Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Виктор Харченко, заместитель генерального директора АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус». Электронный документооборот – веление времени. Часть первая

Совсем недавно в России законодательно введена электронная счет-фактура. Это стало одним из первых шагов по переходу отечественного бизнеса на электронный документооборот. В разработке проекта, частью которого и было проведенное в жизнь решение, занимались наши эксперты.
О том что это был за проект, какие должны быть следующие шаги, что все это даст бизнесу, мы беседуем с Виктором Харченко.

- У нас в стране введена электронная счет-фактура, которая действительна наряду с бумажной. И, как я понимаю Вы, Виктор, принимали участие в ее разработке. Вернее, это – часть проекта разработки электронного документооборота, которым Вы занимались.

- Не совсем так. В 2006-м году у нас был проект, связанный с первичными учетными документами, по переводу их в электронную форму. Делали мы его по заказу Минэкономразвития.
Для нас проект был уникален тем, что, помимо работы непосредственно с министерством, мы работали и с Ассоциацией ритейловых компаний, с Некоммерческим партнерством ECR-RUS, объединяющими представителей розничных сетей и крупнейших производителей , непосредственно заинтересованной в реализации этого проекта. В процессе работы мы проводили опрос представителей крупного бизнеса, проводящего большое количество транзакций, у которого обороте собирается в частности участвует очень большое количество счетов-фактур.

- То есть именно крупные торговые компании были заинтересованы в переходе с бумажной документации на электронную?

- Да, в первую очередь, очень заинтересованы были сетевые компании. Но, кроме них, в качестве заинтересованных лиц выступали и крупные производители товаров народного потребления.

- Понятно: это те, кто составляет очень много договоров, изводя на них тонны бумаги.

- Да, речь идет о компаниях с очень большим объемом документов. Ведь были компании, которые для хранения документов, согласно отечественным нормам, вынуждены были арендовать огромные складские помещения. Еще хуже им приходилось, когда по запросу налоговой инспекции необходимо было направить определенные документы на проверку. Это ведь надо найти нужные документы на огромном складе. Компании несли издержки, которые превышали издержки по штрафам и пени. Проще было выплатить штраф за непредоставление документов, чем их хранить и искать.
Когда мы проводили опросы и консультации, в нескольких компаниях нам объясняли: когда запрашиваются документы по первичной сделке, это может быть и КамАЗ, доверху набитый бумагами. При этом ни в одно помещение налоговой инспекции этот КамАЗ сгрузить нельзя – нет там такого места. Разумеется, невозможно этот массив толком проанализировать и сделать какие-то адекватные выводы.
Поэтому у бизнеса назрела потребность заменить бумажные документы электронными, которые позволили бы снизить их издержки на хранение, а также на составление и передачу. Точно также снижаются издержки на корректировку счета-фактуры. Так что потребность у бизнеса была.
Когда мы проводили опрос, практически все предприниматели заявляли о готовности перейти на электронный документооборот и решить связанные с этим технические проблемы. Они все были уверены, что в таком случае сократятся их издержки. Так что вопрос стоял об изменении нормативно-правовой базы.

- Как я понимаю, существует определенный зарубежный опыт в этом вопросе.

- Да, и одной из особенностей проекта было то, что этот опыт мы изучали не по каким-то зарубежным отчетам или прессе. Мы сами ездили в зарубежные компании, чтобы ознакомиться с их электронным документооборотом на месте. В этом отношении очень интересен был опыт ФРГ. Немецкие компании подробно объясняли, как это все у них устроено.

- У них тоже были счета-фактуры?

- Да, хотя это и по-другому называется (invoce). Тогда была инициатива в Европе переходить на электронные документы - инвойсы. Этим занимались и в рамках национальных программ, и программ общеевропейских. При этом все эффекты от внедрения подсчитывались в количестве спасенных деревьев и так далее. Мы все посмотрели провели свой анализ, подсчитали эффективность, экономию, издержки для государства, для бизнеса, для рядовых граждан. После этого были подготовлены поправки в Налоговый кодекс, в ряд подзаконных актов, защитили проект. Затем все начало разворачиваться уже по другим каналам. Началась активная работа в ФНС, активно подключились спецоператоры, чего до этого не было. Стал проявлять активность тогдашнее Минсвязи (ныне Минкомсвязи). Были разработаны акты, проведены технические и технологические эксперименты, показывающие, что такая система работает. И в какой-то момент мы стали не нужны отошли от этого. Хотя я несколько раз еще ездил и выступал в разных местах, пропагандируя разработанный нами проект рассказывая о результатах проекта.

- Он нуждался в пропаганде?

- Да, поскольку, как мне говорили, показал анализ, чиновникам был выгоден бумажный документооборот. Выгодно было выявлять нарушения в бумагах и штрафовать за это. Поэтому проект было не так-то просто продвигать.
Однако возникла потребность на эффективные государственные проекты в области информационных технологий, целый ряд программ, в первую очередь – «Электронная Россия», впоследствии «Информационное общества», и спрос на создание условий электронного документооборота в бизнесе усилился.
В продвижении проекта в итоге поучаствовали очень многие люди и организации, но главное – дело пошло. Так что, я думаю, в ближайшее время должны появиться и другие электронные документы. Ведь только электронные счет-фактуры не интересны – интересен синергетический эффект.
Сейчас уже есть возможность заключать в электронной форме договора между контрагентами. Но этого никто пока не делает.

- Почему?

- Потому что все первичные документы, оформляющиеся после подписания этого договора, идут в бумажном виде. И они хранятся так.

- Тогда понятно, что электронный договор не имеет смысла.

- Да. Нужно единообразие: или все в электронном виде, или все на бумаге.
И вот прошла отработка электронных первичных документов на счет-фактуре. Сейчас, как я понимаю, стоит задача дальнейшей разработки этого направления. Когда будет стоять четкая инициатива выбора между бумагой и электронным видом, люди в итоге выберут второй вариант.

- У меня возникает вопрос: а не окажется ли так, что для малого бизнеса технических возможностей не хватит.

- Нет, я так не думаю. Ведь то же самое говорилось, когда переходили на электронную налоговую отчетность. Однако там была сделана, на мой взгляд, очень правильная вещь: внедрение обязательной отчетности в электронном виде было поэтапным. Сначала это было введено для крупного бизнеса, потом для среднего, а уж потом – для малого. В итоге малые предприятия перешли на электронную отчетность гораздо раньше, чем это было запланировано. Это было выгодно: не ездить в налоговую, не сдавать кучу бумажек, не делать корректировку.
А расходы, которые могут быть на электронную цифровую подпись, невелики. Это – порядка полутора тысяч рублей в год. Думаю, что любой малый бизнес это может себе позволить. А уж если у небольшой компании большое количество транзакций, ей это тем более выгодно.
Разумеется, предприниматели будут подсчитывать все свои доходы и расходы. Но, я думаю, они поймут, что при пяти транзакциях в месяц выгода незаметна, а если транзакций много, если возникают существенные издержки на составление и хранение бумажных документов, их корректировку, пересылку и так далее, тогда переход на электронный документооборот выгоден, если издержки от его внедрения и обслуживания будут ниже. И они будут переходить.
С другой стороны понятно, что для всего без исключения малого бизнеса это бессмысленно. Но для какого-то количества малых предприятий это просто необходимо. Скоро это просто уже станет культурой ведения бизнеса в отдельных секторах, также как в отдельных секторах стало культурой участвовать в электронных аукционных со своего рабочего места.

Окончание следует

Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости