Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

На заседании Общественного Совета обсудили Программу развития конкуренции в Санкт-Петербурге, а также подписали четырехстороннее соглашение о сотрудничестве

Вчера в "Доме предпринимателя" состоялось очередное заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. В нем принял участие Губернатор Георгий Полтавченко.

На заседании рассматривался ход реализации Программы развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы, а также участие  Общественного Совета в работе по проведению анализа и экспертизы нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предпринимательского сообщества.

В мероприятии приняли участие: член Правительства Санкт-Петербурга, председатель КЭРППиТ Евгений Елин, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, заместитель председателя КЭРППиТ Кирилл Соловейчик, а также руководители профильных комитетов, районных Администраций города, члены Общественного Совета.

big_bv5a0073.jpgПредставляя отчет о реализации Программы развития конкуренции в Санкт-Петербурге за 2011 год, Кирилл Соловейчик отметил, что конкуренция стимулирует готовность хозяйствующих субъектов совершенствовать продукт, а также расширяет выбор потребителей. Программа развития конкуренции дает бизнесу ряд преимуществ:

- снижаются административные барьеры;

- снижаются издержки доступа к ресурсам;

- повышается безопасность предпринимательства;

- не допускается монополистическая деятельность;

- создаются новые рабочие места;

- увеличивается платежеспособный спрос.

Форум 038.jpgВ своем выступлении, Кирилл Соловейчик подчеркнул, что на сегодняшний день в Санкт-Петербурге приняты ряд программ, направленных на улучшение инновационного, инвестиционного и предпринимательского климата. Речь идет о комплексной программе «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2012 годы, программе инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, Программе развития предпринимательства в Санкт-Петербурге и программе развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы.

Презентация (PowerPoint, 3,5 Мб)

Доклад Елены Церетели был посвящен вопросу создания в Санкт-Петербурге системы оценки регулирующего воздействия. По словам председателя Общественного Совета, качество государственного регулирования экономики является одним из важнейших факторов успешного социально-экономического развития любой страны. А, как известно, в основе государственного регулирования, лежит нормотворческая деятельность.

- Нормативно-правовые акты, разрабатываемые и принимаемые как на федеральном, так и на региональном уровнях, затрагивают интересы различных слоев общества, и в процессе их разработки необходимо учитывать множество аспектов, связанных с возможными последствиями применения регулирующего решения для той или иной группы лиц, - подчеркнула Елена Церетели. - При этом на этапе разработки проекта нормативного правового акта многие типы воздействия могут быть «скрыты», поэтому в процессе нормотворчества нужны механизмы, позволяющие определить, на кого и как будет воздействовать принятое регулирование.

Предпринимательство, как очень восприимчивая социальная категория, особенно остро чувствует неточность и противоречивость отдельных нормативных актов.

Одним из инструментов, повышающих качество государственного регулирования, является оценка регулирующего воздействия или ОРВ.

ОРВ - это систематический процесс выявления и оценки возможных последствий введения тех или иных норм регулирования, оказывающее влияние на следующие факторы:

- снижает издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, и других заинтересованных лиц по выполнению установленных требований;

- обеспечивает экономию бюджетных средств;

- снижает риски возникновения коррупции;

-улучшает деловой климат и повышает инвестиционную привлекательность

страны или региона;

-повышает доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

Оценка регулирующего воздействия начала применяться еще в 1960-х годах. Первыми ее активно стали использовать США, Австралия, Великобритания, Дания, Новая Зеландия, Нидерланды. С 1980 года она применяется в более половины стран – членов ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития. На постсоветском пространстве механизмы используются в странах Балтии, на Украине.

Элементы ОРВ есть в Казахстане. В настоящее время оценка регулирующего воздействия применяется более чем в 50 странах мира.

В России с 2010 года этот инструмент стал систематически использоваться на федеральном уровне. Решение об обязательном проведении ОРВ было закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

По результатам первого опыта подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России инициировало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. № 94 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым были уточнены отдельные процедурные вопросы проведения ОРВ.

В целях формирования механизма оценки регулирующего воздействия в Министерстве экономического развития Российской Федерации летом 2010 г. был создан соответствующий департамент, а также определен порядок подготовки заключений об ОРВ (Приказ Минэкономразвития России №398 от 31 августа 2010 г).

Принятая на федеральном уровне схема проведения ОРВ отличается от «классического» варианта, используемого в большинстве стран. В России оценка в настоящее время проводится не разработчиком, а специальным органом и не на стадии оценки проблемы, а на стадии уже готового проекта нормативного правового акта. Такая схема предполагает жесткие сроки проведения оценки, ограниченность времени проведения публичных консультаций и очень большую нагрузку на департамент ОРВ, специалистам которого приходится оценивать очень разные проекты за очень короткий срок. В перспективе обязанность оценивать последствия принятия регулирующих решений должна перейти, по мнению законодателя, к инициаторам соответствующего регулирования, за Минэкономразвития же должен остаться только контроль за качеством подготавливаемых заключений об ОРВ.

Первый опыт применения оценки регулирующего воздействия, проектов нормативных правовых актов показал, что ее использование может привести к существенному сокращению издержек предпринимательского сообщества и бюджетов всех уровней на исполнение избыточных требований и осуществление контроля за их соблюдением. Федеральным законодательством предусмотрена целесообразность применение оценки регулирующего воздействия и на уровне субъектов Российской Федерации. Определенный опыт в этой сфере уже есть в Калмыкии, Татарстане, Томске, Москве, в Вологодской области.

Элементы оценки регулирующего воздействия уже функционируют и в Санкт-Петербурге, но не имеют системного характера.

Так, по данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли только в 2011 году в Санкт-Петербурге было принято порядка 1200 нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность. В 2011 году КЭРППиТ в рамках публичных консультаций было оценено около 250 проектов федеральных нормативно-правовых актов. На 12 проектов нормативно-правовых актов были подготовлены заключения с рекомендациями и замечаниями. Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга за 2011 год проведена экспертиза 40 нормативно-правовых актов.

Результативность данной работы можно оценить по следующим показателям:

1. Увеличилось число предпринимателей, реализующих право льготного выкупа, арендуемых помещений благодаря внесению изменений в соответствующие законы федерального и регионального уровней:

в 2009 году - 300 объектов;

в 2011 году – 2500 объектов.

(Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2011 №741-6 внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 03.12.2008 N 748-137 "О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге". В результате  с двух до трех лет увеличен срок рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства; на федеральном уровне отменен НДС при выкупе).

2. Резко сократилось количество обращений предпринимателей, связанных с действиями государственных органов при проведении контрольно-надзорных мероприятий в Юридическую службу Общественного Совета:

в 2009 году - 2500 обращений;

в 2011 году – 1000 обращений.

(Реализация ФЗ № 294).

3. Повысился уровень предпринимательского оптимизма, данный фактор подтверждает рост числа малых компаний (реализация специальной программы поддержки, деятельность Фонда содействия кредитованию малого бизнеса):

начало 2011 года – 301 тыс. малых предприятий;

конец 2011 года – 322,6 тыс. малых предприятий.

Вариант механизма реализации работы с использованием ОРВ, разработанный КЭРППиТ:

schema_orv.jpg

В качестве мероприятий для запуска этого механизма Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга предлагает следующее:

- наделить КЭРППиТ полномочиями по ОРВ нормативных правовых актов, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность, и создать  в структуре КЭРППиТ соответствующее  подразделение;

- разработать проект порядка проведения ОРВ в Санкт-Петербурге;

 - сформировать группу экспертов в рамках Общественного Совета для проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;

- поручить Общественному Совету проведение анализа нормативных правовых актов, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность.

Заседание продолжила Мария Смирнова – заместитель председателя  КУГИ. Она  познакомила участников мероприятия с результатами совместной работы КУГИ и Общественного Совета в части реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 939 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при распоряжении объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга».

«Как известно, 30 апреля 2012 года настает «час Х» для тех объектов потребительского рынка, которые не соответствуют установленным параметрам,- напомнила Мария Смирнова. - Справедлив вопрос: а что делать с теми предпринимателями, чьи объекты были построены до 12 ноября 2007 года  и чьи параметры не соответствуют установленным нормам?

После длительных консультаций с Общественным Советом, мы пришли к следующему  компромиссному решению. Если договор был заключен до 12 ноября  2007 года, а объект не соответствует установленным параметрам, то КУГИ будет продлевать договора аренды при условии увеличения арендной платы в два раза.

Второй вопрос, над которым мы работаем совместно с КЭРППиТ – это упрощение процедуры включения земельных участков в Адресную программу. На данный момент нами разработан  проект документа, который носит достаточно революционный характер. Мы считаем, что согласования, которые необходимы для  включения  земельного участка  в Адресную программу, должны быть получены  один раз. Но что  самое главное – данные согласования должен «собирать» никак не арендатор. И,  наконец, за всеми согласованиями   арендатор сможет следить в Интернете.  Будет разработан принцип «одного» окна и он-лайн  согласований. Мы считаем, что в результате такого подхода, на согласования будет уходить значительно меньше времени».   

По традиции, во второй  части заседания, предприниматели смогли задать интересующие их вопросы Губернатору города, руководству КЭРППиТ, председателю Общественного Совета.

Комментируя выступления предпринимателей, Георгий Полтавченко отметил, что малое предпринимательство – важная часть экономики города. В малом и среднем бизнесе занято более миллиона горожан. Малые предприятия обеспечивают 29 % налоговых поступлений в городской бюджет. «Это огромная сумма. Большое спасибо вам за такой существенный вклад в городской бюджет», – сказал Губернатор. 

В Петербурге сегодня насчитывается 339 тысяч малых предприятий. За прошлый год их число выросло на 38 тысяч предприятий. Георгий Полтавченко подчеркнул, что это говорит о динамичном развитии малого и среднего бизнеса. «От нашей с вами совместной работы зависит экономическое и социальное благополучие горожан. Мы должны работать в тесном контакте и принимать взвешенные решения по самым сложным вопросам. Мы должны выработать механизм совместной ответственности органов власти и бизнеса в создании конкурентной среды, повышении качества товаров и услуг, создании нормальной рабочей атмосферы, в которой развивается малый бизнес», – сказал Георгий Полтавченко.    

big_bv5a0087.jpg

Заседание завершилось подписанием четырехстороннего Соглашения о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга, Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга и общественными организациями «Опора России» и «Деловая Россия». 

Форум 018.jpgПо словам губернатора, это соглашение поможет консолидировать усилия в дальнейшей работе по развитию и укреплению позиций малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. 

big_bv5a0128.jpg

Фото: пресс-служба Губернатора

Источник: http://www.osspb.ru/osnews/8743/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости