Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Борис Овчинников, партнер аналитической компании «Дата Инсайд». Интернет создает возможности. Часть первая

В конце июня команда аналитиков Bank of America Merrill Lynch во главе с Владимиром Осаковским представила свой прогноз, как будет выглядеть Россия в 2020 году. В нем эксперты описали главные угрозы для экономики и даже предположили, кто будет президентом страны через восемь лет.
Экономисты настроены оптимистично и советуют потенциальным долгосрочным инвесторам приглядеться к строительному сектору, ритейлу и интернет-рынку нашей страны.
В списке инвестиционно привлекательных секторов российской экономики интернет-рынок в подобных глобальных прогнозах до сих пор не встречался.
С просьбой прокомментировать мнение экспертов мы обратились к одному из наиболее признанных российских интернет-аналитиков, партнеру аналитической компании «Дата Инсайд» Борису Овчинникову.

- Борис, эксперты назвали среди секторов, которые должны потянуть вверх российскую экономику, интернет. Причем таких сегментов названо всего три.
Интернет у нас сегодня играет значительную роль в политике. У него немалая роль в рекламе. Но, честно сказать, появление интернета среди возможных основных моторов развития экономики страны в целом лично у меня вызывает удивление. А как такое заявление выглядит глазами человека, ежедневно занимающегося анализом «всемирной паутины»?


- Конечно, мне трудно сказать, о чем думали авторы прогноза. Но их идею я объяснил бы так: основная суть интернета – это облегчение доступа к информации и ее распространения. Это то, что называется информационной экономикой.
В отличие, например, от Индии, где экономический рост во многом основывается на дешевых программистах и дешевых сотрудников колл-центров, российская экономика, если вычесть из нее сырьевую составляющую, в значительной степени замкнута сама на себя. А для такой замкнутой экономики интернет и вообще информационные технологии – это хороший ресурс для повышения эффективности, для повышения конкуренции (а то и другое тесно между собой связано). Примеров в этом случае можно привести множество, но самый очевидный – контекстная реклама в интернете.

- На этом месте я бы прервался и попросил некоторых объяснений. Боюсь, что некоторые уже прозвучавшие термины не всем до конца понятны.
Начнем с контекстной рекламы.


- Это – размещение рекламы по ключевым словам, соответствующим тем продуктам или услугам, которые предлагает компания. В первую очередь, это – размещение в результатах поиска различных поисковых систем, вроде Яндекса и Гугла.

- Это, когда ты запрашиваешь данные о, допустим, санатории «Краинка» в Тульской области, а тебе выдают данные о трех десятках других санаториев в разных концах страны и еще сотне разнообразных туристических фирм, реализующих путевки в Турцию и Египет.

- В общем, да.

- Хорошо, но что тогда подразумевается под термином «информационная экономика»? Я боюсь, что разные люди могут понимать его по-разному.

- В последнее замечание я охотно верю, поскольку у меня самого нет какого-то однозначного определения того, что же такое «информационная экономика». Подобный вопрос можно оставить на рассмотрение теоретикам, но это – общеупотребительный термин. И если попытаться хотя бы в первом приближении его охарактеризовать, то это экономика, в которой информация играет одну из ведущих ролей.

- Информация, контекстная реклама… Неужели, по большому счету, можно говорить, что развитие всего этого может оказаться мотором для развития экономики в целом?

- Мне кажется, что да. Причем подчеркну: когда мы говорим о развитии интернета, речь не идет о том, что заметными драйверами для экономики в целом могут быть компании, занятые в интернет-бизнесе, и те рабочие места, которые они создают. Это не так.

- Они играют служебную роль?

- Я бы сказал: они создают возможности.
Простой пример: «Яндекс» – это несколько тысяч сотрудников и сотни миллионов долларов дохода. Для компании, которой 13 лет назад вообще не существовало, это, безусловно, впечатляющий результат. Однако в масштабах всей экономики – ничего существенного. А вот, если учесть, что эта компания, собирая не такие большие по глобальным меркам деньги, создает возможности для продвижения на рынке десятков тысяч малых и средних компаний, которые за счет этих возможностей могут компенсировать недостаток других ресурсов, например, свою молодость...

- И отсутствие средств на рекламу в других местах.

- Я бы сказал так: они могут при правильном размещении в поисковиках получить больше отдачи на тот же рекламный бюджет. Это – уже совсем другое дело, совсем другой вклад в экономику страны.
Еще можно вспомнить про интернет-магазины и электронную торговлю вообще.

- Которые потихоньку завоевывают нас.

- Для любой компании, причем не только работающей в рознице, но и ориентированной на корпоративных клиентов, интернет сразу же расширяет географию деятельности. Организовать в том или ином виде доставку по всей России, если речь не идет о холодильниках или стеклянных бокалах, не так сложно. И понятно, что расширение географии эффективно сказывается на любом конкретном бизнесе. А малый и средний бизнес – основа любой развитой экономики.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости