Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сельские бизнесмены пытаются остановить экспансию крупных торговых сетей

Предприниматели из районов Алтайского края в борьбе с крупными торговыми сетями от слов перешли к действиям. В понедельник, 19 декабря, в райцентре Угловского района прошел пикет против появления там супермаркета "Мария-Ра". Около сотни жителей села простояли на улице более получаса, несмотря на тридцатиградусный мороз.

Магазин сети "Мария-Ра". Фото: Из архива компании. А в Михайловском и Ключев­ском районах местный бизнес направил в краевую администрацию и на сайт премьер-министра Владимира Путина обращения с просьбой не допустить открытия "Марии-Ра" в райцентрах.
Только торгуют

В Угловском районе живут около 14 тысяч человек. Это не самый маленький район края, но и не большой. По словам главы района Александра Крякова, территория относится к зоне рискованного земледелия, и на один хороший год здесь приходится два неурожайных. Крупных производственных предприятий в районе нет.

"Что у нас можно производить? Земледелие из-за засухи развивается плохо. Район тупиковый, транспортная доступность низкая", – говорит Александр Кряков.

Один из основных способов заработка для населения – торговля. В районе ею занимаются 17 предприятий и 69 индивидуальных предпринимателей.

"Приход „Марии-Ра” приведет к тому, что многие местные предприятия закроются. В супермаркет не смогут взять всех, кто лишится работы. А покупательская способность населения у нас и без того низкая. В райцентре живут всего четыре тысячи человек", – рассказывает Марина Березовских, председатель Совета предпринимателей при главе района. Она подчеркивает, что письмо, которое было подготовлено в районе и которое подписали почти 200 человек, и пикет – это не война, а просьба предпринимателей пойти им навстречу и не открывать крупный супермаркет в районе.

В Угловском ситуация обостряется еще и тем, что "Мария-Ра" выкупила для своего магазина местную автостанцию. Там арендовали площади несколько предпринимателей, которые теперь вынуждены искать новые места для работы. Кроме того, сейчас пассажирам автобусов негде ожидать рейсы. "Кассу перенесли в небольшое строение рядом с бывшей автостанцией. Посидеть там негде. Пассажирам предлагают ждать автобусы в ближайшем кафе, но понравится ли это его владельцу?" – говорит Марина Березовских.

"Я не знаю, хорошо или плохо то, что к нам идет „Мария-Ра”, – честно признается Александр Кряков. – Я звонил в другие районы, где она уже работает. Где-то говорят, что ничего страшного не произошло. Местные предприниматели даже подтянулись, глядя на сильного конкурента. В других районах рассказывают, что многие закрылись. Я бы не хотел, чтобы наш малый бизнес закрывался. У нас с предпринимателями уже налажены партнерские отношения. А как все сложится с „Марией-Ра”, пока
неизвестно".

Обращения возвращаются

В Михайловском и Ключев­ском районах компания "Мария-Ра" планирует построить супермаркеты на месте жилых домов, земельные участки под которыми она приобрела. Одна из предпринимательниц Михайловского района, которая попросила не называть ее имени в газете, сказала, что строит в райцентре новый магазин. Инвестировала туда уже более миллиона рублей. Сейчас предпринимательница сомневается – окупятся ли вложения? Тем более, в районе уже работает "Аникс".

В обращении, которое подписали десять самых крупных предпринимателей Михайловского района, приход крупных сетей сравнивается с нашествием саранчи. "У них власть, большие деньги, которых хочется больше и больше, признание в обществе. Они движутся вперед, сметая все на своем пути, а как жить тем, кто лишен этих титулов?" – пишут предприниматели. Они, как и их коллеги в Угловском районе, задаются вопросом: почему крупные инвесторы не открывают в селах производство?

По словам Петра Жука, директора компании "Рынок" и владельца самой крупной торговой сети в Ключевском районе, в октябре предприниматели и этого муниципалитета направляли письмо на имя первого вице-губернатора Сергея Локтева, где тоже обозначали проблему прихода в райцентр "Марии-Ра".

А в Быстроистокском районе жители написали обращение в местную газету: мол, "Мария-Ра" строит супермаркет в райцентре на площадке рядом со стадионом – на ней раньше проводили местные праздничные мероприятия.

Впрочем, все обращения сельского бизнеса постигла одна судьба: на какой бы уровень власти их ни направляли, они возвращались обратно в район.

Конкурировать можно

Галина Денежкина, заместитель начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, пояснила "СК" позицию ведомства по поводу проблемы. По ее словам, Федеральный закон "О торговле" не позволяет ограничивать развитие торговых компаний на территориях края, если их доля в муниципалитете не превышает 25%. "Оптимально, когда на одной территории параллельно развиваются разные торговые форматы – крупные торговые сети и малый бизнес", – считает Денежкина.

В некоторых районах края "Мария-Ра" работает уже не один год. "Сразу после открытия супермаркета выручка местных продуктовых магазинов сократилась примерно на 70%, – рассказывает Алексей Курченко, председатель Совета предпринимателей при главе Кулундинского района. – Некоторые не смогли этого пережить и закрылись. Сильные выжили, и со временем часть клиентов к ним вернулась, но их выручка теперь на 30% ниже, чем до прихода „Марии-Ра”".

Алексей Курченко уверен, что конкурировать с крупной сетью можно. Возможные составляющие успеха следующие: удобное расположение магазина "у дома", постоянное отслеживание и корректировка цен, продажа товаров тех производителей, с которыми сети не работают. Наконец, местные магазины могут выдавать продукты "под запись" – город­ские торговые сети позволить себе такого не могут.

Цифра

62 магазина "Мария-Ра" работают в малых городах и районах Алтайского края.

Борис Скурыхин,
менеджер отдела развития сети "Мария-Ра":

Мы во многих районах встречаем сопротивление при открытии магазинов. Но выход сетей в районы – это объективный процесс. Туда идем не только мы.

Игорь Николаев,
директор департамента стратегического анализа компании ФБК (Москва):

В нормальной рыночной экономике должен выигрывать потребитель. Поддерживать малый бизнес искусственно, в ущерб интересам потребителей, неправильно. То, что у нас развивается в основном торговля, – это показатель ненормальной экономики. Удельный вес торговли в российском ВВП составляет 18–20%, что слишком много и сопоставимо с удельным весом промышленности. Проблему трудоустройства граждан в случае потери работы должны решать местные власти. Они должны предложить какую-то альтернативу в трудоустройстве.

Источник: http://altapress.ru/story/77809

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости