Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

В Санкт-Петербурге прошел бизнес - форум

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев принял участие во втором бизнес-форуме «Единое экономическое пространство: новые возможности промышленного развития», который состоялся 15 июня в Санкт-Петербурге.

Бизнес-форум организован в 2010 году ведущими деловыми ассоциациями трех стран: «Российским союзом промышленников и предпринимателей», Конфедерацией промышленников и предпринимателей (нанимателей) Республики Беларусь и Национальной экономической палатой Казахстана «Союз «Атамекен».

Два года работы показали, что бизнес-диалог оказался востребованной инициативой, позволившей вписать деловые круги в механизмы управления и администрирования Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана (ЕЭП) с самых первых этапов его формирования. Об этом участникам форума напомнил Александр Шохин - президент «Российского союза промышленников и предпринимателей».

«Тема сегодняшней встречи – это не только обсуждение общих вопросов интеграции, преимуществ интеграции и кооперации, но и выяснение конкретных вопросов, решение которых должно способствовать лучшей промышленной кооперации, - подчеркнул Александр Шохин.- При этом мы вышли за рамки конкретных примеров промышленной кооперации. Во-первых, безусловно, целый ряд системных вопросов должен быть решён, с тем, чтобы промышленная кооперация шла успешней, и эти темы сегодня назывались. В частности, это и налоговая тематика, в том числе процедура возмещения налога на добавленную стоимость, совмещение электронных технологий и таможенного декларирования, декларирование НДС. Пока что тут в каждой из стран есть свои проблемы, и совместимость этих электронных технологий ещё должна быть достигнута. Проблема технического регулирования: тот факт, что и Евразийская комиссия, и совет Евразийского союза приняли несколько десятков регламентов, тем не менее, не снимает с повестки дня вопрос ускоренного рассмотрения технических регламентов, с тем чтобы была создана база технического регулирования, на её основе были приняты стандарты. И нам очень важно, чтобы та компетенция, которая, по сути дела, ознаменовала собой переход от Таможенного союза к единому экономическому пространству (а именно формирование единой базы технических регламентов и стандартов), чтобы вот эта компетенция Евразийской комиссии была реализована максимально быстро при сохранении, об этом тоже говорилось, публичности обсуждения технических регламентов и максимального привлечения бизнес-сообщества к разработке стандартов.

Безусловно, очень много вопросов связано с теми реализациями, имплементацией тех соглашений, которые уже подписаны или должны быть подписаны до конца года. В частности, ясно, что промышленная кооперация во многом связана с доступом компаний наших стран на рынке друг друга, а это включает в себя и доступы к государственным закупкам, в том числе осуществляемым в электронной форме, и проблема промышленных субсидий должна на недискриминационной основе решаться, с тем чтобы компании наших стран не оказывались в дискриминационном положении. Безусловно, важным вопросом, и об этом многие выступающие говорили, является формализация процедур участия бизнеса в подготовке нормативно-правовой базы Евразийского союза и мониторинги законодательства, мониторинги применения этой базы. Мы подготовили проект меморандума о сотрудничестве бизнес-диалога трёх стран с Евразийской экономической комиссией и рассчитываем сегодня подписать этот меморандум.

Очень подробно обсуждались инструменты, технологии промышленной кооперации. В частности, речь идёт и о совмещении, гармонизации национальных программ промышленного развития: в каждой из стран есть свои программы, они исходят из несколько, может быть, разных предпосылок (разные временные горизонты), и было бы, наверное, правильно, чтобы такие программы были максимально скоординированы и по срокам, и по механизмам реализации. Безусловно, мы не рассчитываем на то, что правительства будут создавать сверху административным путём холдинги, промышленные и финансовые группы. Безусловно, важно, чтобы был создан благоприятный климат для слияний, поглощений, реализации совместных проектов, и, безусловно, если этот благоприятный предпринимательский инвестиционный климат будет создан, то компании не только найдут друг друга, но и сумеют реализовывать совместные проекты, с тем чтобы лучше конкурировать на рынках третьих стран и на общем рынке с иностранными компаниями. В этой связи очень важно, безусловно, поддерживать те проекты, которые уже сам бизнес нащупал: проекты кооперации. Я тут не имею, наверное, времени перечислить всё то, что называлось здесь в качестве уже реализуемых проектов кооперации. Назову лишь отрасли – это и автопром, это и электроника, это и совместное производство авионики, производство спутников высокоточного зондирования земли, это и совместные проекты научно-исследовательских структур, которые сейчас в большей части являются корпоративными центрами исследования и разработок, и, безусловно, научные кластеры – это то, что сохранилось в наших странах, и вполне возможно объединение усилий в этой области.

В сфере атомной энергетики и энергомашиностроения есть проекты. Сегодня мы находимся на площадке «Силовых машин». И «Силовые машины», и Ижорские заводы участвуют в проектировании и строительстве новой белорусской АЭС, в частности. Есть проекты у холдинговой компании «Ленинец» совместно с РЖД и реализуются они совместно с Казахстаном. В авиационной промышленности кооперация на высоком уровне находится. Но перечисление этих проектов не входит, наверное, в главную задачу нашего форума, нашей конференции. Нам очень важно услышать от руководителей Правительства, какие инструменты, какие механизмы стимулирования промышленной деятельности, стимулирования инвестиционной деятельности в каждой из стран будут приниматься и какие механизмы наднационального уровня будут способствовать промышленной кооперации и промышленному росту? Мы, кстати сказать, выходили не только за рамки собственно промышленной тематики в системные вопросы, о части из которых я сказал, но мы выходили и в смежные сферы экономики: не обошлось и без агропромышленного комплекса, много внимания мы уделили обсуждению транспортно-логистической инфраструктуры. Без эффективного использования совместной общей инфраструктуры, скажем, железных дорог – это пример совместимости наших транспортно-логистических схем, мы, безусловно, не используя это явное конкурентное преимущество и тот же промышленный рост, промышленную кооперацию, в полном объёме не сможем реализовать её потенциал.

Конкретные темы, которые наверняка будут обсуждаться и вами сегодня, связаны с вступлением России во Всемирную торговую организацию и с теми обязательствами, которые члены Евразийского и Таможенного союза берут на себя в связи со вступлением России в ВТО. В частности, называлась тема размещения производства автокомпонентов в связи с той схемой промышленной сборки, которая будет реализовываться в России в переходный период до 2018 и 2020 годов. Я думаю, что такого рода механизмы, инструменты, могут быть реализованы и в целом ряде других отраслей, но с учётом, естественно, уже тех правил и процедур, которые вытекают из законодательства Всемирной торговой организации. Безусловно, к отдельным таким инструментам реализации промышленной политики относятся и промышленные кластеры, и технопарки, и зоны, которые в национальном масштабе есть, и некоторые из них можно сделать транснациональными. Здесь наверняка нужна не столько, может быть, директивная какая-то технология, сколько информация о возможностях реализации бизнес-проектов на территории технопарков, индустриальных парков друг друга.

В целом мы считаем, что проведение Евразийского бизнес-форума – вещь, безусловно, полезная, и мы рассчитываем, уважаемые руководители правительств, на то, что ежегодно в рамках встреч глав правительств мы будем иметь возможность докладывать вам и о своём видении перспектив развития Евразийского союза, и о тех проблемах, которые должны быть решены для более динамичного и ускоренного формирования единого экономического пространства».

Председатель совета директоров, генеральный директор ОАО «Северсталь», генеральный директор ЗАО «Севергрупп» Алексей Мордашов положительно оценил создание единого экономического пространства.

- …Из существующего в Белоруссии и Казахстане флота энергогенерирующего оборудования более половины изготовлено в своё время «Силовыми машинами», - отметил Алексей Мордашев. - В Российской Федерации 65% примерно флота изготовлено «Силовыми машинами». И всё это создает хороший потенциал для сотрудничества, кооперации в области развития, ремонта этого оборудования и дальнейшего наращивания энергопотенциала всех наших стран.

Сегодня в разработке и реализации «Силовых машин» находится порядка 24 проектов с Казахстаном, с Белоруссией, в том числе такие большие и значимые, как участие в строительстве Белорусской атомной станции, которое, мы надеемся, состоится, и мы будем в нём участвовать. Очень важный для нас проект есть, также очень яркий и хороший проект взаимодействия – с Белорусским автомобильным заводом по промышленной кооперации, когда «Силовые машины» делают узлы, агрегаты, которые устанавливаются на большегрузные самосвалы, карьерные, которые в том числе поступают потом на горные предприятия Российской Федерации. В целом мы видим большой потенциал развития и сотрудничества с тем же БелАЗом: сейчас мы прорабатываем возможные вопросы создания совместных предприятий с БелАЗом по производству автокомпонентов. И это далеко не единственный пример удачной координации между предприятиями России, Белоруссии и Казахстана…

Но что бы хотелось подчеркнуть, пользуясь присутствием высоких руководителей в этом зале? Сегодня, как мне кажется, мы находимся в той фазе, когда не общие декларации и общие слова, зачастую очень правильные и хорошие, будут определять эффективность экономической системы, а конкретные механизмы, конкретные детали законодательства, правоприменительной практики. Это при всей своей очевидности всё-таки пока, мне кажется, не стало тем фокусом, который было бы хорошо, правильно увидеть в работе и государственных органов, и бизнеса. Хочу при этом подчеркнуть, что здесь очень важно, чтобы бизнес также активно участвовал в диалоге и выдвигал свои предложения. Но сегодня мы видим определённые шаги в этом направлении. Подписано соглашение между «Союзом “Атамекен”», конфедерацией промышленников и предпринимателей Белоруссии и Российским союзом промышленников и предпринимателей о кооперации. Мы точно готовы двигаться в этом направлении и консолидировать усилия бизнеса, вырабатывать совместную позицию по вопросам совершенствования законодательства. Но очень важно, чтобы со стороны Европейской экономической комиссии, коллегии комиссии была готовность взаимодействовать с бизнесом – слышать, слушать и взаимодействовать, обсуждать и вырабатывать совместные меры. Здесь очень важно приветствовать все шаги по консолидации экономик трёх стран по развитию органов управления Таможенного союза, которые призваны сделать эти органы более эффективными, рабочими. Очень бы хотелось подчеркнуть, что сегодня, как мне кажется, очень не хватает, что ли, большего становления экономической комиссии ЕврАзЭС и Таможенного союза, с тем, чтобы она была готова вести диалог с бизнесом, вырабатывать нормы и процедуры изменений. Сегодня явно назрели изменения и к таможенному законодательству, и самое главное – к таможенной правоприменительной практике. Техническое регулирование тоже, несомненно, должно стать предметом особого внимания. И очень хотелось бы, чтобы, особенно в связи со вступлением России в ВТО, механизмы реализации антидемпинговых специальных защитных мер, которые, наверное, сегодня будут одним из основным инструментов, оставшихся у нас, защиты внутреннего рынка трёх стран, – тоже могли быть реализованы в рамках экономической комиссии и коллегии этой комиссии.

Ким Дин - председатель совета директоров АО «Агромашхолдинг» (республика Казахстан) в своем выступлении отметил, что в настоящее время между тремя государствами проходят интенсивные процессы интеграции.

- Мы вступили в Единый таможенный союз, вступаем в единое экономическое пространство, готовимся к вступлению в ВТО. Все процессы, безусловно, направлены на то, чтобы наши экономики усиливались, и наши внешнеэкономические позиции тоже усиливались. Мы как производители получили стимул к развитию внутригосударственной кооперации, развитию индустриальных проектов. Таким примером по нашему предприятию непосредственно является участие в проектах по производству сельхозмашин с крупным белорусским предприятием «Гомсельмаш», также мы работаем в области автопроизводства с крупным концерном «Соллерс» (это Российская Федерация).

Процесс вступления в Таможенный союз открыл новые возможности для производственных компаний – соответственно, расширились границы наших рынков. В то же время мы сейчас снизили бюрократические преграды по следованию товаров внутри Таможенного союза.

Но существуют и некоторые вопросы, которые, например, не имеют согласованности внутри Таможенного союза. В частности, это касается техрегламентов: например, регламента по введению установки на автомобили системы ГЛОНАСС, которая в Казахстане не работает. Эта норма не принята, но опять взята на рассмотрение.

Другой пример – это вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Мы как страны–участницы Таможенного союза вынуждены снизить таможенные пошлины при вступлении одного из участников Таможенного союза, соответственно. Но мы не вступили ещё во Всемирную торговую организацию, поэтому для нас определённые риски возникают.

Российская Федерация как защитную меру рассматривает вопрос введения утилизационного сбора. Казахстан и Белоруссия на сегодняшний день не совсем готовы принимать эту меру, потому что они ещё не вступили в ВТО. И Всемирная торговая организация предъявляет требования для того, чтобы мы не вводили данный ввод. Соответственно, таможенные пошлины снизятся, а мы ещё не вступили в Таможенный союз. Ну и наши проекты встают под угрозу конкурентоспособности. Поэтому разрешите, пользуясь уникальной возможностью, выступить с инициативой создать при рабочих группах, которые участвуют в переговорах по вступлению в ВТО, которые будут в администрировании процессов внутри Таможенного союза, создать экспертные советы, куда привлечь бизнесменов и представителей бизнес-сообществ по отраслевому признаку, которые могли бы более плодотворно и эффективно помогать работать нашим переговорным группам.

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил, что создание единого экономического пространства и, Евразийского союза качественным образом меняет среду ведения бизнеса.

- … Статистика – вещь довольно сложная, так вот, наша статистика говорит о том, что это 125 млрд долларов. Это большие деньги! И этот торговый оборот между тремя странами вырос на 36%, причём в значительной мере не за счёт изменения стоимости энергоносителей или сырьевых продуктов. Это означает, что всё-таки Таможенный союз заработал. Для нас в чём-то это благо, хотя и не для всех, есть экономические проблемы, о которых говорили руководители предприятий, для целого ряда государств, которые с нами торговали и торгуют и с которыми у нас свои, особые отношения… Это испытание. И не скрою, что они нам периодически предъявляют свои претензии. Но мы исходили и будем исходить из того непреложного факта, что всеми преимуществами, которые связаны с созданием единого экономического пространства и функционированием Таможенного союза, могут пользоваться только те страны, которые в этом Таможенном союзе находятся, которые приняли на себя все элементы ответственности, приняли на себя все обязательства, связанные с подписанием огромного количества документов.

Ещё раз хотел бы, чтобы и вы это услышали, и некоторые другие наши партнёры, которые почему-то рассчитывают на то, что они в какой-то момент подпишут пять или десять бумаг и после этого тоже смогут находиться внутри этого нашего Таможенного союза – это невозможно.

Несколько лет назад мы решили форсировать создание Таможенного союза - я помню этот момент, мы разговаривали тогда и с Нурсултаном Абишивичем Назарбаевым, и с Александром Григорьевичем Лукашенко. В какой-то момент казалось, что это будет непросто, но мы нашли в себе силы это сделать. В какой-то момент нам всем послали чёткий недвусмысленный сигнал: «Ребята, если вы это сделаете, мы вас не примем в ВТО». Ничего, принимают, и вас примут. Всех примут. Я даже больше скажу: Таможенный союз ускорил присоединение наших стран к этой организации – важной, но создающей, конечно, для наших экономик свои довольно серьёзные проблемы, глобальные преимущества и текущие сложности. Мы в любом случае будем оказывать нашим партнёрам всяческое содействие на переговорном треке при вступлении в ВТО.

Также хотел бы подчеркнуть, что в ходе нашей сегодняшней рабочей встречи главы правительств трёх стран подпишут специальный меморандум. Он предусматривает создание при нашей коллегии Консультативного совета, который позволит обеспечить более надёжную обратную связь между предпринимателями и чиновниками. О необходимости обратной связи говорили все. Вот Алексей Александрович Мордашов (руководитель комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО) об этом говорил. Конечно, очень важно, чтобы Правительство, чтобы коллегия, чтобы министерства, другие ведомства слышали голос бизнеса, тем более в нынешних условиях, причём на стадии формирования общих задач. А бизнес-сообщество, на мой взгляд, должно определить координаторов, которые будут по каждому конкретному направлению деятельности совета давать рекомендации. Вы знаете, у меня нет иллюзии, что наша работа будет беспроблемной или что создание Таможенного союза создаст моментально огромное количество каких-то новых бизнес-конгломератов, но в той части, в которой это будет соответствовать вашим интересам (а здесь мы должны идти именно от ваших интересов, а не от того, какие мысли есть в головах у Председателя Правительства или других ответственных людей), так вот, в той части, в которой это будет соответствовать вашим представлениям о необходимости интеграции, мы, конечно, этому будем помогать и организационно, и экономически. Диалог с бизнес-сообществом – штука многомерная. Здесь наши коллеги из Казахстана, Дин Викторович (Д.В.Ким – председатель совета директоров АО «Агромашxолдинг») выступал, говорил про экспертный совет. Я, например, за экспертный совет, вне всякого сомнения. Нужно просто понять, каким образом также будут эти контакты осуществляться, надо ли его совмещать с консультативным советом или это будет какое-то отдельное измерение. В любом случае это полезно.

Есть темы сложные: только что наш коллега из Белоруссии затронул вопрос о сертификации, включая взаимоотношения со странами СНГ, Китаем, другими азиатскими странами, отношения по пошлинам, связанные с ограничениями, по поставкам. Конечно, всё это нужно выравнивать. В любом случае то, что мы находимся внутри одного Таможенного союза и находимся в рамках движения к ВТО, просто обязывает нас эти подходы выровнять, и правительства национальные, и коллеги обязаны будут этим заниматься в рамках существующей компетенции.

Но нужно думать дальше, нужно думать уже в масштабе Евразийского союза, к которому мы идём и который должен возникнуть с 2015 года, включая, кстати сказать, и такие вопросы, которые пока, может быть, не являются предметом текущих разговоров, но о которых нужно помнить, особенно с учётом нестабильности на глобальных рынках. Я имею в виду вопросы о наших SDR, если хотите, и возможности появления каких-то расчётных единиц, и – в конечном счёте, скажу об этом, - может быть, выхода на единую валюту. Это не является предметом озабоченности сегодняшнего дня, но думать об этом надо: каковы наши перспективы. И кстати, экспертный совет на эти вопросы должен дать свои ответы.

Я надеюсь, что те примеры нашего сотрудничества, которые накоплены, они здесь приводились – взаимный обмен технологиями, кооперация, которая будет развиваться, – конечно, будут обогащать практику работы наших государств. Я не буду их приводить, но они касаются совместных предприятий в самых разных сферах, начиная от высокотехнологичных областей и заканчивая транспортом, заканчивая аграрными вопросами, новыми материалами, финансовые институты у нас есть совместные. В общем, всем эти нужно заниматься. В любом случае кооперация в трёхстороннем формате и возможна, и необходима. Главное, чтобы она была (ещё раз подчеркну) цивилизованной, чтобы она строилась на добровольных началах, чтобы инициатива о создании таких кооперативных форм исходила именно от вас, потому что вы и есть генераторы основных бизнес-идей.

Источник: http://www.osspb.ru/osnews/9346/

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости