Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Иван Шефер рассказал о внедрении энергосберегающих технологий и энергосервисе

С подачи президента Дмитрия Медведева очень популярной стала тема использования эффективных технологий в сфере энергетики. О необходимости бережно относиться к использованию ресурсов стали говорить все чаще и чаще, а в ноябре 2009 года был принят исторический № 261-ФЗ, где разъяснялась суть внедрений. Однако говорить — не значит делать. Практика применения энергоэффективных технологий в различных сферах жизнедеятельности оказалась слишком узкой. Почему так произошло? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с генеральным директором компании "ЭСКО-Инжиниринг" Иваном Шефером.

Кто готов рискнуть?

— Иван Иванович, во время прошедшего недавно в нашей редакции "круглого стола" на тему энергосбережения много говорилось о том, что количество классических энергосервисных договоров (контрактов) насчитывает единицы. Если разобраться в терминах, то что подразумевается под словом "классический"?

— Четкое определение такого договора дается в статье 2 Федерального закона № 261, в которой прописано, что энергосервисный договор — это договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Обратите внимание, что в основу договора заложено эффективное использование энергетических ресурсов.

— В этом и заключается пойнт документа?

— Закон предусматривает, что заказчик по итогам реализации энергосервисных мероприятий должен получить физическое снижение потребления энергоресурсов при сохранении объемов производства. В некоторых странах,  например в Корее, это также является главным критерием энергосервисных мероприятий, сутью энергосервисного контракта. Экономический эффект от реализации контракта является следствием именно снижения объемов потребления энергоресурсов на единицу производимой продукции. Хотя в наших условиях экономический эффект может быть получен в результате осуществления  различных оргмероприятий, не дающих физического снижения энергопотребления. Например, в результате пересмотра условий договоров с ресурсоснабжающими организациями или элементарной установки приборов учета. Наша компания осуществляет такие мероприятия в интересах клиента, но не в рамках энергосервисных договоров. А многие организации осуществляют аналогичные мероприятия самостоятельно.

— Но ведь тогда выходит, что если главное — получить экономический эффект, то даже простая замена обычных лампочек на энергосберегающие может рассматриваться как вариант подобного договора. Зачем тогда заказчику нужна энергосервисная компания для осуществления малозатратных мероприятий?

— Вопрос в том, что энергосервис осуществляется на средства, привлекаемые  исполнителем, и должен приносить прибыль только за счет экономии энергоресурса. При этом порядок расчета и доли распределения прибыли между заказчиком энергосервисной компании могут быть различными. Важно, однако, чтобы энергосервисная компания четко зафиксировала экономию и отразила это соответствующим образом в договоре.

Дискуссионным остается вопрос о рисках при осуществлении энергосервисной деятельности. Например, энергосервисная компания выполнила свои обязательства по  договору в части внедрения каких-либо технологических новшеств, дающих экономию энергоресурсов. А предприятие по каким-либо причинам остановилось либо снизило объемы производства. Вопрос: каким образом энергосервисной компании вернуть свои средства? Ведь энергосервис — это не договор лизинга или кредита. Пока в этом просто не хватает опыта, практика не наработана в должной мере. Поэтому сейчас энергосервисные контракты заключаются на локальные, легкопросчитываемые энергоэффективные мероприятия.

— Понятно, что за два года действия 261-го закона невозможно кардинально изменить весь рынок.

— Абсолютно верно! Но постепенно, с течением времени рынок разовьется. И создание "Федеральной энергосервисной компании" (ФЭСКО), и активное участие в этом процессе "Российского энергетического агентства" (РЭА) будут этому способствовать. Перед ними поставлена задача более четко определить правила игры на рынке, отработать методики, подготовить механизмы стимулирования и т. д.

Конфликт интересов

— Если рассуждать логически, то, на мой взгляд, любые возможные участники энергосервисного контракта должны быть в нем заинтересованы. Ведь и бюджетные предприятия, и управляющие компании в сфере ЖКХ, и частные организации заинтересованы в эффективном управлении энергоресурсами. Разве не так?

— В теории — так, в жизни — не всегда. Конфликт интересов все-таки присутствует. Например, если взять бюджетные организации, то далеко не все участники бюджетного процесса в этом заинтересованы. У конечных получателей бюджетных средств вышестоящие органы не оставляют финансовые средства, сэкономленные в результате энергосбережения. То есть исполнители не заинтересованы в результате. Это уже выявилось на этапе установки приборов учета. Когда их ставили в бюджетных организациях, они по какой-либо причине  использовались. Причина проста —  бюджетный процесс не стимулирует получателей бюджетных средств к экономии. На мой взгляд, органам власти (на уровне региона или  муниципалитета) нужно искать механизмы стимулирования внедрения энергосервисов. Эффективность управления бюджетными учреждениями должна оцениваться и с точки зрения энергосбережения. Если, к примеру, директор школы эффективно выполняет все мероприятия по энергосбережению, то часть сэкономленных ресурсов пусть остается в его бюджете. А часть экономии должна идти на поощрение коллектива.

Если взять управляющие компании (жилой фонд), то 261-й закон четко прописывает по отношению к ним определенные обязательства по энерго­сбережению. Все дома должны получить класс энергоэффективности. В законе прописана и ответственность компаний, занимающихся эксплуатацией дома, — сохранять класс энергоэффективности на срок, определенный проектом. И, кстати, не только управляющие компании должны предлагать собственникам жилья энергосервисные мероприятия. Такая обязанность есть и у ресурсоснабжающих организаций. Причем собственники должны быть об этом проинформированы. Но этого практически  никто не делает.

— Почему?

— Скорее всего, потому что энергоэффективные мероприятия без привлечения средств невозможны. А где их взять? У собственников жилья таких средств нет, взять с них обеспечение для привлечения внешних источников финансирования  нереально. Кто еще может дать финансовые гарантии? Непонятно. Скорее всего, здесь нужны дополнительные усилия государства. Хотя определенные меры, стимулирующие энергосбережение, заложены в 185-ФЗ. Если бы эти стимулы были усилены государством дополнительно, то тогда энергосервисные компании могли бы активно пойти в сектор ЖКХ. Или, как вариант, управляющие компании самостоятельно стали бы оказывать энергосервисные услуги. 

Предъявите паспорт

— В целом вы чувствуете повышение интереса к энергосбережению?

— Напрямую в нем заинтересованы в первую очередь хозяйствующие субъекты. Я считаю, если в компании не действует энергоэффективный менеджмент, то это означает, что в ее бизнесе что-то неправильно выстроено. Что касается крупных компаний, там  все бывает по-разному. Так, одна корпорация объявила конкурс на энергоаудит всех своих объектов по стране. Сначала заявленная цена равнялась 2,4 млрд. рублей, а затем вдруг конкурс отменили. Через некоторое время объявили новый конкурс на те же самые работы. Но уже за цену 240 млн. рублей. Решили, видимо, сэкономить. Это говорит о том, что даже в крупных корпорациях не все гладко. МУПы же в большей степени заинтересованы сегодня в повышении тарифов, и эту ситуацию надо менять.

— Насколько важна для становления рынка процедура получения энергопаспортов?

— Энергопаспорт — основа будущей эффективности любого предприятия в части использования энергоресурсов. Поэтому паспортизация сама по себе необходима. Другое дело, что паспорт иногда выдает совершенно левая, некомпетентная организация. Например, паспорт должен выписываться  по итогам двух, а еще лучше — трех отчетных периодов. А его выдают за месяц на основе данных, которые предоставляет сам заказчик.

Во-вторых, мероприятия по повышению энергоэффективности в паспортах прописываются неконкретно. Хотя, по сути, эти рекомендации должны быть неким техническим заданием для будущих энергосберегающих решений. Мы сталкивались с тем, что предприятие получало энергопаспорт с неправильными расчетами. А потом, когда выяснялось, что можно получить деньги из бюджета на выполнение мероприятий,  заказчики этого сделать не могли.

— Можно ли говорить о том, что новый рынок будет интересен многим малым и средним компаниям?

— Если говорить об энергоаудите, то в Алтайском крае, по некоторым данным, около 130 организаций предлагают энергоаудиторские услуги. Хотя минимальный комплект оборудования для проведения энергоаудита стоит около 2 млн. рублей. Ясно, что многие при­шли на этот рынок случайно и долго не продержатся. Для профессионалов же из энергетики это может стать определенным стартапом.

Что касается энергосервиса, то в этой сфере сможет работать компания, имеющая доступ к финансовым ресурсам (кредиту, лизингу и т. п.). Поэтому не думаю, что здесь возможно массовое развитие малых  предприятий. Уже есть компании, которые в потенциале станут крупными игроками на рынке. Например, Сбербанк и "Газпромбанк" уже создали подобные структуры.

— Эксперты рынка говорят, что зачастую мы переплачиваем за электрическую и тепловую энергию. Так ли это, на ваш взгляд?

— Это так. Когда потребитель не пытается в этих вопросах разобраться или не имеет для этого достаточной квалификации, так оно и происходит. У нас были случаи, когда мы показывали компаниям, сколько они теряют денег, работая с ресурсоснабжающими организациями в старом формате. Это становилось откровением для собственников компании. Нужно учиться  отстаивать свои интересы в досудебном и судебном порядке. На самом деле зачастую энергоснабжающие организации  пользуются тем, что им позволил  потребитель.

О чем еще рассказал собеседник

О своей компании

— Наша компания создавалась в рамках энергоремонтной группы RMC (в нее входили 10 энергоремонтных предприятий России). Основными акционерами группы являлись западные венчурные фонды. В 2011 году ООО "РМСи-Инжиниринг" вышла из состава группы, произошли перемены в составе участников ООО, было изменено название. На тот момент никаких деловых связей с ФЭСКО у нас не было. Сейчас подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого мы совместно работаем над рядом проектов в  Новосибирске и Липецке. Направления нашей деятельности — энергоремонт, энергоаудит, подряд и энергоконсалтинг. Основные заказчики — "Атомтехэкспорт", "ЗапСибГазпром". У нас есть два обособленных подразделения на Алтае и в Бурятии, также  наши специалисты  работают в Москве, Новосибирске и Кемерове.

О работе в крае

— В Алтайском крае у нас, кроме энергоаудита шести школ, пока ничего не было. Мы здесь просто держим управленческий персонал, связанный с подразделением энергоремонта. Мы только готовимся к активному освоению  регионального рынка.

О СНиПах

— Я бы не стал эту проблему преувеличивать. Конечно, СНиПы необходимо постоянно совершенствовать. Но энергосберегающие мероприятия должны полностью соответствовать СНиПам.

Что мы знаем об Иване шефере

Иван Иванович Шефер родился в Калманском районе Алтайского края 28 декабря 1954 года. В 1981 году окончил Алтайский госуниверситет, исторический факультет. Первое время работал в АГУ, затем в администрации Алтайского края на разных должностях, в том числе вице-губернатором (1991–1992 гг.). После ухода из краевой администрации трудился на различных производственных и коммерческих предприятиях на территории Алтайского и Красноярского краев. Являлся депутатом Барнаульской городской Думы (2004–2008 годы). С 2009 года соучредитель и генеральный директор компании "ЭСКО-Инжиниринг". Женат, воспитывает четырех детей и двух внуков. О своем хобби рассказывает просто: "Футбольный болельщик, переживаю за московское "Торпедо". 

Источник: http://altapress.ru/story/81078

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости