Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Алексей Сушкевич, начальник аналитического управления ФАС России: Как ФАС может защитить бизнес

Выступление на 6-м Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Контроль (надзор), административные барьеры. Оценка регулирующего воздействия на сектор МСП»1

Публикуется в сокращении.

Не надо бояться обращаться в ФАС – такова была основная мысль выступления Алексея Сушкевича.

ФАС – орган власти, который больше других вмешивается в отношения субъектов малого и среднего предпринимательства с органами власти, органами местного самоуправления. Мы стараемся разрешать конфликты, возникающие в процессе этих отношений. И я расскажу, как можно использовать антимонопольные органы для того, чтобы защищать свои интересы.

Основной закон, который мы применяем – закон «О защите конкуренции». Он применяется на товарных и финансовых рынках, на рынках услуг. Кроме того, антимонопольная служба применяет законы «О естественных монополиях», «О государственных закупках» и «О рекламе».

Что нам сегодня дает закон «О защите конкуренции»? Прежде всего, он уполномочивает ФАС вмешиваться в гражданско-правовые отношения в целях защиты конкуренции. И я хочу обратить ваше внимание на один из основных признаков ограничения конкуренции: сокращение количества хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.

Изменения в законодательстве, произошедшие в 2006 году, дали возможность антимонопольным органам вмешиваться практически в любые гражданско-правовые отношения отдельных хозяйствующих субъектов на конкретных рынках, если им грозит неправомерное прекращение хозяйственной деятельности. Если такая угроза есть, если на вашем конкретном рынке возникает такая ситуация, мы призываем представителей малого и среднего бизнеса не бояться и обращаться в ФАС.

У ФАС есть, на мой взгляд, уникальный арсенал мер, которые мы можем применять к нарушителю. Надо сказать, что подобных полномочий нет ни у одного органа власти. Наше главное оружие — предписание. Мы можем издать предписание в адрес любого участника рынка. Причем даже статья 23 закона «О защите конкуренции» не содержит исчерпывающий список наших возможностей в данной ситуации. Более того, для восстановления нарушенных прав участника рынка мы можем предписать практически любое действие. Мы можем предписывать все, начиная от требования заключения либо расторжения договора и заканчивая требованием закрытия хозяйствующего субъекта.

Если наше предписание не выполняется, мы можем обратиться в суд с иском, причем в этом случае мы можем использовать уникальную формулировку: «о побуждении к исполнению предписания ФАС». И соответственно, если суд признает наше требование законным и обоснованным, судебный пристав обязан будет добиться исполнения предписания. Наконец, мы можем налагать административные штрафы, не имеющие верхних пределов. Это так называемые «оборотные штрафы», которые рассчитываются как суммы, кратные величине выручки нарушителя от реализации товара на соответствующем товарном рынке.

Когда ФАС вмешивается в гражданско-правовые отношения отдельных хозяйствующих субъектов? Первый случай — это нарушение прав предпринимателя другим субъектом, действующим на товарном рынке. В отношениях предпринимателя с естественной монополией есть возможность привлечь ФАС при любом конфликте.

В случае конфликта предпринимателя с естественной монополией, в случае возникновения признаков нарушения антимонопольного законодательства у предпринимателя есть возможность привлечь антимонопольные органы для расследования и выявления нарушений и восстановления прав. Наиболее частая категория дел, рассматриваемых нами — это конфликты отдельных участников рынка и владельцев инфраструктурных объектов (газовых сетей, электросетей, теплосетей). Это дело по отказу в подключении к сетям, по навязыванию дополнительных условий подключения, не относящихся к предмету договора. Здесь и установка завышенных тарифов, и нарушение тарифов установленных государственными органами, и отказ монополии обращаться за установлением тарифов к органам власти. Эта категория дел носит массовый характер, их количество измеряется тысячами. У ФАС есть 82 территориальных органа, каждый из которых в год рассматривает несколько десятков дел по таким спорам. И завершаются они, как правило, предписанием подключить к сетям, исключить из договора дополнительные условия и так далее.

Второй случай, когда мы призываем предпринимателей активно обращаться в ФАС — это нарушение прав бизнеса органами власти и муниципального самоуправления. Это – еще более объемная категория дел. К нам обращаются компании со всех видов рынков, изо всех отраслей. Обращаются по поводу установления межрегиональных барьеров на ввоз и вывоз товаров. Также немало обращений, касающихся предоставления региональных и муниципальных преференций отдельным участникам рынка. А ведь предоставление льгот и преимуществ запрещено законом «О защите конкуренции». И в любом случае, когда есть нарушение органами власти прав предпринимателя на определенном товарном рынке, есть и возможность их защитить с помощью антимонопольных органов.

Например, в случаях создания межрегиональных барьеров на ввоз или вывоз конкретных товаров, в случае предоставления льгот и преференций отдельным участникам рынка, создания необоснованных препятствий деятельности компании. Здесь у вас есть возможность привлечь ФАС как заинтересованного арбитра. Я должен сказать, что по делам о нарушении прав бизнеса органами власти в законе есть очень широкое основание. В год мы рассматриваем более тысячи подобных жалоб.

Третий случай — если права предпринимателя нарушены антиконкурентными соглашениями, заключенными участниками рынка. Но таких случаев значительно меньше. По этому пункту ФАС рассматривает по всей России порядка 200 дел в год. Несколько чаще встречается такое соглашение, заключенное не только участниками рынка с привлечением органов власти.

Еще один случай вмешательства ФАС — это нарушения прав бизнеса, вытекающие из гражданско-правовых договоров. Так предприниматель может обратиться к нам по делам о заключении или прекращении договорных отношений. Здесь ФАС может предписать нарушителю расторгнуть или подписать с вами договор. Обратите внимание, что вмешательство ФАС, ее предписание расторгнуть или заключить договор не будет рассматриваться как нарушение свободы договора, так как 421 статья Гражданского кодекса допускает ограничение свободы договора иными законами. Так что в подобных случаях можно смело обращаться в антимонопольные органы.

При этом речь совсем не обязательно может идти о нарушении прав субъектом естественной монополии. Недавно мы рассматривали дело о компании, имеющей долю почти в 100% на рынке определенного товара (речь шла о лекарственных препаратах) . Отказ от заключения грабительского договора с рыночной организацией, с хозяйствующим субъектом, осуществлявшим мелкооптовые поставки этих средств может в определенных случаях рассматриваться как злоупотребление доминирующим положением.

А если вы видите, что другому участнику рынка предоставлены более льготные условия, то есть речь может идти о дискриминации вас, как участника рынка, вам надо обращаться в ФАС.

И последний случай — это злоупотребление доминирующим положением. Речь идет не только о спорах с естественными монополиями. Самые частые основания здесь: навязывание условий договора, отклонение от заключения договора, создание дискриминационных условий (например, невыгодные тарифы).

Что же вы должны делать? Задача предпринимателя — обратиться в ФАС с заявлением: описать характер конфликтных отношений и указать, какая, по вашему мнению, статья закона о «Защите конкуренции» нарушена. Нелишним будет приложить максимум документов, подтверждающих вашу позицию.

Заявитель, как правило, получает статус участника дела и вправе обратиться в ФАС с ходатайствами о запросе информации с нарушителя. Орган ФАС обязан в этом случае запрашивать информацию и вызывать нарушителя для дачи показаний.

Обратите внимание на то, что предписание ФАС составляется по информации заявителя. По ходатайству заявителя мы можем включить требование заключения или расторжения договора.

Чтобы не быть голословным, приведу некоторые показатели нашей работы. Всего за 2010 год по случаям неподключения, включения в договор дискриминационных условий, незаключения договора с предприятиями инфраструктуры было подано около 8000 заявлений. Из них 5500 касались неправомерных действий со стороны собственников электро- и теплосетей. Каждый пятый случай был признан ФАС нарушением. С предприятиями газосетей в прошлом год ФАС удалось выиграть 143 дела (из 1053 поданных жалоб). Традиционно очень тяжело судиться с РЖД, в противостоянии с этой монополией у ФАС всего 46 успешных дел (из 616 жалоб). Наибольшую головную боль для предпринимателей в 2010 году представляли естественные монополии (3980 заявлений), в их действиях ФАС обнаружила 814 нарушений.

Что касается антиконкурентных действий органов власти, то здесь большинство дел ФАС инициировала самостоятельно: 154 нарушения были связаны с ограничениями свободного перемещения товаров, 463 дела — с предоставлением льгот и преференций отдельным игрокам рынка. Всего по субъектам было подано 3421 заявление, выявлено 2980 нарушений.

Собравшиеся приняли активное участие в обсуждении выступления Алексея Сушкевича. Несколько предпринимателей из различных регионов России рассказали о своих обращениях за помощью в антимонопольные органы.

Так Татьяна Удачина из города Великий Устюг организовала в 2000 году турфирму «Устюг-тур», которая занималась приемом гостей Деда Мороза. Несколько лет назад ее вместе с другими представителями туристического бизнеса Великого Устюга собрали в Администрации города и потребовали от них включить во все турпрограммы посещение специальной городской лавки, почты и городской резиденции Деда Мороза. При этом цена билета для туристов возрастала более чем на 300 рублей. Но и это было еще не все. Оказалось, что почта и городская резиденция Деда Мороза имеют слишком малую пропускную способность. Купив для клиента ставший обязательным билет, турфирма не могла гарантировать ему предоставление услуги. Удачина решила обратиться с заявлением в областное управление антимонопольной службы. После того, как предпринимательница рассказала о сложившейся ситуации и показала оформленный задним числом протокол собрания в Администрации, в региональном управлении ФАС решили заняться ее проблемой. Уже через неделю ее жалобу рассмотрели и приняли положительное для нее решение. Оно было оглашено в присутствии директора городского управления по туризму, его заместителя и представителей вотчины. «За сезон мне удалось сэкономить своим клиентам около 300 000 рублей», — объяснила Удачина, поблагодарив в лице Алексея Сушкевича всю ФАС.

Вам надо, в первую очередь, благодарить руководителя своего регионального управления нашей службы, - ответил Алексей Геннадиевич.

Надо сказать, что такая история была рассказана на форуме не одна.

Материал подготовил Владимир Володин


1 Бизнес-форум «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Контроль (надзор), административные барьеры. Оценка регулирующего воздействия на сектор МСП» проводился 29 - 30 сентября 2011 в Москве.
Организатор: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)
Соорганизатор: Международный Центр Конференций «ONconference»
При поддержке общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Генеральный информационный партнёр ИА REX

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости