Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Российский предприниматель и его ценности. Материалы круглого стола. Часть первая: история

Сегодня мы, как обещали, начинаем публикацию материалов круглого стола «Честный предприниматель – ценности, которые нас объединяют», состоявшегося 26 июля.
Мы постараемся представить вниманию читателей темы, которые были заявлены и обсуждены. И начнем с темы, не вызвавшей бурных обсуждений, несмотря на то, что оба выступавших говорили, в том числе, и достаточно спорные вещи. Эта тема – история российского предпринимательства. В момент, когда представители отечественного предпринимательства обращаются к наиболее общим, но от этого не менее важным и болезненным вопросам, проблема исторического наследия оказывается важна в той же мере, что и жгучие современные проблемы.
Итак, мы начинаем с выступлений на историческую тему.

Александр Дударенко, глава Общества купцов и промышленников России

Поскольку я являюсь представителем общества купцов и промышленников России, одной из старейших организаций нашей страны, а со мной рядом Александр Дмитриевич Коншин, потомок известного российского предпринимателя (я и сам потомок старых предпринимателей), то я хотел бы дать некую историческую справку.
Может быть, я кого-то разочарую, но специфические ценности у предпринимателей, о которых здесь говорили и спорили, совсем не такие душевные и духовные, они – больше по материальной части. Об этом говорит вся наша история, начиная еще с первых походов древнерусских князей на Царьград. Тогда их целью были и завоевания, и торговля, и стремление оградить от обид наших купцов, поскольку, говоря современным языком, князья «крышевали», говоря сегодняшним языком, своих купцов. Конечно, тогда все было по-другому: восьмой, девятый, десятый век – люди, с нашей точки зрения, были еще дикими, не получившими современного образования.
Но некоторые вещи были общими для всех времен: предпринимателями всегда становились пассионарные, свободные люди, активные, профессионально подготовленными в своем деле и являющиеся здоровыми авантюристами. Это люди, у которых духовные ценности, я вас разочарую, но, по нашим понятиям, не имели особого хождения. И если мы сейчас говорим о специфических ценностях, то предприниматель – это здоровый авантюрист, это – карьерист в лучшем смысле этого слова, это – человек, любящий свободу и красивую жизнь.
А вот затем, когда он начинает успешно работать, когда он зарабатывает хорошие деньги, и у него появляются излишки, он понимает, что необходимо оградить себя и свою семью от неприятностей. И он начинает создавать правильные рабочие места людям. Это, конечно, делается не из чистого альтруизма, хотя и он тоже присутствует, а из желания обеспечить безопасность как свою, так и своего производства. Вот тут уже возникают и альтруистические мотивы. Человек начинает постигать те самые духовные ценности.

Многие сейчас, конечно, со мной не согласятся. Но есть такая вот книга – «Обозрение прав и обязанностей российского купечества». Мы ее переиздали в 2005-м году, а написана она давно – в 1824-м году. Вот, как здесь написано, что такое город:
«Город есть обиталище мещан, упражняющихся в торговле, ремеслах, художествах и искусствах, а также чиновников, правительства и дворян, поселившихся в нем». Вот представление о том, что такое город. Чтобы быть кратким, я хочу остановиться еще лишь на двух аспектах. Во-первых, о доверии в среде предпринимателей. Я говорил, что духовность в этой среде отсутствовала, тем не менее, есть вещи, которые характерны для этой среды. Например, когда человек заявлял свой капитал, чтобы его включили в гильдию (существовали ведь разные гильдии), то вот, как к этому относились: «Один верноподданный вправе вписываться в гильдию российского купечества, тогда как никто из иностранцев не может в них входить».
Но смысл еще и в том, что каждый заявлял свое состояние, и никто его не проверял. И никакие доносы со стороны других предпринимателей властями не принимались.

Может быть, сегодня это звучит странно, но при царизме и тоталитаризме, который существовал почти два века назад, власти верили слову предпринимателя. Потому что предприниматель – это основа благосостояния страны. И воспринимали его не как духовного наставника и целителя душ, а как рабочую лошадку, производящую материальные ценности, без которых невозможно существование государства и общества. Что касается дальнейшего развития. До 1861 года были разные подходы. Петр Первый стал самым главным душителем предпринимательства в России. Это очень большое заблуждение, что Петр Первый дал решительный толчок развитию страны. В своей статье о земстве я писал, что Петр отбросил нашу страну на сто лет назад. Он убил купечество, он убил предпринимательство, он ввел приказы. Он убил Земские соборы, которые возвели на престол Романовых.

И только Екатерина Вторая сумела повернуть все в нужном направлении. Я хочу привести ее слова: «Ничто, касаемое фабрик и торговли, не может вестись по принуждению. А дешевизна родится от великого множества продавцов и свободного обращения товара». Это Екатерина Вторая дала толчок предпринимательству и купечеству.

А то заточенное под ручное управление государство, которое на сегодняшний день мы имеем, убивает предпринимательство на корню. Предприниматель а приори становится нарушителем закона, поскольку те условия, которые были при Петре Первом, при Иване Грозном, при Сталине, а сейчас – при нынешнем руководстве, вновь убьют предпринимательство, и мы опять вернемся назад.

Теперь – последнее. В 1912 году предпринимательское сообщество, уже более – менее созревшее (у нас всего-то было 39 лет в XIX-м веке после отмены крепостного права и 17 лет в веке XX-м) приняло на всероссийском предпринимательском собрании семь принципов ведения дел в России.

Первый – люби и уважай человека. Самый первый и главный принцип предпринимателя. Вот вам и духовность.
Второй – уважай право частной собственности. Между прочим, у нас сейчас в России нет закона о защите частной собственности.
Третий – уважай власть.
Четвертый – живи по средствам.
Пятый – будь честен и правдив.
Шестой – будь верен своему слову.
Седьмой – будь целеустремлен.

Здесь, по-моему, все сказано. И я хочу только привести слова Петра Аркадьевича Столыпина из его переписки с Львом Николаевичем Толстым. Это о том, что мы говорим о специфических ценностях: «Бог дал человеку много инстинктов. И наряду с инстинктами есть, пить, любить он дал человеку любовь к частной собственности. Никогда он не будет обихаживать чужое и общее, как свое».

Александр Коншин, председатель Совета Старшин московского купеческого общества

Александр Третий сказал, что частная собственность священна и неприкосновенна. Кто этого не понимает, тот - враг России. И хотя изначально закона о защите собственности в своде законов Российской Империи не было, он появился там в 1906-м году. А сразу после революции большевики отменили и право частной собственности, и право наследования. Это разрушило все: человек работает, чтобы создать свое дело, свое имущество и все это передать своим детям. И дети уже должны идти дальше. Когда собственность отменяется, теряется смысл труда, смысл инициативы.
Я не согласен с тем, что историю российского предпринимательства стоит вести с древнерусских купцов. В своем настоящем виде оно создалось именно во времена Екатерины Второй. Петр Первый создал предпосылки – он создал казенные производства. Он создавал дворянство, которое должно было в частности этим производством управлять. И этот путь не имел ничего общего с путем, которым шла Европа.

А основная масса предпринимателей у нас в итоге выросла из крестьянской среды, особенно – из староверов. Они привнесли сюда свою культуру, свою этику. Поэтому существовал определенный патернализм: предприниматель был как бы отцом своим работникам, особенно в среде старообрядцев, где они жили, как одна семья. Поэтому принципы и культура были у них семейного типа. Поэтому здесь не было того антагонизма, который издавна был присущ для отношений хозяина и работника в Европе. Поэтому менталитет российского предпринимательства отличен от менталитета западного предпринимателя. И этот менталитет сохранился до 1917 года. Социальные проблемы, которые решались на наших фабриках, на наших предприятиях, были совсем не похожи на то, что было присуще Европе. Мы должны понимать, что культура и взаимоотношения здесь были совершенно другие. И этот опыт, накопленный нашими предками в конце XIX – начале ХХ века, мы должны учитывать, а не отбрасывать.

Сейчас, к сожалению, у многих людей, ставших предпринимателями, отсутствует эта культура и эта предпринимательская этика. И насаждаемый Высшей школой экономики господина Ясина так называемый бизнес – это варварское предпринимательство – деньги ради денег, был не характерен для дореволюционной России. Хотя любое предпринимательство предусматривает получение прибыли, и она есть главная цель, русские предприниматели никогда не были рвачами и стяжателями. Они не были готовы убить и утопить даже своего конкурента.

Например, мой прадед Коншин. У господина Прохорова (не нынешнего, а дореволюционного) случился на Трехгорке крупнейший пожар. А он был крупнейшим конкурентом прадеда, выпускавший такие же хлопчатобумажные ткани и ситцы. Можно было бы топить его дальше, тем более, что прадед только выкупил фабрику Третьякова у себя в Серпухове. Но он уступил эти цеха по божеской цене, благодаря чему Прохоров не сорвал заказы и остался на плаву. Пока восстанавливалась Трехгорка, ткани выпускались в Серпухове.

И это только в России предприниматели всегда протягивали друг другу руку помощи, хотя и были конкурентами. И таких примеров много. Перенимайте же их опыт и культуру. Ведь мы должны быть преемниками той России, которая существовала веками, а не только той, которой 20 лет.

Публикуя эти мнения, мы не настаиваем на том, что в них выражается истина в последней инстанции. Однако именно общества, которыми руководят Александр Дударенко и Александр Коншин, очень многое делают для популяризации истории российского предпринимательства. Они выпускают книги по истории предпринимательства и биографии выдающихся отечественных предпринимателей. Они переиздают литературу по этой тематике, выпущенную до революции.
Так что к их мнению стоит прислушаться.

Материал подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости