Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Вступление России в ВТО: нюансы

10 февраля в конференц-зале Московской ТПП прошла встреча предпринимателей и представителей Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ по вопросам вступления России в ВТО. Эта встреча стала первой из целого цикла мероприятий, направленных на информационную поддержку предпринимателей по вопросам, касающихся предстоящих изменений правил торговли.

В дальнейшем МТПП планирует проведение еще нескольких рабочих семинаров, на которых эксперты будут отвечать на вопросы, волнующие предпринимателей.

Президент МТПП Леонид Говоров отметил, что один из ключевых вопросов, которые предстоит решить при вступлении РФ во Всемирную Торговую Организацию – развитие конкурентной среды в отраслях российской экономики. Решение этой задачи особенно важно при заявленном правительством курсе на развитие инноваций. «Очевидно, что инновации могут появиться только в конкурентной среде. Не будет конкурентной среды, не будет никакого внедрения инноваций. К сожалению, приходится признать, что сегодня в России отсутствует конкурентная среда. Мы должны создать равные условия участия на рынке, поэтому здесь наши коллеги, чтобы рассказать, как нашим предприятиям вливаться в ВТО» - объяснил задачу первого собрания он.

Основную суть механизма вступления нашей страны в международную экономическую организацию рассказал Михаил Черекаев, начальник отдела ВТО Министерства экономического развития РФ: «Когда мы говорим, что закончили переговоры с ВТО, мы имеем в виду все страны, которые являются членами этой организации, их порядка шестидесяти. Необходимую правовую базу ВТО составляет группа соглашений так называемого Уругвайского раунда, которые охватывают правила мировой торговли товарами, торговли услугами, в области субсидирования, в области инвестиций, и в области защиты прав интеллектуальной собственности. На сайте www.wto.ru  вы можете подробнее ознакомится с этими документами. В соответствии с контрактами со странами-участницами, экономические операторы РФ получают права доступа на рынки этих стран на условиях, которые те зафиксировали в ВТО, либо в ходе собственного присоединения, либо ввели исключение в соглашение о ВТО, которое было введено в 1995 году. Соответственно, плюсы, которые мы получаем от присоединения в ВТО – это то, что мы переходим от системы уставных соглашений со странами о торгово-экономическом сотрудничестве на многостороннюю площадку, где базовые правила доступа на рынки этих стран ясны и понятны. Информация о том, каковы эти правила, (каждой страны-члена ВТО), можно найти на сайте www.wto.org”  

Договорный процесс шел восемнадцать лет. На нем обсуждались вопросы по двум направлениям: переговоры со странами по условиям доступа на рынок торговли товарами и услугами каждой из них и многосторонние переговоры по системным вопросам. К моменту заключения договора нормативно-правовая база РФ была приведена в соответствие с правилами ВТО уже в ходе переговорного процесса, поэтому серьезных изменений в связи с завершением нашего присоединения не предполагается.

Далее чиновники ответили на более детальные вопросы:

Момент вступления

16 декабря 2011 года был подписан протокол о присоединении к ВТО. Его ратификация предполагается 23 июля 2012 года. Через 30 дней после этого закон о ратификации вступит в силу, с этого момента начнет действовать новый режим.

Защитные меры

Виктор Батанин, зам. начальника отдела товаров Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ (с/х товары) отметил, что ВТО вовсе не запрещает странам-членам защищать национальное производство, национальных производителей. Для этого существует ряд инструментов, рассказал он. Прежде всего, это защитные меры трех видов:

1. Меры компенсационного характера, которые компенсируют предоставляемые государством–импортером чрезмерные субсидии, либо экспортные субсидии.

2. Антидемпинговые меры, если товар поставляется на нашу территорию по демпинговым ценам.

3. Защитные меры или повышенные пошлины, которые вводятся в связи с резким нарастанием импорта. Как следствие, понижение уровня тарифной защиты.

Михаил Черекаев также отметил, что ВТО не запрещает поддержку промышленности, но оно запрещает два вида субсидий: экспортоориентированные, то есть когда субсидии напрямую увязаны с экспортом товара, и импортозамещающие, когда предоставление субсидии связано с использованием отечественного товара, не зарубежного. В России есть ряд подобных программ субсидирования, в первую очередь они связаны с лизингом морских судов, авиатехники и сельскохозяйственной техники. Поэтому чиновники решили изменить схему субсидирования: сейчас субсидии получает потребитель указанной техники, а предполагается, что субсидии будут предоставляться производителям этого оборудования. Что касается размера субсидий сельскому хозяйству, то он не будет уменьшен, более того, поддержка сельского хозяйства с 5 млрд. долларов будет увеличена до 9 млрд. долларов.

Государственное субсидирование

«Что касается вопросов субсидирования, сейчас в правительстве идет процесс по корректировке мер поддержки промышленности для приведения в соответствие с нормами ВТО. Что касается инвестиционных мер, то наиболее острый вопрос, который стоял в процессе переговоров - это режим промышленной сборки автомобилей, который не соответствует нормам и правилам ВТО. Но нашим переговорщикам удалось договориться, что данный режим при условии вхождения в ВТО будет сохраняться до 2018 года» - рассказал Михаил Черекаев.

Защита прав интеллектуальной собственности

По вопросам защиты прав интеллектуальной собственности все законодательные изменения были внесены последним пакетом в законодательство уже в октябре 2010 года. Все они имели точечный характер. Отдельно была принята норма по защите информации о результатах клинических исследований, которые проводятся при регистрации лекарственных средств. Эта норма вступает с момента нашего вступления в ВТО.

Услуги

Наталья Щевелева, советник отдела услуг и инвестиций Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ, рассказала о результатах переговоров относительно рынка услуг. «Итогом переговоров стал консультированный перечень обязательств РФ по услугам. Его можно найти на сайте Минэкономразвития. Вы можете ознакомиться с полным объемом услуг, которые принимает на себя РФ в рамках ВТО. В данном перечне отражается тот уровень доступа иностранных поставщиков услуг и иностранных услуг, который мы предоставляем иностранным поставщикам на территории РФ. Практически полностью выведены из российских обязательств такие ключевые сектора услуг, как услуги, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой сырья, в том числе энергетического, авиационного и железнодорожного транспорта. Это означает, что в результате присоединения России к ВТО, РФ сможет в этих секторах применять любые ограничения в отношении иностранных поставщиков вплоть до закрытия рынка. Эти вопросы будут решаться уже на усмотрение федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем есть около тридцати секторов, по которым РФ принимает на себя обязательства без каких-либо ограничений. Это означает в результате нашего вступления в ВТО, РФ не будет применять количественные ограничения в отношении доступа иностранных поставщиков услуг по этим секторам. В частности, к таким секторам относятся, например, услуги в области рекламы, услуги в области устного и письменного перевода, организации мероприятий», - рассказала эксперт.

Иностранные банки на территории России

Во-первых, иностранные банки смогут работать и учреждаться на нашей территории только как дочерние лица или как юридические лица РФ с иностранными инвестициями. Обязательство по доступу так называемых прямых филиалов РФ на себя не берет: прямые филиалы в банковском секторе допускаться не будут. Также с момента присоединения к ВТО будет действовать и может быть применена квота иностранного участия в банковском секторе. Она будет составлять 50%, то есть в случае, если такая квота превышается, органы исполнительной власти могут отказать иностранному банку в выдаче лицензии на оказание банковских услуг. Что касается иностранного участия в капитале, то это оно может быть до 100%. Здесь ограничений нет. Что касается операций, то банки и здесь никак не ограничены. В целом, эти обязательства отражают уже существующий закрепленный уровень доступа иностранных банков на территорию РФ.

Энергоресурсы

«Российская Федерация не предусматривает никаких обязательств в данном секторе. Все будет регулироваться в соответствии с внутренним законодательством»,- рассказала Наталия Шевелева.

Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=39610

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости