Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алексей Сушкевич, начальник Аналитического управления ФАС России. ФАС России: и один в поле воин. Часть первая

Заявление главы Федеральной антимонопольной службы о противодействии ряда ведомств созданию в стране нормальной конкурентной среды стало на какое-то время основным хитом отечественных СМИ. Теперь, когда страсти немного улеглись, мы попросили руководителя Аналитического управления ФАС России Алексея Сушкевича прокомментировать ситуацию.

- Алексей Геннадьевич, не так давно глава ФАС России Игорь Юрьевич Артемьев на заседании «Открытого Правительства» заявил, что борьба за конкуренцию, которую его служба активно вела все последние годы, не принесла желаемых результатов. И то, что делается в этой области, недостаточно. Сегодня нужен новый стратегический план формирования конкурентной среды.
Более того, это заявление на последовавшем буквально на следующий день заседании Правительства было поддержано Председателем Правительства Дмитрием Медведевым.
После этого было опубликовано еще одно заявление ФАС России, в котором говорилось, что у нас очень серьезные проблемы с конкуренцией даже на одном из наиболее конкурентных рынков – алкогольном.
Мы прекрасно помним, как принимались пакеты законов, которые должны были защищать конкуренцию. Принимались тяжело, со скандалами, с сопротивлением депутатов и чиновников. Но они все же были приняты. Сейчас мне трудно даже сказать, с кем только ФАС России не судилась по поводу ограничения конкуренции на тех или иных рынках. И что же? Все напрасно?
Или, может быть, информация, которую преподнесла нам пресса, не совсем точно отражает положения выступления господина Артемьева?


- Начнем с того, что Игорь Юрьевич обрушился с критикой на конкретный документ, который называется «Программа развития конкуренции». Большинство мероприятий, содержавшихся в этом документе и касавшихся развития конкуренции в отдельных секторах экономики, действительно были провалены. Провалили их совместными усилиями отраслевые министерства, курирующие свои сектора экономики, и Минэкономразвития России. Сейчас мы можем сказать, что практически все мероприятия, намеченные в этой программе, оказались не выполнены. Это первое, что он имел в виду.
Во-вторых, он критиковал непоследовательность и крайнюю ограниченность политики приватизации. Это то, что сейчас Правительство пытается исправить. Причем ФАС России неоднократно говорила, что без последовательной приватизации о конкуренции говорить трудно.
Наконец, И.Ю. Артемьев не в первый уже раз критиковал министерства и ведомства (раньше это, правда, звучало как предложение) за постоянное стремление множить и поддерживать всевозможные унитарные предприятия и квазипубличные образования в экономике вроде государственных корпораций. ФАС России постоянно высказывает эту позицию: и когда Председателем Правительства был В.В. Путин, и ранее, и сейчас, когда Председателем Правительства стал Д.А. Медведев.
Мы заявляем, что у нас избыточное количество государственных компаний, что они есть в абсолютно конкурентных секторах, где они совсем не нужны. Наша позиция по госкорпорациям тоже неоднократно доводилась до Председателя Правительства, поэтому каких-то совсем новых вещей наблюдатели, постоянно отслеживающие выступления главы ФАС России, не услышали.

- Видимо, раньше это было глухо, тихо, за закрытыми дверями. А сейчас тезисы выступления Игоря Юрьевича появились практически во всех СМИ.

- Нет, это и раньше не было глухо и тихо. Просто у антимонопольной службы в плановом порядке на заседаниях Президиума Правительства рассматривается только один вопрос в год. Тот, который предусмотрен законодательством о защите конкуренции. Это – так называемый доклад «О состоянии конкуренции». И это повод для нас вспомнить все, что мы накопили за год. Поэтому и создается впечатление некоего массированного критического посыла. Но, на самом деле, выступление руководителя службы является просто итогом работы и оценок, которые ведомство давало целый год.

- Алексей Геннадьевич, может быть, мы сразу разберемся с вопросом, который стоит особняком? За последние пару лет (раньше я просто не посмотрел) ФАС России неоднократно выносила предписания в адрес Росалкогольрегулирования.
«Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) признала Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Основанием для возбуждения дела послужила жалоба ООО «Альянс» на действия Росалкогольрегулирования, выразившиеся в принятии решения об отказе в переоформлении лицензии по основаниям, не предусмотренным законодательством.
В ходе антимонопольного расследования комиссия ФАС России пришла к выводу, что Росалкогольрегулирование предъявляло избыточные требования к ООО «Альянс» при рассмотрении заявления о переоформлении лицензии. В результате этого ООО «Альянс» не смогло начать деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в новом обособленном подразделении.
По результатам рассмотрения дела ФАС России приняла решение о выдаче Росалкогольрегулированию предписания о прекращении нарушения». Это – весна прошлого года, но такие предписания выдавались и раньше, и совсем недавно.


- Да, чтобы к этому вопросу более не возвращаться, скажу о проблемах с Росалкогольрегулированием.
Мы постоянно указываем на недопустимую практику этой структуры по ограничению доступа компаний на рынок алкоголя. Причем речь идет обо всех его видах: водках и других крепких напитках, винах, пиве. Мы как федеральный антимонопольный орган вели целый ряд дел против Росалкогольрегулирования. К сожалению, эти дела мы не смогли выиграть в суде, но это не означает, что действия по ограничению конкуренции, осуществляемые Росалкогольрегулированием, являются законными. Мы будем продолжать доказывать, что Росалкогольрегулирование совершенно необоснованно создает препятствия для лицензирования компаний. Оно создает препятствия при издании требования к складам, которые необходимо иметь компаниям для осуществления своей деятельности на рынке, к торговым помещениям. Все они, на наш взгляд, являются, по большому счету, абсолютно избыточными. Нам кажется, что достаточно ограничить все простым СанПином.
Как мы понимаем, задача Росалкогольрегулирования – убрать с алкогольного рынка компании, которые не лояльны к бизнесу, аффилированному с верхушкой данной структуры. Это – наша позиция и она не меняется.

- Можно объяснить подробнее, что значит «компании, нелояльные к верхушке данной структуры»? Там существуют специально обученные компании, которым это ведомство покровительствует? Они аффилированы с вполне определенными чиновниками, которые им помогают?

- Именно такие подозрения у нас и возникают.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости