позволяющие усадить за один стол представителей федеральной бюрократической элиты (высокопоставленных чиновников, пусть непосредственно не принимающих решения, но влияющих на регулирование экономической жизни страны) и представителей не элитных, с нашей московской точки зрения, групп предпринимателей.

- Грубо говоря, хозяев и работников…

- Точнее так: «слуг народа» и хозяев, собственников бизнеса, организаторов побед… Когда я говорю о представителях «неэлиты», я могу еще раз подчеркнуть: со столичной точки зрения, вообще обозначение это неправильно и неточно. С точки зрения своей, местной – это, может быть, как раз и элита, бизнес-элита. Те, кто своей предпринимательской способностью создает прибыль, прибавочный продукт. Кто является одним из четырех основных факторов производства: земля, капитал, труд и та самая предпринимательская способность по Шумпетеру. Те, кто не получил ресурсы от развалившегося СССР, не украл их, а сам вырос из реалий новой экономики, пророс а затем и вырос, что называется, «из земли».
И эта идея – усадить за стол бюрократическую элиту с экономической «неэлитой» (еще раз подчеркиваю не вполне удачный термин) – может быть реализована в том формате Форума, который мы используем.

- Вы знаете, я задавал Максиму Громову вопрос: не родится ли в процессе проведения форумов некий постоянно действующий центр, который будет работать с теми же вопросами предпринимателей в режиме реального времени. И Максим Владимирович ответил, что, хотя об этом предметно еще не думали, но предложения такие от самих предпринимателей уже поступали.

- Это, действительно, так. Речь идет о нескольких конкретных предложениях, о которым я знаю. Эти предложения пришли из регионов, причем из нескольких.
Считается, что консолидированный интерес малого и среднего предпринимательства агрегируется и артикулируется такой известной и уважаемой организацией как ОПОРА (или ОПОРАМИ, поскольку их несколько под разные цели). Однако, никогда даже самая эффективная и результативная общественная структура не может покрыть интересы всей социальной группы, всего сектора. Всегда есть интересы, порой значительные, которые «выбиваются из-под одной обертки». Не обязательно эти интересы маргинальны, хотя и маргинальных тоже хватает. И вполне нормально и объяснимо, что не весь малый бизнес в регионах доволен ОПОРОЙ и результатами ее деятельности, в значительной части регионов у ОПОРЫ вообще нет опоры и влияния. Поэтому объективно возникает не просто идея, но и спрос на иное, конкурентное, организационное оформление. На создание организации не сверху, а снизу. Кроме того, очевидно, что организация, решающая вопросы и «находящая компромиссы» в столице, а в регионах устраивающая свои филиалы, куда спускаются указания, выгодные сегодня «центральному офису», не может устраивать активных бизнес-игроков бесконечно. Тем более, если «найденные компромиссы» достигаются, в основном, в интересах узкого круга в руководстве. Интересы низов и верхов часто могут не просто не совпадать, но и противоречить друг другу. И это относится даже к низовым структурам той же ОПОРЫ, работающим с теми самыми экономическими «неэлитами» на местах. У «неэлит» могут быть совсем другие интересы в том же вопросе о повышении или не повышении налога. Предпринимательская организация, которая, как считается, аккумулирует и артикулирует интересы малого бизнеса, не смогла в прошлом году остановить наступление эры повышения налогов (размера социальных взносов), в этом году опыт «благотворного влияния» ОПОРЫ тоже оказался на очень удачным... Руководство и не было сильно настойчиво, делало хорошую мину при плохой игре, поскольку обладает не только своими собственными бизнес-интересами, и даже не только лично-общественными, но и политическими... А раз есть четкий личный политический интерес, то дальше вряд ли возможно оказывать эффективное влияние на принятие государственных решений в интересах подавляющего большинства МСП, поскольку слишком глубоко находится в системе и не будет ссориться с властью. И здесь – уже даже не особо скрываемый глубинный конфликт интересов «общественных начальников» и тех, кто является членом организации…

- Ну, уж в этом ОПОРА не виновата: тут никто ничего не мог сделать.

- А предпринимательские конфликты местного значения, вызванные всем этим, выходят на федеральный уровень как идея «новой институционализации», создания новой общественной структуры. Но не с филиалами и подразделениями, не с аппаратом всюду и везде …

- Структуру которой они сами плохо представляют?

- Абсолютно точно, представления нет никакого. Есть только общественный предпринимательский запрос… Но носители этих идей зачастую не понимают, какой объем ресурсов необходим для того, чтобы такая структура возникла. Речь в том числе идет и о «глобальном» объеме административного ресурса, используя который при создании и функционировании организации, потом непременно получишь бумеранг в виде потери независимости или возможности манипулирования «извне». Нет понимания и того, что даже если новую структуру удастся конституировать, то вполне может получиться не некий иной, новый, путь, а ровно такой же, который уже был пройден ОПОРОЙ и ОПОРАМИ… Нужен ли стране дубль номер два? Очень сильно в этом сомневаюсь.

- И как лично Вы к этому относитесь?

- С одной стороны, отношусь нормально. В жизни всегда должно быть место подвигу. С другой стороны, не понимаю, почему с этой идеей приходят к нам, рассматривая нашу команду не как исследователей, а как «общественных делателей». Но это совершенно не наше, не наш род деятельности. НИСИПП этим заниматься не будет. Мы – не политическая и даже не общественная организация. Такого рода общественные структуры предпринимателей всегда рано или поздно идут в политику. Это видно и на примере ОПОРЫ – сколько кандидатов на роль депутатов ГосДумы выдвинуто из недр организации…
Мы же – исследовательская, аналитическая структура. Мы можем проводить такого рода мероприятия (предпринимательские форумы) для того, чтобы давать аналитическую площадку для дискуссий, самим напитываться информацией и пониманием ситуации, чтобы отслеживать процессы, которые идут внутри предпринимательской среды…

- Ретранслятором.

- Не совсем так, но где-то и ретранслятором тоже. Площадка как «фабрика мысли». А заниматься созданием и выращиванием общественных объединений институт не будет. Менять профессию мы не хотим...

- Знаете, даже опустив известный афоризм о том, что, если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой, приходится задать вопрос: а что же такое форум, если Вы стараетесь от политики уйти? Зачем в таком случае сводить вместе московских чиновников и провинциальных предпринимателей? Ведь здесь без политики не обойтись. И, по сути, это и есть та самая самоорганизация.

- Самоорганизация разве только политике присуща? Самоорганизация присуща и общественным, и экономическим процессам зачастую в большей степени, чем политическим. Если форумы прямо или косвенно послужат катализатором некоторых «самоорганизационных процессов» – замечательно, флаг в руки инициаторам. Конкуренция всегда хороша, хоть многие ее не любят; а признают на словах всегда и везде, если она не затрагивает самих себя любимых. В регионах сегодня накопился немалый потенциал – большое количество предпринимателей, не охваченных никакими бизнес-объединениями, никакой самоорганизацией. С одной стороны, они, с точки зрения общественной деятельности, маргинальны или полумаргинальны, так как сами в силу определенных причин не могут публично выражать свои интересы и при этом не входят ни в какие предпринимательские объединения. Но, с другой стороны, очевидно, что эти люди априори не могут быть маргинальными – они состоялись как предприниматели, находятся в четко очерченной социальной и экономической нише. Они способны не только обеспечить себя, свою семью, но и давать работу другим людям. Уже действующие общественные объединения их не устраивают. Это и понятно, ни одно такое объединение или даже целая группа объединений не могут охватить весь бизнес полностью. Я думаю, что реально в стране «охваченных» не более 10-15% от общего количества бизнес-единиц. А интерес выходить в некое публичное, пусть и совсем не политическое, поле есть у очень многих. Они хотят, чтобы их слышали и чтобы кто-то отражал (выражал) их интересы так, как они сами их понимают, а не так, как интерпретирует их руководство общественной организации, возникшей помимо них. И есть у них интерес общаться с себе подобными. А это общение, в свою очередь, может простимулировать создание «бизнес-ячеек» в нашей общественной жизни. Они хотят посылать свои сигналы бюрократической элите. И эти интересы региональных бизнесов, «неэлит» мы как бы поднимаем до уровня пусть небольшой, но дискуссионной площадки, даем людям возможность артикулировать свои интересы на наших форумах.
Мы же, исследователи и аналитики, получаем информацию о том, какие процессы идут в экономике и в общественном сознании предпринимателей в регионах из первых рук.

- А резко московская предпринимательская среда отличается от региональной?

- Очень сильно. Московское предпринимательское сообщество более рационально, более «цинично», менее доверчиво, зато более насыщено и напитано информационно, более продвинуто.

- А в регионах люди более романтичны?

- В определенной степени можно сказать и так. Более открыты.

- Ну, что ж, будем надеяться, что, используя форум как площадку для встреч и обмена мнениями, предприниматели из регионов сумеют как-то сорганизоваться, не заставляя НИСИПП менять свою специализацию. И каждый будет заниматься своим делом.

- Так и должно быть. Каждый должен заниматься своим делом, и не резон сапожнику «печи пироги»…

Беседовал Владимир Володин

Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости