Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Прозрачный бизнес и успех – две стороны одной медали

29 ноября в Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики (ПУЛ АП) ГУ ВШЭ прошел мастер-класс, посвященный прозрачному ведению бизнеса. Йохан Вандерплаетсе, вице-президент EmersonProcessManagement в СНГ и Турции, рассказал о том, как успешно вести бизнес в России без коррупционных издержек на примере собственной практической деятельности.

Несмотря на то, что опыт Йохана Вандерплаетсе больше основан на работе в крупных транснациональных компаниях, аудитория живо заинтересовалась применением этого опыта в разрезе компаний малого и среднего бизнеса.

В первую очередь, Йохан напомнил собравшимся участникам, что коррупция – это злоупотребление властью для личного обогащения. При этом он отметил, что сегодня коррупция в России распространена больше, чем в эпоху президентства Б.Н. Ельцина. В бизнесе самым распространенным видом коррупции является коммерческий подкуп. Подкупом квалифицируется как предложение, передача, получение или требование любой ценности с целью оказания влияния на чиновника или другого лица, исполняющего общественные или юридические обязанности. При этом опытный менеджер отметил, что в любой уважающей себя компании, любой подарок дороже 60$ может рассматриваться как взятка.

Что плохого в коррупции?

Коррупция, в конечном итоге, негативно влияет на жизнь всего сообщества, всего государства, и всего мира в целом. Именно из-за коррупции до сих пор остаются нерешенными многие социальные вопросы, которые касаются каждого, будь то экология или безопасность. Итак, последствиями коррупции обычно являются:

  • неправомерное использование или злоупотребление государственными средствами;
  • нарушение норм добросовестной конкуренции;
  • уход от налогов, отмывание денежных средств, в конечном итоге терроризм;
  • нерациональное расходование ограниченных ресурсов;
  • пренебрежение основными потребностями, способствование сохранению низкого уровня жизни.
Что плохого в коррупции для вашей компании?

Приведя в примеры нашумевшие дела о коррупции в компаниях Siemens и KBR, Йоханн Вандерплаетсе выделил следующие негативные последствия для самих фирм, которые влечет за собой ведение бизнеса с помощью коррупционных методов:

  • вовлечение компании в гражданский судебный процесс;
  • многочисленные расходы на проведение расследования;
  • отвлечение управленческих ресурсов;
  • расторжение контрактов, аннулирование разрешений;
  • запрет на участие в открытых тендерах;
  • ущерб репутации компании;
  • задолженности по выплате налогов.

Некоторые сотрудники могут использовать практику дачи взяток, объясняя это благом для компании. Йоханн выделил следующие отговорки, которыми при этом оправдываются сотрудники. Итак, не принимайте таких отговорок как:

"Все остальные делают это"
  • Это неправда, а тех, кто делает, уличают! И последствия такого уличения очень и очень тяжелы.
  • Антикоррупционные законы существуют годами. Если FCPA был первым законом, направленным на регулирование деятельности американских компаний за рубежом, то сейчас существует около десятка различных международных конвенций, направленных на предотвращение коррупции. Они являются нормами международного права.
  • Повышается одобрение таких правил сотрудниками – "это правильно!". Соответственно, происходит рост уровня коррупции внутри компании.
"Я сделал это ради компании"
  • Это не так – вы причиняете вред компании.
"Не убивайте наш бизнес"
  • Это не убьет бизнес, а сделает его успешным. Так, процедуры, обеспечивающие соблюдение законодательных требований, являются общепризнанным условием долгосрочного успеха в бизнесе, считает Йохан Вандерплаетсе.

Для проведения специальной антикоррупционной политики в вашей компании необходимо, чтобы отрицательное отношение к коррупции стало частью вашей корпоративной культуры. Для этого можно проводить специальные тренинги для сотрудников, создать особую горячую линию, куда они могли бы обращаться в случае необходимости.

Поможет правильное лоббирование

Альтернативой достижения целей компании коррупционными методами может стать правильное лоббирование. Правильное лоббирование - это когда руководители компании доносят до чиновников или партнеров эффективность и пользу своей деятельности, рациональными доводами и продавливают свою позицию путем переговоров. «Мы стараемся доказывать, что мы лучшие, что наша продукция необходима стране или компании, людям, путем соответствующего предложения. Также здесь важно найти, что-то такое, что может заинтересовать государство», - говорит Йохан Вандерплаетсе.

Эксперт отметил, что, несомненно, коррупцию в секторе малого и среднего бизнеса избежать труднее в связи с несовершенством российского законодательства и разветвленной, зачастую бесполезной бюрократической системой. Кроме того, непродуманная и недействующая система контроля за деятельностью компаний сводит на нет все существующие антикоррупционные меры.

Чистый бизнес – эффективный бизнес

Но, несмотря на немалую долю скепсиса, Йохан отмечает, что есть успешные примеры, когда мелкие российские компании смогли вырасти до крупных международных игроков. Он назвал такие компании как «Вымпелком», «Лаборатория Касперского» и др. Успеху таких компаний, по его мнению, способствовала, в первую очередь, эффективность их бизнеса. Без предоставления уникального продукта или лучшего предложения по соотношению цены и качества никакой бизнес не сможет прожить долго, а, тем более развиваться,  уверен Йохан Вандерплаетсе.

Чем выше пост сотрудника компании, тем менее он заинтересован в коррупции. Всем важно продавать свои продукты или услуги и зарабатывать на этом. И именно коррупция мешает этому. Из-за коррупции получается, что построили гостиницу, а через две недели стала выходить из строя вся сантехника. И руководителю приходиться платить штрафы, всё переделывать. Если не получается пройти в компанию через снабженца, идите на более выскоий уровень: генеральный директор, владелец бизнеса – они не заинтересованы в коррупции. Надо им только продать – доказать, что у тебя есть что предложить.


Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=35743

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости