Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Пять триллионов обещаний. Что изменится в отношениях власти и бизнеса после 4 марта

Выборы закончились вчера и перенесли всех нас в новую политическую и экономическую реальность. Теперь можно немного отдохнуть от маршей, дебатов, листовок и прочей предвыборной трескотни, чтобы оглянуться. Новая действительность такова, что власти для удержания стабильности придется выполнять взятые на себя многочисленные обязательства. А для этого необходимо кардинально перестраивать всю страну.

Председатель правительства Российской Федерации В.В.Путин. Фото: premier.gov.ru.По оценкам экспертов газеты "Ведомости", предвыборные обещания Путина обойдутся в 5,1 трлн. рублей, которые государству необходимо будет за шесть лет изыскать и инвестировать в экономику и социальную сферу. Очевидно, что взять эти деньги можно тоже только из экономики, если не распечатывать резервный фонд и пенсионные накопления. Поэтому актуальны две проблемы. Первая: кто теперь будет проводить экономическую модернизацию страны? Вторая: чего ждать бизнесу — ужесточения государственной политики в виде увеличения налоговой нагрузки и административного надзора или ослабления? Об этом мы решили побеседовать с нашими экспертами, задав им три вопроса:

1. Какие кадровые перестановки нужны в правительстве?
2. Изменится ли после выборов государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса?
3. Ожидаете ли вы каких-либо изменений в государственной налоговой политике?

Стела Штань,
заместитель председателя комитета по местному само­управлению АКЗС:

1. Мне сложно говорить о перестановках в аппарате правительства, которые произойдут после 4 марта. Хотя, безусловно, они будут и они нужны. А вот что касается муниципальных органов власти, то здесь, могу сказать с уверенностью, в марте – апреле произойдет колоссальное обновление руководителей муниципалитетов. Я считаю, что это нормально и закономерно. К сожалению, есть муниципальные руководители, которые просто не вписываются в реалии сегодняшнего дня, а выборы станут тем стимулом, который может изменить ситуацию.

2. Если говорить о тех ценностях, которые были и которые неоднократно озвучивались в статьях Владимира Путина и его обращениях к населению, то можно сделать вывод, что власть будет больше прислушиваться к бизнес-сообществу при принятии тех или иных законов. Это самое важное. Иногда читаешь закон и думаешь: ну что же вы не посоветовались, не узнали, как все происходит на практике, ведь можно было сделать немного иначе — было бы эффективнее. Вроде бы у нас созданы и общественные институты (Общественная палата, различные советы), но системности и обязательности у законодателей перед ними нет. А если появится, то это станет большим подспорьем. Пока получается так, что даже хорошие идеи, прописанные в постановлении правительства, потом преломляются из-за "технических неполадок". Говоря юридическим языком, у любого закона должна быть правоприменительная практика.

3. Скорее всего, появится "налог на роскошь". Это понятно, правильно и закономерно. Но  что касается, например, изменений в законе об ЛПХ — федералы поторопились, можно было бы найти "золотую середину", не обрушиваться на крестьян. Недавно я была в Бурле, и там четко поставили вопрос: как провести регистрацию действительно безработных, учитывая эффективное использование самозанятости? Чтобы данные отражали реальную ситуацию. А то те, кто на бумаге значатся безработными, на самом деле имеют по сотне овец и, соответственно, высокий доход, с которого не всегда платят налоги. Кстати, с 2012 года мы увеличили отчисления в районы с НДФЛ, чтобы еще раз простимулировать глав что-то делать на местах.

Налоговая нагрузка на бизнес в стране в целом также будет увеличиваться. Но мне приятно, что федеральные власти все больше внимания проявляют к муниципалам, прислушиваются к их мнению. Понимают, что основу пирамиды нужно усиливать и финансово, и материально, и кадрово.

Геннадий Малков,
директор агентства недвижимости "Дом":

1–3. Теоретически в выборах победить может любой кандидат. Но, по данным различных соцопросов, лидером гонки является Путин. Если он победит, то возникнет парадоксальная ситуация, когда Путин как премьер должен будет отправить все правительство в отставку и просить нового президента, то есть себя самого принять свою премьерскую отставку. Новым премьером будет назначен Медведев, который свою  премьерскую программу пока не публиковал. Можно предположить, что задачей премьера будет исполнение  предвыборных обещаний Путина. Если говорить о составе будущего правительства, то в случае победы Путина оно изменится не более чем наполовину.  В остальных случаях будет полностью обновлено.

Все предвыборные обещания Путина, если он их планирует выполнять, основательно перегрузят бюджет страны. Государству придется искать источники пополнения бюджета. Боюсь, что этого можно достичь только двумя путями: повышением налогов или печатным станком. Ни одна из этих мер не обрадует ни представителей бизнеса, ни остальное население. Может быть, есть третий путь, но я его не вижу при таком раскладе.

Отношения государства и бизнеса не улучшатся. В идеале роль государства должна сводиться к решению задач по обеспечению конкурентоспособности страны на международном уровне и обеспечению населения своей страны правами и возможностями для достижения ими основных жизненных благ вне зависимости от принадлежности гражданина  к конкретной социальной группе. Как мне кажется, новой власти есть над чем работать.

Борис Вольф,
председатель Совета предпринимателей при главе Немецкого национального района:

1. После выборов произойдет очередная перестановка — Медведев займет место Путина, Путин заменит Медведева. Состав правительства останется прежним. И мы будем жить по старым правилам. Мне же кажется, что необходимо разделить Минздравсоцразвития на Министерство труда и Министерство здравоохранения. И снять с должности Татьяну Голикову, потому что министерство под ее руководством не справляется со своими задачами. В здравоохранении сейчас много проблем, они не решаются. В конце 2011 года я присутствовал на всех отчетах глав сельских советов у нас в районе. И в каждом из них говорили о нехватке кадров и низких зарплатах в здравоохранении. Про то же образование, например, не было сказано ни слова.

2. Я не верю, что госполитика в отношении бизнеса как-то изменится, хотя это и необходимо. Число предпринимателей сокращается. В 2011 году в нашем районе по программе самозанятости было зарегистрировано 70 предпринимателей. Из них половина не смогла адаптироваться в бизнесе и прекратила свою деятельность. Конечно, финансовая поддержка начинающим сейчас оказывается, но выходит так, что одной рукой дают, а другой забирают в виде налогов, социальных отчислений. Необходимо на три года освободить начинающих предпринимателей от налогов, чтобы они могли встать на ноги. 

3. Сейчас много говорят о переходе на патент. Я считаю, что делать этого не нужно. Лучше оставить ЕНВД, потому что он хорошо себя зарекомендовал, у предпринимателей нет жалоб. Вообще, в системе налогообложения, на мой взгляд, не нужны изменения. Налоги нас не душат. А вот отчисления в социальные фонды до сих пор остаются высокими. Их уменьшили на 4%, но этого явно недостаточно.

Владимир Шпенглер,
председатель Алтайской краевой торговой ассоциации:

1. Мне сложно судить, но, насколько я знаю, во многих сферах жизнедеятельности у нас есть проблемы. Это касается здравоохранения, военной сферы и т. д. Менять состав правительства можно: у нас есть профессионалы, потенциал которых нужно задействовать. Незаменимых людей нет, но бездумные перестановки тоже не нужны. Поэтому к подобным вопросам нужно подходить очень ответственно. Я считаю, что после президентских выборов перемены в правительстве однозначно будут.

2. Приезд на Алтай министра сельского хозяйства показал, что у власти есть желание что-то менять. Есть реальные деньги, которые государство готово выделять на поддержку отраслей. Дай бог, чтобы этот подход сохранился. Нужно верить, что к фермерам, предпринимателям и крупному бизнесу подход будет более взвешенным, что будет оказываться реальная помощь. Важно, чтобы отношение к бизнесу было не таким, как на дороге, когда за каждый проступок приходится платить штраф. В большей степени государство должно предупреждать и помогать.

3. Не ожидаю. Но есть надежда, что снижение налоговых ставок все-таки произойдет. Даже если, к примеру, страховые взносы будут снижены на 3–5%, это будет реальной помощью.

Александр Терновой,
председатель совета директоров агропромышленной группы "Алтайские закрома":

1. Я убежден в том, что правительству России нужны изменения. Во-первых, средний возраст членов правительства не должен превышать 50 лет. Во-вторых, каждое направление должны представлять профессионалы, а не люди, которые пришли совершенно из другой отрасли. На мой взгляд, члены правительства не имеют права владеть  недвижимостью или бизнесом за границей, потому что в этом случае они работают уже не в интересах своего государства. 

2. После выборов президента государственная политика в отношении бизнеса ужесточится. На сегодняшний день в России построена авторитарная модель управления, а не демократическая. За последнее время обещаний по социальным обязательствам дано очень много. Однако ресурсы для их исполнения в России ограничены текущими налоговыми поступлениями. Я предполагаю, что в отношении бизнеса, не аффилированного с властью, ужесточение будет наиболее сильным.

3. Налоговая нагрузка на бизнес будет расти, другого выхода государство само себе не оставило. Если этого все же не произойдет, значит, деньги, выведенные фирмами, аффилированными с властью, за границу, возвращаются в страну.  По поводу налоговых отчислений у меня вообще имеется множество вопросов. К примеру, я бы хотел спросить у губернатора края Александра Карлина: оправдались ли вложения краевых бюджетных средств в инфраструктуру проекта "Алтайский бройлер" и сколько это предприятие ежегодно отчисляет налогов в бюджет?

Олег Красноперов,
директор психосоматического центра "Сон", председатель Алтайского регионального отделения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики:

1. Если глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова уйдет в отставку, как пишут сегодня СМИ, — это будет просто прекрасно. У г-жи Голиковой нет медицинского образования, как можно было позволить ей так долго руководить здравоохранением России, непонятно. Что может быть хорошего в деле, которое направляет непрофессионал? Все практикующие медики страны придерживаются мнения, что высшее руководство в их сфере пора менять. Да и не только в ней. На мой взгляд, в государственном управлении всеми отраслями необходимы новые лица. Пока мы зачастую видим просто перемещения одних и тех же персонажей из одного кресла в другое.

2. Никак не изменится. Что может измениться при том же самом президенте? Господдержка, как и прежде, будет предоставляться только государственным медицинским учреждениям.  Про частно-государственное партнерство говорят с 2009 года, но тут дело совсем глухо. Теперь, когда федеральный закон об основах охраны здоровья граждан официально разрешил государственным больницам брать деньги за свои услуги, никакого партнерства точно не будет. Зачем помогать конкурентам РФ?

3. Для бизнеса особых изменений не жду. Разве что примут опять какую-нибудь прогрессивную ставку транспортного налога. У меня машина "Лексус", я за нее плачу 33 тыс. рублей в год. Власти хотят оставить эту ставку налога для тех, у кого объем двигателя больше 2,5 литра. Это значит, что все владельцы автомобилей с таким двигателем будут платить большие суммы, чем остаточная стоимость самой машины. В этом случае налог ударит по среднему классу, но никак не по олигархам. На мой взгляд, транспортный налог должен зависеть от стоимости автомобиля.

Эдуард Черченко,
исполнительный директор Алтайского регионального отделения общественной организации "Деловая Россия":

1. Нужны министры, нацеленные на развитие несырьевой экономики.

2. Безусловно.

3. Необходим налоговый маневр, то есть перенос нагрузки с производства на потребление.

"Деловая Россия" предлагает следующие меры: НДС — 15%, налог на прибыль — 15%, страховые взносы (бывший ЕСН) — 15%.

Путин — о налогах

"Налоговая политика государства должна быть справедливой и эффективной, она должна не только обеспечивать текущее наполнение бюджета, но и стимулировать создание новых предприятий, новых рабочих мест, расширение налоговой базы. Это позволит обеспечить высокий уровень социальной поддержки и качества жизни граждан.

Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора — это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен, дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров. При этом под такие меры не должны попасть представители среднего класса.

Большой резерв — в наведении порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придется конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства.

Мы также будем качественно улучшать работу с налогоплательщиками за счет перехода к полноценному электронному обмену документами с органами налогового контроля, сокращения сроков и количества налоговых проверок, упрощения налоговой отчетности".

(Из предвыборной программы Владимира Путина.) Источник: www.putin2012.ru

Источник: http://altapress.ru/story/81527

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости