Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Новый принцип наполнения казны. Дискуссию о фискальной реформе продолжает барнаульский бизнесмен Юрий Фриц

 

 

Мы рассказали о налоговом маневре, который предлагает совершить общественная организация "Деловая Россия" с целью уменьшения дефицита Пенсионного фонда РФ и снижения нагрузки на бизнес. Тогда же мы предложили нашим читателям высказаться на данную тему. Первым откликнулся генеральный директор Группы компаний "Сибирь-Контракт" Юрий Фриц. Он предложил совершенно новую по смыслу и содержанию налоговую доктрину.

— Заранее приношу свои извинения за некоторый пафос данной статьи. К идеям и доводам, представленным здесь, пожалуй, стоит относиться с определенной долей здорового скептицизма. Более того, я рассчитываю на конструктивную критику и оценку предлагаемой доктрины, поскольку не считаю себя специалистом в области налогообложения, финансово-экономических принципов функционирования государственной системы, бюджетной и кредитной политики. Все доводы и постулаты предлагаемой доктрины основаны на жизненном опыте, здравом смысле и являются продуктом моих размышлений.

Главный смысл и аксиома предлагаемой "Новой налоговой доктрины" заключается в абсолютном, всеобъемлющем и бесповоротном отказе от всех существующих налогов, то есть — совершенно от всех. Сразу хочу оговориться, что не являюсь анархистом, сектантом или каким-либо другим экстремистом. Я четко понимаю роль и необходимость государства как института и фундаментального регулятора и организатора жизни и существования сегодняшнего общества. Я осознаю, что одним из главных принципов продуктивности государственной системы является наличие финансовых ресурсов для выполнения необходимых функций и деятельности институтов и структур государственной машины.

Не вдаваясь в подробности этих функций, я просто предлагаю кардинальным образом перестроить принципы наполнения казны для выполнения оных. И основой для этого должен стать один-единственный налог — налог с оборота средств (НОС), обязательный к уплате всеми субъектами финансово-хозяйственных отношений. Это должен быть налог либеральный, стимулирующий развитие предпринимательства, промышленности и сферу услуг. И вместе с тем это должен быть налог, за неуплату которого наступает жесточайшая ответственность. Ответственность, которая не позволит появиться даже мысли "не заплатить налог с оборота".

Разные отрасли — разные ставки

Очевидно, что это будет не одинаковый по размеру налог для всех субъектов финансово-хозяйственных отношений. Не могут быть равнозначны отчисления у нефтяной компании, дорогого ресторана и фирмы по пошиву детских варежек. Переход на единый налог с оборота средств должен сопровождаться всесторонним и глубочайшим анализом всех сторон финансово-хозяйственной деятельности в стране.

Во-первых, должна быть проведена классификация предприятий по видам деятельности (например, аналог существующего ОКВЭД). Во-вторых, должна быть проанализирована доходность каждого вида деятельности, причем с учетом региональных особенностей.

В-третьих, государством должны быть расставлены приоритеты — какие виды деятельности необходимо стимулировать в большей степени, а какие в меньшей.

Рискую навлечь на себя гнев предпринимателей, занимающихся тем или иным бизнесом, но попробую сформулировать принципы формирования НОС. Например, государство говорит о необходимости развития малого и среднего бизнеса. Давайте установим НОС для субъектов МСП, работающих в сфере производства товаров народного потребления, например, в размере 1–3% от оборота. Для кафе, парикмахерских и других фирм, работающих в сфере оказания услуг населению, — 3–5%. Для ресторанов, VIP-салонов, предлагающих услуги высоко обеспеченным слоям населения, — 10%. То же самое для промышленных предприятий. Допустим, мы считаем необходимым развитие предприятий машиностроения — устанавливаем для них 3–5%-ный НОС, а для предприятий, выпускающих яхты и дорогие автомобили, — 10%.

Экспорт и импорт

Отдельная история с предпри­ятиями-монополистами. Государство могло бы установить сколько угодно большой НОС для этой сферы деятельности. Например, для нефтегазовой отрасли с ее сверхдоходами, казалось бы, можно установить налог с оборота средств и 20%, и 30%, и 50%. Но не все так просто.

С одной стороны, все понимают, что большой налог — это высокая цена для потребителей и как следствие — дополнительная нагрузка на бизнес. С другой — чрезмерное налогообложение может затормозить развитие отрасли и освоение новых месторождений, и низкий налог приведет к выпадению доходов государства и чрезмерному росту доходов нефтегазовых компаний. Компромисс, как всегда, на мой взгляд, находится посередине.

Во-первых, необходимо разделить ресурсы, направленные на экспорт и внутреннее потребление. Нефть и газ, идущие на экспорт, должны облагаться дифференцированным налогом с оборота средства в зависимости от мировой цены на ресурс. Больше цена — больше НОС (что в принципе происходит и сегодня с акцизами). Одно "но"! Что будет при существенном падении мировой цены (например, до уровня себестоимости добычи и транспортировки). А вот здесь должен быть проявлен государственный подход к проблеме. Я глубоко убежден, что в этом случае продажа ресурсов должна быть приостановлена. Разбазаривание природных ресурсов, достояния страны не может быть допустимо ни при каких спекуляциях и махинациях на мировом рынке. Государство должно это закрепить на законодательном уровне, и любой зарубежный потребитель наших природных ресурсов должен понимать, что ниже определенной цены (как бы ни складывалась конъюнктура на мировом рынке) он не купит наши природные ресурсы ни при каких обстоятельствах.

Совершенно иная получается ситуация при формировании цены на внутреннем рынке. Здесь государство должно найти баланс интересов между пополнением бюджета и поддержкой промышленности и малого бизнеса. Цена на услуги естественных монополий должна быть абсолютно регулируемой в зависимости от: 1) себестоимости продукта, 2) необходимой и достаточной доходности продавца услуг и ресурса, 3) доходов бюджета.

Главный принцип, который необходимо поставить во главу угла, — это необходимость ухода от сырьевой зависимости бюджета и переход на получение доходов от развития и деятельности реальных секторов экономики.

Возвращаясь к налогу с оборота средств, необходимо сказать, что при его формировании государством должны быть учтены по возможности все нюансы деятельности предприятий и фирм в той или иной отрасли. При этом характер налогообложения будет носить не фискальный, а в первую очередь стимулирующий характер.

Принцип необходимой достаточности

Теперь хотелось бы перейти к принципам и критериям, которые нужно положить в основу при формировании ставок НОС. Это один из основных и фундаментальных вопросов. При его формировании государственные органы будут руководствоваться принципом необходимой достаточности. Для этого должны быть сформированы объемы денежных средств, необходимых для выполнения федеральных, региональных и местных полномочий органами власти в минимально достаточных объемах.

Рассмотрим федеральный уровень. Допустим, для поддержания обороноспособности страны необходим определенный уровень средств. Для содержания госаппарата в минимально обоснованном объеме — столько-то. Для выплаты достойных зарплат учителям и врачам — столько-то. Для достойного содержания пенсионеров — столько-то. Главное, что должно учитывать государство при переходе на НОС, — это принцип минимальной достаточности. Должна быть проведена оптимизация госаппарата и его расходов. Необходимо отказаться от чрезмерных и необоснованных затрат, но при этом, безусловно, должны быть взяты социальные обязательства в полном объеме (бесплатное образование, действительно бесплатное медицинское обслуживание, достойное обеспечение пенсионеров, инвалидов и других социально уязвимых групп) и т. д.

То же самое необходимо сделать на региональном и местном уровнях. Таким образом будет сформирована расходная часть бюджетов всех уровней для выполнения государством своих функций в минимально необходимом объеме.

Далее. В органах статистики наверняка имеется информация об обороте денежных средств по отраслям, предприятиям, частным предпринимателям, банкам и другим субъектам финансово-хозяйственных отношений. Исходя из всестороннего анализа комплекса информации, должны быть установлены ставки НОС. Это достаточно кропотливая, но выполнимая задача. Главное, чтобы ставка ни в коем случае не была обременительна для предприятия, фирмы и частного предпринимателя, а, наоборот, всячески стимулировала бизнес на развитие и позволяла наполнять бюджеты до минимально необходимого уровня.

Что в итоге получится

А теперь давайте посмотрим, какие перспективы откроет перед нами переход на новую систему налогообложения.

1. Исключительная простота начисления, уплаты и администрирования. Сегодняшняя налоговая система — это огромная головная боль не только для профессиональных бухгалтеров, но и для руководителей, кадровиков да и просто делопроизводителей, так как даже объем бумажного оборота превосходит все разумные масштабы. Рискну утверждать, что в стране нет специалиста, который на все 100% знал бы тонкости налогового законодательства с его нормативными и подзаконными актами. Каждый квартальный и годовой отчет — это аврал. И даже самый грамотный специалист не застрахован от ошибок, следствием которых могут быть большие неприятности для работодателя. В "Новой налоговой доктрине" весь расчет суммы налога укладывается в два арифметических действия.

Порядок уплаты также можно сделать достаточно либеральным. Налогоплательщик мог бы, исходя из финансово-экономического положения, сам выбирать порядок оплаты налога. Это может быть и предоплата, и помесячная оплата, а возможно, и отсрочка платежа, хотя в этой ситуации отсрочка на срок более трех месяцев может вводить недобросовестных предпринимателей в соблазн создания фирм-однодневок.

И, наконец, администрирование. Я думаю не намного ошибусь, если скажу, что десяток проверяющих в течение месяца способны проверить декларации и правильность уплаты налога всех предприятий и предпринимателей такого города, как Барнаул, а может, и Новосибирск (контроль за оборотом субъектов финансовых отношений — другой вопрос).

2. Смею утверждать, что переход на новую систему налогообложения приведет к неминуемому и существенному росту заработных плат. Во-первых, совершенно отпадает необходимость сокрытия заработной платы. Во-вторых, выпадающий НДФЛ и ЕСН должен быть направлен на повышение уровня зарплаты. Вообще, снижение налоговой нагрузки — мощный стимул роста зарплат. Как следствие рост потребления в стране, рост производства, рост оборота предприятий, рост налоговых исчислений. Круг замкнулся.

3. Поэтапный и неизбежный рост доходов бюджета всех уровней. Либеральная и прозрачная налоговая система неизбежно приводит к развитию бизнеса, росту производительности труда. Следствием роста оборотов предприятий становится рост отчислений в бюджет и, соответственно, пропорциональный рост расходов государства на зарплаты служащих, учителей и врачей, рост пенсий, увеличение объемов дорожного строительства и т. д.

Например, если сегодня служащий получает 20 тыс. рублей, то нетрудно подсчитать, что если ежегодный рост ВВП достигнет 10% (разрешите уж немного помечтать), то через пять лет зарплата того же служащего составит уже 32 тыс. рублей. И это в чистом выражении, без учета инфляции.

Дополнительно необходимо отметить, что в силу вступают еще и психологические факторы, когда каждый член общества (в том числе и чиновник) понимает, что развитие инфраструктуры и его личный доход напрямую и пропорционально связаны с развитием промышленности и предпринимательства. И как следствие начинает меняться социально-психологическая атмосфера в обществе.

Источник: http://altapress.ru/story/82452

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости