Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Российский предприниматель и его ценности. Материалы круглого стола. Часть вторая: собственно ценности

Это – вторая часть материалов круглого стола «Честный предприниматель – ценности, которые нас объединяют», состоявшегося 26 июля.
Надо сказать, что в его программе основное внимание было уделено вопросам вполне философским:

  • Являются ли ценности предпринимателя частью общечеловеческих ценностей?
  • Специфика ценностей – это диктат рынка или наработка предпринимательского опыта?
  • Честный человек или честный бизнесмен: в чем общность, а в чем отличие?
  • Публичные ценности – часть имиджа или личности?
  • Способны ли уроки этики и морали влиять на предпринимательскую культуру?

Одно то, что представители отечественного малого и среднего бизнеса озаботились такими проблемами, говорит о многом, хотя полемика, честно говоря, была довольно путанной.
В связи с этим мы не будем приводить ее полностью, ограничившись основными высказанными мнениями.


Первым по данной теме выступил Игорь Нежданов, представлявший компанию Key Consulting:
- Наша цель – привести общество к такому состоянию, когда создастся среда, в которой предпринимательство как институт займет свое особое место. И для того, чтобы в этом направлении двигаться, мы, безусловно, должны понимать, кто мы есть, чем мы отличаемся от людей, которые являются предпринимателями, есть ли между нами какие-то принципиальные различия и какие общие вещи нас объединяют.
Если говорить о предпринимателях как о некоем целом, то нужно понять: в наем сообществе есть общая структура человеческих ценностей, так что мы, безусловно, близки другим людям, живущим вокруг нас, поскольку набор ценностей у нас одинаковый.
Но дальше начинаются различия. Предприниматель – это субъект рынка. Он представляет на рынке свою компанию, и в связи с этим у него есть свой набор ценностей. Предприниматель в то же время и гражданин, имеющий набор гражданских ценностей.
Если с этой точки зрения мы посмотрим на предпринимательство, то отметим, что человек, занимающийся бизнесом, в то время, когда он трудится, исповедует ценности предпринимательской среды. В то время, когда он выходит на улицу вместе с другими представителями гражданского общества, он исповедует ценности гражданского общества, в котором живет. И большую часть своей жизни он декларирует общечеловеческие ценности, которых придерживается. И я хочу коснуться той, скажем так, биологической составляющей человека.
Есть в психологии раздел, изучающий психологические особенности человека. Порядка 50% населения – люди определенного характера, в систему ценностей которых красной нитью вписана потребность в комфорте. Это, по сути, базовая ценность более 50% населения Земли. Именно поэтому наш мир так быстро превратился в потребительскую среду, удовлетворяющую базовые потребности этих людей.
А те ценности, о которых мы собрались сегодня говорить, конечно, относятся к структурам более высокого порядка: честность, добросовестность и так далее. Они должны быть присущи предпринимателям.
Если мы хотим найти точки соприкосновения с обществом, в котором мы живем, какие-то мостики между «нами» и «ними», нужно опираться на то, что мы будем удовлетворять названную мною базовую потребность этих людей.
И когда мы будем говорить о том, как нам плохо живется, о том, чтобы на нас обратили внимание, перестали нас травить, гонять и так далее, то мы не учитываем эту основную базовую потребность населения.
Проблема не в том, что нас игнорирует власть, проблема в том, что нас игнорирует общество. У нас нет связи между потребностью большинства людей, которые нас окружают, и тем, что мы производим.
Когда один из известных агрохолдингов провел исследование людей, живущих в агросекторе, то есть, по сути, тех же колхозников, то оказалось, что это люди, живущие как бы на другой планете. Они абсолютно демотивированы, им неинтересно чего-то в этой жизни достигать. Их система ценностей складывается из того, что они готовы жить, как живут, а все свое благополучие связывают с благополучием государства. И получается, что они ходят в магазин, покупают хлеб и не задумываются о том, что этот хлеб кто-то выращивает, кто-то печет, кто-то привозит. Это все само собой разумеется. Но зато, если мне кто-то даст субсидию, - это молодцы ребята.
Мне кажется, основная наша проблема в том, что мы не заявляем, что удовлетворяем эту базовую потребность большей части человечества. Мы создаем условия, при которых человек чувствует себя максимально комфортно. А люди, живущие вокруг нас не понимают, почему они живут настолько комфортно, и связывают это с какими-то движениями, производимыми властью. И никто не связывает это с деятельностью предпринимателей.
Сегодня, говоря о ценностях, мне кажется, необходимо выработать позицию по отношению к тем гражданам, которые нас окружают, чтобы вовлечь их в предпринимательскую проблематику, показать, что мы не просто хотим деньги зарабатывать. Мы хотим обеспечивать этим людям достаточно качественный уровень жизни.
Безусловно, у предпринимателей есть специфические ценности. Обычный человек не должен, как предприниматель, подчиняться особым правилам игры. На мой взгляд, человек, попадающий в предпринимательскую среду, на 90% несет с собой все общечеловеческие ценности, захваченные с собой из окружающего мира, и только остальные 10% из них формируются уже в предпринимательской среде.
Мне кажется, что говорить о чисто предпринимательских ценностях можно только с большой натяжкой. Ведущую роль играет ценностная ориентация конкретного человека, являющаяся производной от ценностей того общества, в котором мы живем.

Юлий Нисневич, профессор НИУ ВШЭ:
- Общечеловеческие ценности существуют в совершенно разных ипостасях. Первая из них – духовные ценности, вторая – так называемые социальные ценности. Это – две абсолютно разные вещи. И когда речь идет о духовных ценностях, я никому бы не рекомендовал делать здесь глобальные обобщения: они у каждого человека свои. Хочет он – верит в бога, не хочет – не верит.
И никаких особых предпринимательских духовных ценностей не может быть по определению.
Когда мы говорим о социальных ценностях, то здесь можно порассуждать: является ли человек, профессионально занимающийся предпринимательством, каким-то набором особых социальных ценностей.
Мне показалось, что если здесь вести разговор о честности, то это вообще разговор не о чем. Честность относится к категории совсем других ценностей: либо человек честен независимо от профессии, либо он не честен. И все это не зависит от того, предприниматель он или не предприниматель. И если не разделить эти два понятия, будет непонятно, о чем идет речь.

Александр Стрихов, Федерация развития малого бизнеса:
- Мне удалось поработать в качестве социолога, плюс работа региональной администрации, в Федерации развития малого бизнеса. Я должен сказать: предприниматели не могут быть оторваны от общества. У нас идет процесс структурирования общества. У нас зарождаются новые страты, новые социальные группы.
Я могу сказать, что социологи в 2005-м – 2007-м годах отмечали, что люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, начали ощущать себя предпринимателями. Только в этот период. До этого они воспринимали окружающий мир (и сегодня еще такие есть) с точки зрения своих бывших профессий, как инженер, врач или учитель, но не как предприниматель. И процесс формирования предпринимательского мироощущения только начался.
Нужны еще годы, чтобы сформировались те предпринимательские ценности, о которых мы говорим. И когда мы говорим о том же русском купечестве, то не надо забывать, что его принципы, его ценности формировались на протяжении десятилетий и даже столетий. Так что нам предстоит еще долгий путь для нового формирования этих ценностей.

Владимир Маслаков, Всероссийское движение за честный рынок, модератор дискуссии: У меня вопрос: будут ли они специфическими, если все-таки сформируются? Получается ли, что у нас нет специфических предпринимательских ценностей по той простой причине, что они не успели сформироваться?

Александр Стрихов: Знаете, в том обществе, в котором мы сейчас находимся, нет и общественных ценностей. Не сформированы ценности, определяющие отношение друг к другу, отношение к различным социальным группам.

Вопрос с места: А такое формирование будет проходить спонтанно, или что-то должно для этого предприниматься сообществами типа нашего?

Александр Стрихов: Я думаю, что, безусловно, таким сообществам нужно участвовать в этом процессе. Необходимо создавать объединения, чтобы через них отстаивать не только свои интересы, но и определять правила игры.
Здесь было сказано о том, что одни торгуют водкой по ночам, а другим запрещают продавать даже пиво. Если вы создаете некую ассоциацию и говорите об этом, апеллируете к власти, что должны быть единые правила игры.

Владимир Маслаков:
- Я хотел бы это дополнить сказанное таким моментом: предприниматель выступает всегда в еще одном качестве – он работодатель. То есть это человек, отвечающий за благополучие своих наемных работников. Мы привыкли говорить, что с властью что-то не так, что она нас не понимает. Но у нас есть своя зона ответственности – свои наемные работники. И эта функция, возложенная на работодателя, делает особым статус предпринимателя в обществе.

Николай Михайлов, компания Key Consulting:
- Хотелось бы добавить к этому, что функция предпринимателя – не просто обеспечивать рабочие места. Компании могут существовать, но люди при этом могут находиться в очень тяжелых условиях. Любая компания существует, чтобы удовлетворять потребности своей целевой аудитории.
Если это – алкоголики, стремящиеся купить ночью низкопробное пойло, и предприниматель решился работать на эту целевую аудиторию, значит, он работает на нее. Если это люди, пришедшие после работы, и им нужны магазины шаговой доступности, то он поставляет товар, нужный им. Наконец, компании существуют для того, чтобы их акционеры получали доход. И когда компания становится сориентированной на свою аудиторию, то это важно для них. А ценности отвечают на вопросы: что важно и зачем. И тогда все становится на свои места.
Если имеет значение качество продукции, если для тех, для кого мы работаем, имеет значение цена, шаговая доступность, то это – те потребности, которые мы удовлетворяем.
Компании создаются для того, чтобы они развивались. И тут мы выходим на еще одну предпринимательскую ценность – развитие. Если предпринимателю не интересно развитие, компания будет развиваться 10 – 20 лет.
Я свой бизнес начал в 87-м году. 90-е годы прошел, как и многие другие: что такое криминал, как он приходил, как легализовывался, какие крыши были – все это было пройдено, все хорошо известно.
Я согласен, что первая ценность для предпринимателя – это ответственность. И в это понятие я вкладываю выполнение взятых на себя обязательств. Если мы договорились, что играем по определенным правилам, то мы эти правила соблюдаем. И честность по отношению к своим работникам, к связанным с нам структурам – это тоже выполнение взятых на себя обязательств.

Продолжение следует.

Материал подготовил Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости