Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Александр Чепуренко, президент НИСИПП. Самый обычный год. Часть вторая

Мы продолжаем подводить итоги уходящего года с президентом нашего института, профессором НИУ ВШЭ Александром Юльевичем Чепуренко.

- Александр Юльевич, а что можно было сделать, чтобы отвязаться от «центров силы»?

- Видите ли, в России потенциально достаточно емкий внутренний рынок, и если бы политика была направлена на быстрое увеличение внутреннего спроса, то мы могли бы в известной мере отвязаться от мирового хозяйственного развития, как это было в течение многих лет в Китае.

- Или как у нас при советской власти?

- Нет. При советской власти был совсем не тот вариант, о котором идет речь. Именно так, как было на протяжении многих лет в Китае (я имею в виду середину – конец 90-х годов, когда в Юго-Восточной Азии происходил кризис, и так называемые «драконы» теряли свои позиции), когда китайская экономика уверено росла, поскольку, во-первых, сделала ставку на рост примитивных товаров и услуг, спрос на которые есть всегда. А, во-вторых, довольно много средств вкладывалось в развитие внутренней инфраструктуры. Это в частности было строительство новых крупных населенных пунктов и так далее, и так далее. Такая тактика позволила Китаю развиваться достаточно стабильно, быстро и не испытывать особого беспокойства, глядя на то, что происходит у соседей.
А в России пока ничего подобного не происходит. Поэтому, если мировая экономика один раз чихнет, мы начинаем долго и натужно кашлять.

- Но сейчас премьер Путин обещает бизнесу золотые горы. Как Вам кажется, это будет, хоть в каком-то формате выполнено?

- На мой взгляд, в той модели развития бизнеса, которая сложилась в России за последние 20 лет, чем больше государство будет обещать и направлять (через госзакупки, через госзаказ), тем больше будет укрепляться сложившийся рентоориентированный тип развития бизнеса. То есть тот тип, основа которого – распилы и откаты.

- Увы, с этим нельзя не согласиться.

- Поэтому мы прекрасно понимаем, что происходит при сложившейся системе государственного и корпоративного интереса. Мы видим, как отстроившаяся корпорация государственного чиновничества полностью осознает, что госзаказ и другие подобные механизмы взбадривания бизнеса являются главным образом источником дополнительных доходов как для ее членов, так и для некоторой части аффилированного с ними бизнеса. А, значит, все попытки перевести эту систему в какое-то иное русло через систему госзаказа (будь то оборонный заказ или какой-то иной) это – топить печь ассигнациями. Ресурсы будут исчезать, а результат…

- Результата, как всегда, не будет.

- Смотря какой результат мы ожидали с самого начала. Будут расти те бизнесы, которые явным образом направлены на сравнительно быстрое освоение государственных заказов. Для малого и среднего бизнеса в этой системе лично я места не вижу. Но самое главное – эта система просто не способна генерировать спрос на инновации. Зачем это ей? Ведь система государственных закупок может стимулировать все, что угодно, кроме инноваций, если она не подкреплена четкой политикой по выстраиванию технологических коридоров.
Технологическими же коридорами в рамках этой системы становятся компании за внедрение энергосберегающих лампочек.

- При этом наши лампы оказываются дороже китайских.

- Да, наши дороже китайских, причем пока непонятно, как их утилизировать. И так далее, и так далее.
Но других попыток выстраивать технологические коридоры…

- Ну, почему? А система ГЛОНАСС?

- Да, система ГЛОНАСС, да еще переход на ЕВРО-4 с одновременным шагом назад и разрешением ЕВРО-2.
Думаю, обещания, и даже искренняя вера нынешнего премьер-министра в то, что он может этим помочь бизнесу в рамках сложившейся системы мотивации, ни к чему, кроме усиления коррупции (если только она может усилиться еще), не приведут.

- Как-то Вы, Александр Юльевич, не очень оптимистичны.

- Да, потому что оптимизм и пессимизм – это свойство человеческой организации. А когда мы в качестве экспертов рассуждаем, мы исходим из каких-то фактов и их оценки. Поэтому нам менее всего стоит ориентироваться на некие моральные формулировки типа: это хорошо, это плохо, это оптимистично, это пессимистично. Мы должны смотреть, какие сценарии могут реализоваться.
На самом деле, поскольку это – предновогодняя беседа, можно добавить и немного оптимизма. Все те события, которые происходят сегодня у нас в политике, конечно, дают некоторую надежду на то, что может измениться расстановка сил. Главным образом – в государственной бюрократии. Она может перестать быть монолитной. И тогда выступит некоторая ее часть, в силу разных причин более, скажем так, способная прислушиваться и воспринимать потребности небольшого сегмента «газелей» российского бизнеса – фирм, ориентированных на рост и развитие. Видимо, эта часть государственного аппарата должна будет инициировать некоторые изменения конструкции. За этим могут последовать изменения в философии экономической политики, возможно, отказ от тех мер, которые я уже назвал и которые являются подкармливанием коррупции и никаких других результатов не приносят. Тогда возможен и переход к иным мерам, например, к поддержке саморегулируемых организаций и передаче им более широких функций в области экспертизы, в области мониторинга, в области внесения различного рода возражений и предположений при выработке более адекватного содействия развитию и модернизации структур российской экономики. Я включил бы сюда и те, существующие у нас в виде зародышей формы деятельности, как бизнес-ангелы, венчурный бизнес. Эти категории агентов изменений получат доступ к «длинным» деньгам. Также к ним получат доступ сберегательные ассоциации, которые смогли бы запустить строительство действительно дешевого массового жилья.
Вот в этом случае может появиться и огромный спрос на рост в целом ряде секторов российской экономики. Они и дадут рабочие места, и будут заинтересованы в освоении более экономичных технологий.

Беседовал Владимир Володин

Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости