Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Евгений Литвак, Генеральный директор НИСИПП. Начало большой работы

Агентство стратегических инициатив начинает работу по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. О стандарте, его возможностях и действиях по его внедрению мы разговариваем с Евгением Литваком, принявшим участие в одном из мероприятий, проводимых АСИ в регионах по этим вопросам.

- Евгений, в Екатеринбурге, как я понимаю, Агентство стратегических инициатив проводило свою конференцию, на которой Вы выступали с докладом.

- Да, это была стратегическая сессия АСИ по апробации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Есть такой стандарт, одобренный наблюдательным советом агентства…

- Который, как я помню, возглавляет Владимир Путин.

- Да. И всем регионам предложено присоединяться к его внедрению. В этом году отобрано 6 пилотных регионов. На их базе и будут отрабатываться положения Стандарта. А затем уже он с пакетом соответствующих документов будет представлен другим регионам, чтобы они внедряли его в жизнь.

- Разумеется, здесь необходимо задать вопрос: что это за пилотные регионы?

- Республика Татарстан, Пермский край, Липецкая, Калужская, Ульяновская и Свердловская область. И еще там были представители 3-х регионов (Республика Башкортостан, Астраханская и Челябинская область), с которыми заключены соглашения о внедрении стандарта.

- Пестрый список.

-Почему?

- Если в Калужскую область инвесторы просто в очереди стоят, и уже не так просто припомнить, кто там свой завод еще не построил, то Астраханская, например, по-моему, пока ничем не отличилась.

- Очень может быть, что подбор регионов происходил по разным критериям. Кого-то выбирали по тому, что уже сделано по направлению привлечения инвестиций, а других – по готовности работать по единой идеологии АСИ. Это ведь тоже критерий.
А, возможно, другие регионы еще не готовы работать по стандарту.

- Второй вопрос, который сразу возникает: что это за стандарт. Александр Пироженко на нашем осеннем предпринимательском форуме рассказывал о том, что он разрабатывается. Сейчас, как я понимаю, он уже готов к внедрению.

- Да, за это время АСИ разработало документ из 15 разделов или первоочередных требований к региональным органам власти. Эти требования необходимо внедрить, чтобы инвестиционный климат в регионе стал немножко лучше.

- Вы видели текст этого документа?

- Да, он у меня есть. Там все, начиная со стратегического планирования работы региона с инвесторами: то есть, начиная с основного документа, в котором должно быть определено, какой бизнес и в каких отраслях интересен данному региону, а также – что регион будет делать, чтобы тоже быть интересным данному инвестору. Это – и некая гарантия прав и интересов инвесторов: регион берет на себя обязанность никоим образом, во-первых, им не препятствовать, во-вторых, обслуживать их интересы, в-третьих, предоставлять гарантии, льготы и прочую поддержку. Следующий момент – работа в направлении улучшения нормативной базы, снижения уровня негативного регулирования, оценка регулирующего воздействия. Затем – создание институтов, которые работали бы с инвесторами, причем не только с приоритетными, но и со всеми прочими. Это может быть совет, в который входят представители бизнеса, или специальное агентство или другой институт, работающее, как, например, в Калужской области, непосредственно с инвесторами по конкретным проектам. То есть работало бы напрямую с инвесторами и обеспечивало бы реализацию их интересов. Большой серьезный блок касается раскрытия информации о деятельности органов власти, о работе с привлечением инвестиций, о том, какая инфраструктура существует в данном регионе, каковы планы ее развития. Естественно, обязателен сайт с полной информацией о регионе не менее чем на двух языках. И там должны быть и статистика, и планы, и стратегия. То есть речь идет о широком спектре информации, которую инвесторы хотят и должны получить.

- До сих пор, заходя на сайты региональных администраций, кроме списка чиновников и контактов с различными службами, я видел там, в основном, новости о проведенных мероприятиях и обзор положительных статей в СМИ.

- А теперь сайт должен быть не просто исполнен на двух языках – есть определенные требования к его наполнению. Более того, есть требования, как реализовывать те или иные требования стандарта. Не просто создать совет, но он должен включать в себя представителей бизнеса, собираться с такой-то периодичностью и заниматься такими-то проблемами, принимать такие-то решения и таким-то образом их реализовывать. При этом все должно быть прозрачно и открыто, чтобы кто угодно мог взять и оценить: регион присоединился к стандарту, выполняет он или не выполняет его требования.

- Кто же принимал участие в этом совещании?

- Там были представители АСИ, занимающиеся стандартом, представители регионов, на которых возложена обязанность его внедрения, также был ряд экспертов выступавших с докладами по отдельным положениям стандарта. Они объясняли, что, зачем и почему в нем появилось, как это реализовывать, какие могут быть последствия. Были и представители от сообщества инвесторов. Это были либо консультанты, работающие с инвесторами, либо люди, которых я определил бы как «представителей интересов инвесторов». Они объясняли, что ожидают инвесторы от региональных органов власти и как для этого надо реализовать положения стандарта.

- И что же хотят представители инвесторов?

- Хотят, чтобы с ними был обеспечен диалог, чтобы им предоставлялась полная информация, что это за регион, чего от него ждать. И тогда они могут по своим методикам принять решение: надо им идти в этот регион, или нет.
Надо, чтобы о них не забывали после того, как будет подписано распоряжение губернатора о реализации проекта, чтобы не было так: вот вам бумага в руки, берите и делайте, мне сказали, что за шесть месяцев вы должны все сделать – делайте. Нужно, чтобы им оказывалось необходимое сопровождение: пусть с ними кто-то ходит и проводит через все наше регулирование, чтобы они могли прийти к запланированному результату.
На сессии приводили несколько примеров, когда в отдельных регионах ведется работа с инвесторами: их приглашают на различные заседания и спрашивают, как они реализуют свой инвестпроект. И они могут объяснить, то дело застопорилось: здесь не поставили подпись, там сказали подождать и так далее. А в некоторых регионах работа построена по другому принципу: там спрашивают не инвестора, а чиновников: отчитайся, как идет работа по удовлетворению нужд вот этого инвестора. И когда чиновник начинает объяснять, что он не смог получить необходимые подписи, ему можно объяснить: ты не выполняешь свою работу.

- И, тем не менее, как я понимаю, инвесторы говорят о том, что им тяжело работать.

- Конечно, тяжело. Тяжело, с точки зрения рисков, которые нельзя заранее просчитать. Источников информации для принятия решений недостаточно. А в риски попадают ведь и все бюрократические процедуры.
В этом и состоит работа: необходимо не просто повышать привлекательность региона, рассказывая, сколько в нем народу живет, сколько полезных ископаемых, каков доход на душу населения. Но, если при всем при этом велик риск закопать деньги в фундамент и никогда ничего там не построить, то инвестор туда не пойдет.

- А были у представителей регионов замечания по стандарту?

- Сейчас это уже утвержденный документ, но до этого в процессе работы он обсуждался и с регионами, и с экспертами.
Хотя, я думаю, что регионы выслушивались, но учитывались не все их замечания, поскольку необходим был скорее взгляд инвестора на этот стандарт. Думаю, что, если бы слушали регионы, то в нем появились бы другие положения.

- Евгений, а о чем Вы говорили на этой сессии?

- О необходимости совершенствования институциональной среды на региональном уровне. Необходимо снижать долю индивидуальных случаев взаимодействия с инвесторами…

- И работать по общему шаблону.

- Идеально, разумеется, по общему шаблону. Исключения должны быть только для каких-то уникальных проектов, которые никто никогда не реализовывал. Там нужно работать конкретно по каждому случаю.
Но, если говорить о том, что нужно поддерживать любые инвестиции, то на индивидуальную работу с каждым просто не хватит мощностей. Надо создавать институты, которые работали бы в идеале, как часы.
Говорил я и о земельных ресурсах. Регионам надо выходить с инициативами, чтобы сопровождение сделок с землей и получения прав на землю происходило централизовано. И подчиняться это должно центру, заинтересованному в размещении на определенных территориях определенных объектов. Сейчас у нас все распылено между разными уровнями принятия решений, и процесс идет очень долго.
Наконец, третий момент – оценка регулирующего воздействия, включающая в себя оценку текущего регулирования и фильтр возможных будущих новаций в нормативно-правовую базу.

- Как я понимаю, все, что сейчас происходит – это первый этап намечающейся большой работы. Вопрос в том, кто и как будет эту работу оценивать.

- Да, это начало большой работы. Что касается ее оценки, то оценщиками должны выступать сами инвесторы, ради которых это должно делаться. Мы прекрасно знаем, что бывает, когда свою работу оценивают чиновники: средства освоены, мероприятия проведены, бюрократические документы составлены – все выполнено на 100%. Нужны совершенно другие критерии оценки, если мы хотим добиться запланированных результатов.

Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости