Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алексей Сушкевич, начальник Аналитического управления ФАС России. ФАС России: и один в поле воин. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с начальником Аналитического управления ФАС Алексеем Сушкевичем по поводу последних заявлений руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева о борьбе за развитие конкуренции в нашей стране.

- Алексей Геннадиевич, странно как-то получается: ФАС России занимается таким необходимым делом, как защита конкуренции на внутрироссийском рынке. Это, между прочим, служит и повышению конкурентоспособности наших товаров на рынке мировом. И Вы говорите, что доклад на Правительстве по одному основному вопросу положен Антимонопольной службе один раз в году. Как так можно?

- Во-первых, у Правительства есть много и других важных вопросов.
Еще надо сказать, что заседание Президиума Правительства, о котором мы говорили, закончилось тем, что ФАС России и Минэкономразвития России было дано поручение постоянно проводить обсуждение вопросов конкуренции с бизнес-сообществом и с представителями власти. Так что, по-видимому, нам придется искать какую-то площадку для организации такого постоянного обсуждения.

- Еще один вопрос. Когда представители ФАС России заявляют, что им мешают отраслевые министерства, это понятно всем: каждое министерстве по сути своей является вертикально интегрированной госкомпанией. У каждого из них есть свои понятия о том, кто должен, а кто не должен быть на рынке.
Но вот Вы в этом ряду назвали Минэкономразвития России. Почему? Они ведь занимаются совсем другими вопросами.


- Что касается Минэкономразвития России, то оно было ответственно за разработку секторальных мероприятий по развитию конкуренции, например, в химической промышленности, в электроэнергетике. И Минэкономразвития России с этим откровенно не справилось. Поэтому поручением Председателя Правительства были назначены другие ответственные за секторальные мероприятия. Ими стали отраслевые министерства. Но, к сожалению (хотя этого можно было ожидать), они тоже не справились с таким поручением.
Так что можно смело сказать: попробовали и те, и другие, но не справился никто.

- Следующий вопрос: почему ФАС России часто проигрывает дела в судах?

- Это Вам кажется: ФАС России проигрывает дела не так уж часто. Мы проигрываем 15% от оспоренных решений: если оспаривается 100 наших решений, то 85 из них мы выигрываем. Хуже, правда, обстоят дела с нашими постановлениями о штрафах: тут мы проигрываем 25% судов.

- Как одну из мер защиты конкуренции Игорь Юрьевич Артемьев предлагает увеличение штрафов для чиновников до 100 – 200-и тысяч рублей. Также он предлагает заменить разрешительный порядок подключения новых потребителей к энергосетям на уведомительный. И, наконец, озвучена проблема применения частных законов вместо общего закона «О защите конкуренции», в том числе в судах при разборе дел ФАС против таких крупнейших монополистов, как «Газпром» и ему подобные, что, собственно, приводит к очень большим коллизиям и очень неконкурентным решениям.
Извините, но это означает, что ФАС России вынуждена воевать против всех.


- Знаете, это – сторонний наблюдатель увидел то, что для нас является привычным положением дел.

- Понимаете, Вы могли знать это и раньше, но сейчас это всплыло на поверхность и стало ясно всем.

- Да, это всплыло на поверхность. Но, на самом деле, все очень просто: сейчас названо своими именами все то, что имело место уже давно.
ФАС России постоянно воевала со всеми нашими крупными компаниями, с отраслевыми министерствами и ведомствами. Не стоит забывать, что мы еще и возглавляем очень важную рабочую группу комиссии по административной реформе. Мы занимаемся критической оценкой полномочий федеральных органов власти с точки зрения их достаточности или избыточности. Мы занимаемся административными барьерами на пути бизнеса на рынок. И здесь союзников у нас нет. Мы действуем практически в одиночку и рассчитываем только на поддержку со стороны того самого бизнеса, который мы защищаем.

- Алексей Геннадьевич, еще месяц назад людям, которые смотрели на систему снаружи, казалось, что ФАС России пользуется вполне определенной поддержкой и более того, является одним из системообразующих элементов нашей административной системы. Теперь же оказывается, что это ведомство может вполне оказаться в роли козла отпущения.

- Скажем так: система наших административных органов очень богата. Среди них есть органы, создающиеся законодателями с компетенциями, заведомо приводящими их к борьбе друг с другом. Допустим, это органы, которые проверяют, и органы, которых проверяют. Так что никаких новаций в отношениях ФАС России с другими ведомствами нет. В отношении других органов власти мы – обычный проверяющий орган.
Мы проверяем факты и действия органов власти на предмет исполнения законов о защите конкуренции и о результатах сообщаем обществу. Вот, собственно говоря, и все.
В таком же точно положении находятся и некоторые другие контрольные органы власти: никто их особенно не любит и не жалует. Кому нравится, например, санэпиднадзор? Эта Служба мало кому нравится из исполнительных органов власти, поскольку проверяет правильность оборудования рабочего места, обеспеченность работников светом, теплом, площадью и так далее. Опять же выносит предписания и привлекает нарушителей к ответственности.
В похожей ситуации находимся и мы.

- Но, понимаете, сотрудники санэпиднадзора, госпожнадзора и других подобных служб регулярно становятся героями коррупционных скандалов. О подобных случаях с сотрудниками ФАС России я как-то не слышал. А Вы когда-нибудь слышали о том, что работники ваших управлений берут взятки?

- Нет, я такого тоже не могу припомнить. Но это не только делает честь сотрудникам антимонопольных органов: это еще и возлагает на них большую ответственность. Они должны и дальше так себя вести.

- Так вот, учитывая это, заявление Артемьева можно перевести так: господа, мы честно пытались сделать все правильно и хорошо, но вы нам этого не дали.

- А, в общем, так и есть.
Сейчас, конечно, во главе министерств – новые люди, так что им, наверное, интересно услышать, что их предшественники не дали нам выполнить свою работу.

- И самый последний вопрос: Вы надеетесь, что что-то изменится? В лучшую сторону, разумеется.

- Конечно, мы рассчитываем, что изменится отношение к политике развития конкуренции. Не конкретно отношение к нашему ведомству, а обществом будет осознано, что без развития конкуренции промышленная политика, технологическая политика и все остальные – не работают. Особенно это важно в свете создания ЕврАзЭс и вступления в ВТО. Это – императив номер один. Без конкуренции на внутренних рынках конкуренция на рынках внешних может убить российских производителей сразу.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости