Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Виктор Харченко, заместитель генерального директора АНО «ИКЦ «Бизнес-Тезаурус». Что такое МФЦ и как они облегчают нашу жизнь. Часть первая

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Недавно российское правительство внесло на рассмотрение депутатов Госдумы законопроект, призванный расширить возможности использования многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг - так называемой службы «одного окна».
Новостные сайты Рунета сразу же просто захлебнулись от восторга, перечисляя все те добрые дела, которые смогут отныне сделать для рядовых граждан, предпринимателей и даже госструктур работники МФЦ. Работодатели смогут получать через центры информацию о ситуации на рынке труда. Антимонопольные органы через многофункциональные центры можно будет уведомить об осуществлении сделок. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, смогут через МФЦ подать заявление, в том числе в электронной форме. Более того, центр сможет выдать копию решения о предоставлении земельного участка в собственность с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Один из популярных интернет-ресурсов в заголовке к своей информации написал даже, что «в Госдуму внесен законопроект, позволяющий по интернету жениться, жаловаться и просить о перепланировке». Слава богу, что никому не пришло в голову написать о законодательном закреплении за МФЦ услуг по деторождению через интернет.
Что же происходит на самом деле, что такое МФЦ, что они могут и зачем были созданы? С такими вопросами мы обратились к заместителю генерального директора АНО «ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» Виктору Харченко, человеку, который в 2006-2008-м годах принимал участие в проекте по созданию в стране первых многофункциональных центров.

- Виктор, давайте начнем с дня сегодняшнего. Вот появился новый законопроект о многофункциональных центрах по предоставлению государственных и муниципальных услуг - так называемой службы «одного окна». Но они ведь уже работают. Зачем новый закон?

- Дело в том, что регламентация их деятельности постоянно уточняется. Например, есть проблема, связанная с тем, что органы власти, которые через центры предоставляют услуги, приглашаются туда по соглашению сторон. Схема такова: учредителем МФЦ может быть либо регион, либо муниципалитет. Есть разные формы, в которых центры существуют, - это может быть автономное бюджетное учреждение, государственное или муниципальное учреждение.

- Но они ведь оказывают государственные услуги.

- Да, но еще до принятия федерального закона о МФЦ некоторые из них вообще создавались в форме ООО и оказывали платные услуги. Ведь начиналось это как некий эксперимент в 2006-м году. Сначала была высказана идея. Потом остановились на определенных формах ее воплощения. Потом договорились, какие там будут оказываться услуги. Затем были определены требования к МФЦ. Сейчас проблема в том, что нет единой формы соглашения между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.

- А о чем должны быть эти соглашения?

- Есть проблема: если центр оказывает услуги, относящиеся к ведению федеральных органов власти, то кто несет расходы по предоставлению МФЦ этих услуг. Если МФЦ учреждает регион, то речь идет о переводе туда части услуг с федерального уровня. Работа по приему, рассмотрению документов и так далее ложится на плечи сотрудников МФЦ. Если они работают в структуре региональной власти, то их работу спонсирует регион. Но, если они выполняют работу сотрудников федеральных органов, то федеральная власть должна выделять власти региональной какие-то субсидии. Есть ведь затраты на зарплату, накладные расходы и тому подобное.
Но из федерального бюджета деньги на содержание МФЦ не выделяются.

- Почему? Как могут не выделяться деньги, если МФЦ выполняют работу федеральных органов?

- Дело в том, что первоначально значительная часть МФЦ была создана за счет федеральных средств. Регионы подавали заявки на конкурс в Минэкономразвития, указывали, какое софинансирование есть у них и получали по конкурсу федеральные средства на создание центров.
Федеральная помощь шла на строительство центров, их оборудование.

- А теперь федералы считают: мы вам свое уже проплатили, теперь работайте сами?

- Тут могут быть разные мнения. Во-первых, оплатили не всем: не было обязательства оплатить все МФЦ. Во-вторых, теперь перед федеральной властью стоит задача, чтобы к концу этого года в каждом районе каждого региона был МФЦ.

- А зачем?

- Я не знаю, но это уже другой вопрос: задача поставлена. При этом есть ссылки на то, что 90% опрошенных граждан, пользовавшихся услугами МФЦ, признает эти услуги качественными. То есть им больше нравится получать услуги в центрах, чем в органах власти. Здесь есть, где оставить ребенка, есть кондиционеры, есть, где посидеть, а сотрудники улыбаются вам.
А вносимые в закон поправки касаются, в первую очередь, уточнения структуры соглашения: кто кому что должен. Не будем скрывать: как в условиях отсутствия федерального закона будет создан тот или другой центр, зависело от воли губернатора – он принимал решение, в какой форме создавать центры.
К тому же новый закон касается не собственно закона о МФЦ: им вносятся поправки в другие законы. Дело в том, что у нас в ряде услуг гражданин должен лично прийти и самостоятельно взаимодействовать с органом власти, оказывающим данную услугу. Например, он должен лично прийти в Росреестр к регистратору, где в его присутствии совершаются определенные действия: регистратор в вашем присутствии должен заверить какой-то документ.
Поэтому, когда создавались МФЦ и туда передавались самые массовые услуги, получилось так, что во многих центрах сидели сами чиновники. Их просто пересадили с одного места на другое. И это не решало в полной мере проблему взаимодействия с чиновниками, проблему того коррупционного механизма, которую должны были снять сотрудники МФЦ. Сейчас сотрудники центров по большинству услуг не являются чиновниками, хотя и являются бюджетными служащими. Они гораздо более ориентированы на заявителя - клиента, как в банках. Они сориентированы на конструктивное взаимодействие, на психологию «продавца» и так далее.
И вот новый закон – это поправки в другие законы, которые разрешают передавать в МФЦ полномочия по предоставлению услуг. Чтобы там сидели не сами сотрудники органов власти – в этом случае их бессмысленно было создавать, а служащие МФЦ, с органами власти взаимодействующие.
Например, граждане должны лично прийти в ЗАГС, чтобы подать заявление о браке. А так вы можете прийти в МФЦ и подать заявление универсальному специалисту.
Еще поправки в закон связаны с тем, что, если вы обращаетесь в органы власти, то на их сотрудников в связи с кодексом о правонарушениях висит ответственность за неправильное оказание государственных услуг. Там есть ряд статей, связанных с тем, что чиновник не исполняет свои обязанности.

- А работнику МФЦ нельзя ничего инкриминировать?

- По сути – да. Мы сталкивались с тем, что сотрудник центра, когда что-то теряет, несет ответственность только в рамках своего трудового договора с работодателем (дирекцией МФЦ). А сам МФЦ как юридическое лицо несет ответственность, предусмотренную в соглашении, которое подписано с федералами, местными органами власти и так далее. Если ничего этого не прописано, то и ответственности никакой нет. Теперешние поправки устанавливают ответственность МФЦ и его сотрудников. К тому же устанавливается ответственность за неразглашение сведений, чтобы сотрудники центров не торговали информацией – коммерческой, налоговой и так далее.
В принципе чем хороша была эта модель: был эксперимент, потом его расширили. Потом лучшие практики стали зарождаться под эгидой губернаторов, доказывавших, что они лучшие. Затем эти лучшие практики узаконили на уровне постановлений правительства, а худшие запретили.

- А что за худшие практики?

- Это когда МФЦ создавались в форме акционерных обществ и с людей брали плату за услуги.
Оставалась еще проблема, что законодательно не было закреплено положение о центрах. Было только постановление правительства. Наконец, в позапрошлом году была принята в качестве статьи закона рамочная норма, которой устанавливался статус МФЦ. Только потом в 2010-м был принят закон, в котором было прописано предоставление услуг МФЦ. И сейчас, когда уже накоплена правоприменительная практика, выявлено значительное количество проблем, решено сделать точечные поправки, чтобы эти проблемы решить.
При этом я считаю, что основной вопрос: как федеральный центр будет возмещать регионам издержки за предоставление федеральных услуг, пока не решен. В свое время были сделаны поручения Минфина, чтобы решить его, но я как-то не припомню ничего о принятых решениях.

Продолжение следует.

Беседовал Владимир Володин


Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости