Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Виктор Харченко, заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации «Информационно-консультационнный центр «Бизнес-Тезаурус». Малый бизнес и государственная помощь. Часть третья

Это – последняя часть беседы с Виктором Харченко. Мы готовы выслушать и опубликовать аргументированные мнения наших читателей, которым интересны поднятые здесь вопросы.

- Виктор мы остановились на том, что необходимы доступные кейсы с описанием различных ситуаций и различных действий в области государственного регулирования, которые в этих ситуациях опробовались. Но тут возникает самый простой вопрос: зачем?
Лично у меня создается впечатление, что надобность таких кейсов на сегодняшний день для большинства наших чиновников (а основными пользователями должны быть именно они) просто непонятна.

- Непонятна потому, что при государственном управлении власть опирается, как мне кажется, не на кейсы, а на конкретных людей. У нас есть сфера – этот человек. И он должен удовлетворить таких-то людей, например, тех, кто нанял его на работу. Если это – назначаемый губернатор, то он останется на своем месте, как бы к нему ни относились в обществе, если он удовлетворяет федеральную власть. Если это губернатор избранный, то он должен ориентироваться на общество.

- Как я понимаю, Вас не устраивает ни то, ни другое.

- Есть набор функций, набор инструментов. И неважно, кто назначен или избран: он должен эти функции выполнять. Если он их успешно выполняет, с ним продлевается договор. И происходит это вне зависимости от того, является это избранием или переназначением на новый срок. Если он их не выполняет, в любом случае надо искать того, кто справится с возложенной на него функциональной деятельностью.

- У нас пока другие критерии. Основной из них тот, который сформулировал Франклин Делано Рузвельт, говоря о никарагуанском диктаторе Анастасио Сомосе (старшем): это – наш сукин сын.

- Понимаете, я не могу вот прямо сейчас сказать, как нужно все изменить, но ведь каждому гражданину страны хотелось бы влиять на какие-то решения, имеющие прямое отношение к качеству его жизни. Вот я бы хотел влиять на действия главы нашего местного департамента образования. Но это человек, которого назначил вице-губернатор, назначенный губернатором, в свою очередь назначенным президентом, которого, да, я выбирал. Как я могу реально влиять на его деятельность, если она меня не устраивает. А я должен иметь такую возможность.

- Но спор идет о другом. Тот же самый Чепуренко уверен: помогать надо «газелям» - тем, кто уже продемонстрировал свою эффективность. Развивались они бурно два последних года, значит, им надо помогать. Не развивались – не помогать.
Илья Хандриков просто говорит: уберите ваши деньги куда подальше. Главное – не трогайте нас. Уберите своих чиновников. Остальное мы сделаем сами. И деньги сами найдем. Бросим на развитие те средства, которые сейчас уходят на взятки, откаты и так далее.

- Да, есть и такая позиция.

- А речь-то идет об одном: система финансовой помощи государства бизнесу, во-первых, делает самостоятельных людей рентополучателями, во-вторых, она делает эту помощь полностью зависимой от конкретных чиновников.

- Но есть и другая сторона. В интервью тех же самых людей я видел: мы поддерживаем только «газелей», мы убираем помощь, минимум у тех, кто недостаточно активно развивается, максимум – у всех вообще. Но потом ведь начнутся разговоры о том, что государство не видит проблем малого бизнеса и не помогает ему.

- Ну, это будут говорить совсем другие люди.

- Но будут. Это всегда – палка о двух концах.

- Понятно, что малый бизнес состоит из самых разных людей.

- И поэтому человек, если он считает, что он выбирал эту власть, то он хочет, чтобы она ему помогла. Он говорит: у меня есть 50% от того, что мне нужно, а еще 50% я хочу получить.

- Извините, но это не бизнес, а иждивенчество.

- Вот Александр Шамрай, который перешел от нас в МСП-банк, утверждает, что функцию выделения средств бизнесу государству лучше передать банкам. Банки заинтересованы в результате.

- Во всяком случае, более заинтересованы, чем чиновники. Это – коммерческие системы, им нужно, чтобы их деньги работали и приносили прибыль.

- Ну, деньги у них не свои, а выделенные государством, но наши исследования показывали, что выделение денег через банки является более эффективным, с точки зрения влияния на индекс развития малого бизнеса, чем выделение их через госорганы.
Но я скажу и другое: когда речь идет о бизнес-среде, в которой есть здоровая конкуренция, там не нужны никакие финансовые вливания. Тем более, что нельзя поддерживать миллион фирм в стране. Даже, если их всего сто в регионе, то на практике поддерживаются, как правило, 3, ну, 5 из ста. И если есть нормальная конкурентная среда, то таким образом будут созданы неравные условия конкуренции.

- Да, будут созданы лидеры. И если таким лидером становится фирма, связанная с местной властью, то это – лидер навсегда.

- Да.
Моя же позиция такова: сейчас равных условий конкуренции нет. Или есть полный провал, когда работающие на рынке предприятия поставляют только 10% необходимых обществу товаров и услуг. Тогда необходимы конкурсы на создание недостающих предприятий, вплоть до миграции таких предприятий из других регионов. Все это совместимо: в Татарстане, например, в их бизнес-инкубаторы приезжают команды из других регионов.
Если есть спрос, есть ниша, если это все изучено, проведены маркетинговые исследования, то государство получает возможность поддерживать бизнес с выгодой для всех. И здесь можно использовать все инструменты: налоговые, фискальные, земельные (выделять участки под размещение) и денежные. Для того, чтобы существующий спрос был удовлетворен.
Так что, в отличие от позиции того же Хандрикова, я считаю, что поддержка малого бизнеса государством нужна на рынках, где отсутствует необходимый объем предложения.

- То есть поддерживать на рынках, где существует дефицит?

- На дефицитных рынках и на тех, участники которых должны бороться за освоение новых мировых рынков.

- За выход на международные рынки?

- Да, хотя здесь есть и такой путь: ты можешь прийти в зарубежную компанию, допустим, с услугой, которую еще никто не оказывает. А может это быть и просто выход на открытые зарубежные рынки.

- У Александра Юльевича Чепуренко есть одна генеральная идея: помогать надо сильным, чтобы добиваться их эффективного развития. Зачем помогать тем, кто не умеет или не хочет нормально работать.

- Вот здесь надо как следует разбираться. С одной стороны, ясно, что нельзя все время тянуть слабых. Но когда мы начинаем помогать только наиболее сильным, значит, надо искать другие приоритеты. А приоритеты у нас как раз и не расставлены.

- В общем, да.

- У нас есть приоритет – помощь инновационным компаниям, поскольку здесь просто провал. Но я лично считаю, что сначала стоит понять, инноваций на каких рынках мы хотим добиться: на федеральном, на региональных, на местных. Исходя из этого, и надо строить систему помощи: этим занимается федеральный центр, этим – регионы и так далее.
Понимаете, для небольшого городка и появление супермаркета, которого там не было никогда, - инновация в системе торговли. Это тоже, очень может быть, невозможно сделать без поддержки местной власти.

- Виктор, все названные нами предложения экспертов исходят из одного генерального постулата: то, что делается сейчас, делается неправильно. И люди ищут другие возможности работы государства с предпринимателями. При этом каждый ищет то главное неправильное действие власти, которое необходимо изменить в первую очередь.

- А вот я и не согласен с тем, что абсолютно все делается неправильно. На мой взгляд, не совсем ясно, что вообще делается. Для того, чтобы все это понять, нужно проводить специальные исследования. Причем у этих исследований должны быть строгие рамки: как, когда и что исследовать.
Ведь пока мы говорим о пласте недовольства, существующем в том же малом бизнесе, на который мы и ориентируемся. Но кто сказал, что наряду с ним не существует такого же пласта довольства, который мы тоже должны учитывать.

- Да, безусловно, существует.

- Поэтому только четко проведенные исследования могут показать истинное положение вещей. О том, как мы все видим сейчас, мы уже сказали. Теперь нужны новые знания, которые позволили бы двигаться дальше

Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости