Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Деловой форум: «Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства и реальная практика»

21 октября прошел III ежегодный деловой форум «Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства и реальная практика». Форум был организован деловым изданием «Ведомости» при поддержке ОПОРЫ РОССИИ и Агентства стратегических инициатив.

В рамках форума работали три круглых стола, на каждом из которых обсуждались наиболее острые проблемы малого и среднего бизнеса по направлениям: государственная поддержка, финансирование, налогообложение. В завершении форума перед участниками выступил лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус.

Государственная поддержка МСП

Сергей Борисов, президент ОПОРЫ РОССИИ, вице-президент «Сбербанка России», заместитель председателя Правительственной комиссии по развитию среднего и малого предпринимательства во вступительной речи обозначил основные тенденции развития МСП и его наиболее уязвимые места на сегодняшний день.

Он отметил, что наблюдаются существенные сдвиги в развитии МСП в России, Правительство стало по-другому относиться к малому бизнесу. Прежде всего, это результат того, что представителей малого бизнеса пустили на все переговорные площадки. «Если раньше были барьеры со всех сторон, и мы оказывались в тупике, то сейчас во многих случаях идет созидание. Тем не менее, мы как-то застыли на отметке 21% ВВП, 23% по занятости в МСП. Хотя, в планах увеличение присутствия раза в три», - отметил Сергей Борисов. После известия о единых социальных платежах появились некие признаки, что все больше предпринимателей сдают нулевую отчетность. Это значит, что они законсервировали свой бизнес, ждут новых времен.

Кроме того, руководитель ОПОРЫ РОССИИ выдвинул предложения по поводу усовершенствования налоговой системы и пересмотру отношения муниципалитетов к малому бизнесу, предлагая оставить муниципалитетам больше прав, оставляя налоги от МСП. «Анализ ситуации, который проводит ОПОРА РОСИИ, говорит о том, что на первом месте для МСП стоит проблема кадров», - отметил Сергей Борисов. Однако наметились шаги к ее решению. Так, этой проблемой озаботился премьер-министр В.В.Путин.

Сбербанк России на днях заявил о своей новой программе по развитию МСП, причем речь идет не только об улучшении кредитной линейки, так и о том, чтобы наладить обратную связь с бизнесом, участвовать в его развитии. Изменение тарифов для малого бизнеса – это также одно из приоритетных направлений переговоров представителей малого бизнеса с государством. «Если считать МПС – тем элементом, на котором можно отыгрываться, я считаю это совершенно неправильным. Наоборот, в период новой волны кризиса развитые страны поддерживают, прежде всего, МСП, и наш анализ показал, что сектор МСП в России проявил себя в кризис более стойко, чем крупный бизнес», - заметил Сергей Борисов. Также одним из бичей малого бизнеса остаются административные барьеры, которые выросли. По результатам исследований, проводимых ОПОРОЙ РОССИИ, они стали в 1,5 раза больше, чем 5-6 лет назад, если их оценивать по затратам ресурсов на их преодоление.

Наталия Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ, поделилась мнением, что наиболее эффективной стратегией в развитии малого и среднего бизнеса является помощь проектам, которые производят продукцию с высокой добавочной стоимостью. «Только тогда, когда мы будем помогать бизнесу больше производить продуктов с большей интеллектуальной составляющей бизнеса, мы сможем увеличить вклад МСП в экономику страны», - заявила она. Также представитель государственной власти считает, что общие вопросы в сфере административных вопросов на федеральном уровне решены. Это доказывается, по ее мнению, работой по реформе контрольно-надзорной системы, работой по уплате налогов, усилиями, которые предпринимаются в решении отраслевых проблем. «Сейчас представительство ОПОРЫ включается в различного рода правительственные комиссии, которые рассматривают экономические вопросы, что мне кажется очень эффективным», - подчеркнула Наталия Ларионова.

Агентство стратегических инициатив – поддержка проектов от 300 млн руб.

Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив, заявил о новой структуре, которая будет направлена на поддержание проектов «посевной» стадии, то есть тех проектов, которые успешно преодолевают стартовый этап, выходят на самоокупаемость и начинают приносить прибыль. При этом оказалось, что претендовать на поддержку агентства смогут только окупаемые проекты стоимостью от 300 млн рублей.

«Основная задача нашего агентства – поддержка лидеров среднего бизнеса. То есть мы должны стимулировать успешных лидеров становиться еще более успешными и в перспективе становиться еще более крупными компаниями через поддержку их проектов. Эти проекты могут быть направлены на снятие административных и нормативных барьеров, проекты по увеличению числа МСП, которые являются поставщиками крупного бизнеса. Каждый проект – это кейс, мы хотим выбирать такие проекты, которые позволят системно поменять ситуацию либо в отрасли, либо в какой-то сфере бизнеса», - отметил Андрей Никитин.

Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» Агенства стратегических инициатив рассказал о четырех приоритетных стратегических инициативах организации: продвижение высокотехнологичного среднего бизнеса на глобальный рынок, промышленные технологии для улучшения качества жизни, новые технологии в сельском хозяйстве, скотоводстве и сельхоз продукции и, наконец, создание эффективной среды для среднего бизнеса.

Административные барьеры исчезают?

Алексей Терентьев, главный советник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации также, как и другие присутсвующие на форуме чиновники считает, что уже очень много делается на уровне федерального законодательства с целью уменьшения административных барьеров для МСП. «К таким направлениям можно отнести и указ президента о создании единой национальной системы аккредитации, которая призвана упростить деятельность в сфере техрегулирования, это также формируемые правительством пакеты о создании инфраструктуры по предоставлению услуг единого окна. Это и придание юридического статуса электронному документообороту», - сообщил чиновник.

Владимир Мишеловин, начальник управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы, рассказал о работе по уменьшению административных барьеров для работы МСП в своем ведомстве.

«Если в 2009 году на цели поддержки МСП было 19% преференций, то в 2010 году было 64%, а в первом полугодии 2011 это уже 74%. При этом мы понимаем, что деятельность антимонопольной службы по выявлению таких преференций также создает преграды для деятельности МСП, и выдвинули законопроект уйти от этого принципа. Здесь основная мысль в том, что мы только контролируем уже по факту предоставления преференций, и таким образом, минимум на 30 дней ускоряем срок установления этих возможностей для МСП», - обнадежил представитель ФАС. Кроме того, Владимир Мишеловин рассказал о том, что при федеральной исполнительной власти создана достаточно мощная система факультативных советов, в которых принимают участие представители общественных организаций МСП. Создан координационный комитет, который координирует их деятельность. «Объем и сила этих факультативных советов весьма велика. Там работают около 1000 человек представителей общественных организаций, поэтому есть реальная возможность донести до федеральных органов власти те проблемы, которые есть у малого и среднего бизнеса. Кроме того, у федеральной службы есть 24 экспертных совета и есть возможность самые актуальные и даже частные вопросы задать их руководителям через процедуру заседаний и предложений в эти экспертные советы», - рассказал Владимир Мишеловин.

Кроме того, на форуме выступили представители исполнительной власти нескольких наиболее успешных регионов в России, поделившись опытом эффективного развития МСП в своих регионах. В этом деле отличились Свердловская, Самарская области и Республика Башкортостан.

Финансовые услуги для МСП

На секции, посвященной обсуждению вопросов финансирования МСП, Олеся Теплоухова, заместитель председателя правления МСП Банка, рассказала о том, что поддержка банком МСП усиливается с каждым годом. «В наших новых приоритетах программа «Энергоэффективность», а также инновации, специальные предложения для кластерных предприятий. При этом кластерами мы называем такие единые производственные цепочки, которые могут получать льготную поддержку нашего банка по этой линии». Также в приоритетах МСП Банка остаются социально значимые проекты и развитие неторгового сектора. Важно отметить, что, по словам Олеси Теплоуховой, среди клиентов МСП Банка есть и региональные банки. «Для нас очень важно поддерживать конкуренцию, чтобы обеспечить максимульную доступность для наших клиентов», - поделилась Олеся Теплоухова.

Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний, рассказал о преимуществах факторинга для развития МСП. « Факторинг – это не кредит. Клиент факторинговой компании - это, как правило, торговая компания, которая не имеет залогов для их предоставления в банк. Факторинг не требует от малого бизнеса залогов. Факторинг ориентирован на один актив – дебиторскую задолженность», - отметил представитель ассоциации. Несмотря на то, что факторинг является новой для России формой работы МСП, это очень востребованное направление на сегодняшний день.

Александр Лупачев, инвестиционный директор фонда «Сколково», рассказал о возможности для инновационных проектов стать резидентами фонда. «За время нашей недолгой еще деятельности мы рассмотрели 207 заявок, из них мы профинансировали 42», - рассказал Александр Лупачев. Важным преимуществом Фонда Сколково является быстрота принятия решения: средний срок рассмотрения заявки – один месяц. Второй этап – грантовое финансирование занимает 30 дней. Поучаствовать в деятельности Фонда могут не только москвичи, но и жители любого региона России, отметил Александр. «В нашей работе мы еженедельно проводим вебинары с заявителями, информационным сообществом, стараемся отвечать на все вопросы. Из резидентов Сколково большинство из регионов. Любой может приобрести резиденство Сколково, единственное, что нужно сделать – это перенести штаб-квартиру в Сколково, а научный коллектив, производство, может оставаться где-то еще. Сейчас мы активно работаем с регги онами, как участвуем в конференциях, так и организовываем вебинары», - рассказал Александр Лупачев.

Алексей Комиссаров, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, рассказал о том, как московская администрация помогает субъектам МСП в финансировании их проектов. Статистика показывает, что Москва лидирует по объему предоставляемых субсидий, обгоняя следующий в списке регион – Санкт-Петербург почти в три раза. Есть несколько видов субсидий, которые активно предоставляются правительством Москвы, такие как субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в россйиских банках, на уплату стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии или по договорам поручительства, а также на уплату первого платежа по договорам финансовой аренды (лизинга). «Мы стараемся упрощать процедуру получения этих и других видов субсидий. А также настраиваем нашу деятельность на тесное сотрудничество с другими игроками: существующими банковскими институтами и институтами развития», - отметил Алексей Комиссаров.

Налогообложение МСП

Во вступительной речи в третьей сессии, касающейся налогообложения и налогового администрирования, Михаил Орлов, руководитель налогового комитета ОПОРЫ РОССИИ, партнер КПМГ, отметил, что преград в налоговой системе становится меньше, чем пять лет назад, но ее реформирование остается актуальным. Особое внимание в обсуждении уделялось вопросу о реформе ЕСН. «Вряд ли реформа ЕСН кем-либо воспринята хорошо», - заметил Михаил Орлов.

Второй вопрос, который обсуждался не менее активно, это вопрос по отмене ЕНВД и переходу на патентную систему. Владислав Корочкин, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ и президент компании «Русский огород –НК»,в своем докладерассказал о том, что подразумевает реформа ЕНВД. Итак, законопроект Минфина предполагает к 2014 году поэтапный переход от ЕНВД. Суть позиции Минфина: в сфере деятельности ранее относимом к ЕНДВ, уже возможно полноценное администрирование обычных налогов, а интересы малого бизнеса обеспечиваются существованием отчетности по налогообложению других видов. При этом, выделение патентов индивидуальным предпринимателям, число работающих у которых до пяти человек, предполагает специальный налоговый режим с привязкой к получению патента как потенциально возможный к получению страховки. «На самом деле, отказа от ЕНДВ не предполагается. Дело в том, что патент, который с 1990-х годов воспринимается, как порядок упрощенной системы налогообложения на самом деле является ничем иным, как базовым простейшим порядком Единого налога на вмененый доход, таким образом, речь идет не об отказе от ЕНВД, а о его существенном реформировании», - объяснил Владислав Корочкин.

Кроме того, в специальный налоговый режим правительством предполагается внести следующие основные изменения: сделать его полностью добровольным; ограничить сферы его применения только индивидуальными предпринимателями и исключить юридических лиц; уменьшить состав до пяти человек и исключить применение наемного труда; изменить перечень видов деятельности, подпадающий под патент (в частности, предполагается, что в него будут включены такие важнейшие сферы, как розничная торговля и общественное питание); устанавливать показатели потенциальной доходности единой для всей страны, непосредственно налоговым кодексом, предоставить муниципальным органам увеличивать или уменьшать единый налог на своей территории. И, последнее, зачислять патентный налог в мунициапальный бюджет. Таким образом, это позволит резко изменить отношение к развитию МСП в регионе в лучшую сторону.


Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=33954

Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости