Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Российский предприниматель и его ценности. Материалы круглого стола. Часть третья: бизнес между властью и обществом

Мы продолжаем публикацию материалов круглого стола «Честный предприниматель – ценности, которые нас объединяют», состоявшегося 26 июля.
Если в его программе основными вопросами были заявлены предпринимательские ценности, этика, мораль и другие вполне философские категории, то на деле наибольший интерес был проявлен к вопросам, связанным с взаимоотношениями бизнеса, государства и общества. Здесь была и живая полемика, когда непросто понять, кто бросает реплику с места, перебивая выступающего, и самые разные мнения – все то, что отличает неподдельный интерес к болезненной теме.
Итак...


Дмитрий Каплин директор Ассоциации «Безопасность бизнеса»: Я хочу задать вопрос: зачем мы здесь собрались? Чтобы обсуждать какие-то общие вопросы? Или чтобы выработать общую позицию действий на какое-то последующее время? Вот по второму вопросу я ничего не услышал.
Мы говорим о ценностях: духовные, деловые, смешанные. Такое впечатление, что государство так и не входило в систему рыночной экономики. Только сейчас приходит новое поколение чиновников, которое начало хотя бы задумываться: что такое предпринимательская деятельность. Кто у нас из известных предпринимателей занял министерские кресла? Человек должен сначала для практики пройти предпринимательскую деятельность, за которой он потом надзирает. У нас вообще этого нет. В любом случае, вести разговор о том, как наши потребители относятся к нам, - это ни о чем. Спроси кого угодно: нашу работу охают сразу.
В нашем диалоге сегодняшнем надо прийти к выводу: как оправдать предпринимателя и как создать ему благоприятные условия. И тогда мы поймем, что нам нести своим рабочим, как оценивать некоторые вещи между собой. А если мы начнем делить: это духовное, а это – деловое, мы ни к чему не придем. Они между собой переплетаются. Вспомним о тех предпринимателях, которые достаточно много сделали, а итог таков, что сейчас они сидят в тюрьме. Спросите их, зачем они занимались благотворительностью, и они скажут, что это был их личный выбор между хорошим и плохим в их понимании.

Илья Хандриков, Всероссийское движение за честный рынок: Я цитирую во всех выступлениях, где это возможно, одного из экспертов Общества купцов и промышленников России. Он сказал, что сегодняшние отношения бизнеса и власти характеризуются стопроцентной зависимостью первого от второго. Это очень похоже на времена до 1861 года, когда существовала такая же зависимость.
И чем жестче вынужден бизнес прижиматься к власти, тем более наплевательски он относится к обществу и к своим гражданским обязанностям. Результат – те искажения, о которых сейчас говорят многие. Это, может быть имеет какие-то исторические корни, но за последние 20 лет произошло полное подчинение бизнеса власти. И общество видит предпринимательство калекой. Мы знаем примеры, когда в палатках, находящихся по крышей полиции или управы, продается водка по ночам, продается кому угодно пиво, а честные предприниматели через это страдают. Кто виноват, если у нас нет единых общих правил для всех.

Мнения с мест:
- Очень важен вопрос об отношении общества и предпринимательского сообщества.
Можно привести пример: если войти в интернет и набрать слово «предприниматель», то мы увидим несколько десятков терминов, значительная часть которых несет криминальный оттенок. Так криминальная составляющая, которая в свое время характеризовала отечественный бизнес, выработала негативное отношение общества к нему.
Это в чем-то историческое мышление. Такое количество негатива по отношению к предпринимателям – это, безусловно, историческое наследие. Мы с ним ничего сделать не можем. Только постоянно доказывать обратное.
- А такое формирование будет проходить спонтанно, или что-то должно для этого предприниматься сообществами типа нашего

Александр Стрихов, Федерация развития малого бизнеса: Я думаю, что, безусловно, таким сообществам нужно участвовать в этом процессе. Необходимо создавать объединения, чтобы через них отстаивать не только свои интересы, но и определять правила игры.
Здесь было сказано о том, что одни торгуют водкой по ночам, а другим запрещают продавать даже пиво. Если вы создаете некую ассоциацию и говорите об этом, апеллируете к власти, что должны быть единые правила игры.

Владимир Маслаков, Всероссийское движение за честный рынок: В 2000-м году Гильдия риелторов стала первым объединением предпринимателей, принявшим внутренний Кодекс поведения. Очень жесткий.
И в тот период я по поручению тогдашнего министерства по антимонопольной политике выяснял, не препятствует ли этот кодекс выходу на рынок других участников. Так что названная только что деятельность уже ведется, просто пока она не видна.
Разумеется, нет никаких сомнений в том, что предпринимательская среда непосредственно тесно связана с обществом и отражает те процессы, которые в нем происходят. В силу своей активности предпринимательская среда может несколько опережать эти процессы. Об этом говорит и пример риелторов: Гильдия поняла, что без внутренних норм поведения, без установленных правил отношений с клиентами им очень сложно строит политику отрасли. А им это было нужно, и они это сделали.
И объединения предпринимателей, устанавливая для своих членов правила игры, в том числе формируют и репутацию самого объединения.

Юлий Нисневич, профессор НИУ ВШЭ: Дело в том, что предпринимательство – это профессиональное сообщество, и оно является частью общего социума. Но у меня есть ощущение, что у этого профессионального сообщества есть некие ценности, которые существуют во всем социуме, но предпринимателями более обостренно обозначаются. Я приведу примеры того, что имею в виду.
На мой взгляд, прежде всего это – высокий уровень персональной ответственности. Это – ценность для предпринимателя. Это существует во всем обществе, но для предпринимателя имеет особое значение. Так что если говорить о каких-то специфических предпринимательских ценностях, то речь должна идти о тех общих, которые наиболее характерны для профессионального сообщества.

Маслаков: Я хотел бы это дополнить таким моментом: предприниматель выступает всегда в еще одном качестве – он работодатель. То есть это человек, отвечающий за благополучие своих наемных работников.
Мы привыкли говорить, что с властью что-то не так, что она нас не понимает. Но у нас есть своя зона ответственности – свои наемные работники. И эта функция, возложенная на работодателя, делает особым статус предпринимателя в обществе.

Вадим Лебедевич, Всероссийское движение за честный рынок: Есть такой интересный термин – «самозанятое население». Причем отношение к нему такое: я недавно читал, что «самозанятому населению» надо поднять налоги, а то, они что-то там делают, а социальной ответственности не несут.
Что такое «самозанятое население»? Это предприниматели поневоле: они, наверное, хотели бы заниматься чем-то другим, но жизнь так сложилась, что они занимаются выживанием, образуя такую своеобразную бизнес-среду. Я занимаюсь информационными технологиями и с этой средой сталкиваюсь: приходится работать с фрилансерами, а это и есть то самое «самозанятое население». Мы его практически не учитываем.
Второе: по моему опыту общения, у нас сильно дифференцируются фактически декларируемые ценности. Сегодня, когда мы слушали выступающих, это тоже проскакивало: есть то, что мы хотели бы видеть, и то, что есть на самом деле. Ценности должны соответствовать тому, что мы делаем, а не просто быть озвучены.
О третьем моменте уже говорилось: у нас патерналистское общество. И то, что патернализм у нас в очень жестком и непримиримом виде, касается всех сторон жизни.
При этом мы переживаем некоторую новую эпоху – эпоху переосмысления ценностей. И мне кажется, что происходит отступление от патернализма. В этой связи возникает вопрос о том, что, возможно, нашему предпринимательству необходимо переосмыслить, ради чего мы всем этим занимаемся.
Государство, по моему мнению, исповедует консервативные ценности. Оно не формирует их никоим образом, оно их фиксирует и пытается насаждать, сделать более-менее устойчивыми.
Предприниматели, если они исповедуют общегосударственные ценности, их бизнес успешен. Если они идут вразрез с линией государства, он не успешен. Правда, успешность я беру видимую: в нашем обществе бизнесмен – это человек богатый, при власти, который может позволить себе больше, чем остальные. В государстве нашем сейчас другой бизнес, кроме как привязанный к государству, успешным не является.
Как я понимаю, основная ценность для предпринимателя – создавать ценности для окружающего его мира. И это – тот результат, который мы каждый день ощущаем.

Лев Балинер, Всероссийское движение за честный рынок: У каждого профессионального сообщества есть свой набор ценностей. И у предпринимательства есть свой набор ценностей, на которых оно основано. И только предприниматели, если их сообщество на этих ценностях основано, могут их продвигать. Никто другой их продвигать не будет – у них другие ценности.
Зачем предпринимателям исполнительность? Наверное, она нужна. Но продвигать ее как ценность он не будет. Он может продвигать, например, ответственность – это часть его профессиональной компетенции. А какие-то другие ценности для него менее важны. И мы как профессиональное сообщество должны продвигать свой набор ценностей, от которых зависит наш деловой и человеческий успех.

Юлий Нисневич: Никакое российское общество не является патерналистским. Это – легенда, которую вполне сознательно вдалбливается всем в голову. С 90-го года в российском обществе существует порядка 20 – 25% действительно патерналистски настроенных граждан. Но не более того. Не надо путать патернализм с тем, что в нашем обществе существует тенденция, скажем так, скорее социалистическая: все крупные предприятия должны быть под контролем государства. Но это – не патерналистская тенденция, это – другая проблема. Здесь речь идет о том, какие идеи нам насаждают.
И надо сказать, что власть никакие консервативные ценности не поддерживает. Назовите мне те консервативные ценности, которые поддерживает сегодняшняя власть. Ноль!

Голос из зала: Например, тот самый патернализм.

Нисневич: Патернализм не есть консервативная ценность. Это – проблема взаимоотношений между обществом и государством.
Консервативные ценности – те, что отстаивают консерваторы, остальное – другая игра.
Каждое профессиональное сообщество выбирает из общего набора ценностей те, что ему наиболее подходят, и начинает защищать их и привносить в общество в целом.
Нет государства без общества.

Окончание следует

Материал подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости