Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Анатолий Лейрих, член генсовета Деловой России, совладелец завода "Химфарм": О польском опыте взаимодействия бизнеса и государства

Выступление на 6-м Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Контроль (надзор), административные барьеры. Оценка регулирующего воздействия на сектор МСП»1

Публикуется с сокращениями.

Уважаемые господа! Я – не чиновник, я – коллега сидящих в зале – бизнесмен. Поэтому я расскажу о том, что, наверное, будет всем полезно, что вы сможете использовать в своей деятельности.

Я член генсовета «Деловой России», сопредседатель Российско – польского Делового совета. И в данном случае я хочу выступить именно от Российско – польского Делового совета и рассказать о том, что мы могли бы взять из польского опыта. Тем более, что Польша добилась успехов, недостижимых сейчас странам «старой» Европы. В частности, речь пойдет об опыте взаимодействия бизнеса и государства. Из него можно почерпнуть немало полезного, узнать о целом ряде механизмов развития предпринимательской деятельности, которые там существуют, чтобы оторваться, наконец, от нашей действительности. Это полезно было бы послушать и выступавшим здесь чиновникам, но они уже ушли.

Польский малый и средний бизнес – это главная составляющая экономики Польши. Это около 60% рабочих мест, это – более половины ВВП страны.
Достигается это тем, что в Польше бизнес традиционно пользуется очень высоким авторитетом. К предпринимателям все относятся с уважением, и поэтому они занимают достойное место в обществе.

Польские бизнесмены находят для себя место во всех отраслях экономики. В то же время они очень консервативны в отношении исходных финансовых инструментов. И потому, что они не используют инструменты, которые в большом количестве предлагаются, кризис 2008 – 2009 года был ими пройден без потерь. Польша – единственная страна ЕС, которая во время кризиса не только не уменьшила объемы производства, но и увеличила их. В этот период в стране выросла и деловая активность: количество регистрируемых фирм возросло на 20%. Это объясняется тем, что поляки не используют такие рискованные финансовые продукты, какие используются в других европейских странах, да и у нас тоже существуют.

Отдельно хочу сказать, что, занимая такое весомое место в экономике Польши, польские предприниматели, объединенные в несколько организаций (таких, как наши «Деловая Россия», «ОПОРА России» и РСПП), пользуются уважением политиков. В Польше ни одна партия не может занять серьезные политические позиции, если она не находит общий язык с предпринимателями и не дает им гарантий, что будет отстаивать их права и защищать их интересы.

Теперь хотелось бы сказать о вещах, интересных для отечественных предпринимателей: какие инструменты развития используются в Польше. Сначала кое-что о неприятных моментах истории. Поляки занимали первенство по воровству в соцлагере. Воровство было такое, что в ГДР, когда я там очень давно был, в магазинах на польском языке объявляли, что нельзя брать товар с полок. Теперь же все изменилось. И в какой-то момент на наших предприятиях в Польше выяснилось, что охрана не требуется, как во всей остальной Европе. А получилось это потому, что резко повысилась стоимость рабочего места. Если человек получает работу, она дает ему все. На свой заработок он может купить дом, квартиру, машину, мебель. Если же он попадется на воровстве, то за украденную вещь стоимостью в каких-нибудь 100 злотых он может потерять все. Рисковать потерять все никто не хочет. Менталитет поляков изменился очень сильно.

Конечно, можно сказать, что в Польше было всего 40 лет социализма против 75-ти в России, да не такого радикального: и тогда у них существовал частный сектор в сельском хозяйстве.

Самыми главными инструментами развития в Польше являются региональные фонды развития. Что это такое? В каждом регионе существует такой фонд. Например, в регионе, где мы работаем, он составляет на пять лет 11 миллиардов – более 2-х миллиардов в год. Это – субсидии, которые выдаются предпринимателям. Причем субсидии выдаются уже за выполнение проекта. Но гарантия в этих случаях дается сразу.

Как работает этот механизм? Выдерживаются стандарты для проектов – только готовый проект. Не поддерживаются крупные компании. Не поддерживаются компании с государственным участием. Поддерживаются только те предприниматели, которые хотят запустить действительно новый проект.

Они приходят в региональный фонд с бизнес-планом и должны быть специалистами своего дела. Они должны показать положительные экономические результаты предыдущей работы. Они должны создать дополнительные рабочие места и не должны иметь запрещенный бизнес.
Региональный фонд не имеет права отказать в том, чтобы выдать государственную гарантию на возврат субсидий, если предприниматель соответствует перечисленным требованиям. Не нужно проходить никакие комиссии, не существует никаких списков, куда вас можно допустить, а можно и не допустить – ничего. Если у вас нет запрещенного бизнеса, если вы обеспечиваете рабочие места – вам обязательно дадут гарантии, а затем и субсидии. Вы получите от государства деньги, но это деньги, отложенные до тех пор, пока вы не реализуете свой проект.

Поскольку польские банки прекратили свое существование, а те банки, которые там сейчас работают – это международные банки, то они конкурируют между собой за право предоставления займов. Конкуренция колоссальная. Достаточно сказать, что маржа, которая берется сверх ставки Центробанка, составляет всего-навсего несколько процентов (даже до одного). Поэтому предпринимателям деньги достаются дешево.

Когда предприниматель получает документ о государственной гарантии, он идет в банк и сдает этот документ туда. В банке прекрасно понимают, что за документом стоят уже зарезервированные живые деньги. И банк становится единственным проверяющим, но он уже садится не напротив, а рядом с вами. Вы вместе раскрываете бизнес-план и начинаете его смотреть. Представитель банка может спросить: почему прогноз – 10 тысяч изделий за два года? Может быть, лучше за три, или за семь лет. И таким образом банк и предприниматель приводят бизнес-план к реальному виду. А после этого банк финансирует этот проект, согласно представленной гарантии и переработанному бизнес-плану.

Объем субсидий, которые выдаются, составляют для торгового или сервисного бизнеса 30% от инвестиций, для промышленного бизнеса – 50%, для инновационного – 70%. То есть, если вы готовы вложить в разработку и внедрение новых передовых технологий 10 миллионов, 7 из них вам вернут.
При таком варианте, когда возникают какие-то серьезные проблемы, когда наступает глобальный кризис, к вам не приходит судебный пристав описать имущество, а вы вместе с представителем банка решаете, что делать. И поскольку банк является не кредитором, а партнером, понимающим, что, если он не поможет вам, то в итоге ничего не получит от государства.
И такая система работает в Польше с конца 2005 года. И наличие такой системы финансирования абсолютно прозрачно, она не корруционно емкая, никто не может никого ни о чем попросить. Невозможно при такой системе и что-то запретить, поскольку закон на стороне предпринимателей. Результат налицо: мы видим, как развивается в Польше малый и средний бизнес. И мы видим, как это происходит у нас.

Материал подготовил Владимир Володин


1 Бизнес-форум «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Контроль (надзор), административные барьеры. Оценка регулирующего воздействия на сектор МСП» проводился 29 - 30 сентября 2011 в Москве.
Организатор: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)
Соорганизатор: Международный Центр Конференций «ONconference»
При поддержке общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Генеральный информационный партнёр ИА REX

Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости