Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

"Инвестор к нам приходит раз и навсегда": интервью оренбургского губернатора

В Оренбургской области серьезно занялись развитием инвестиционной деятельности. О том, как чувствует себя регион по сравнению с другими областями в борьбе за привлечение ресурсов, о предпринимаемых шагах, программах, первых результатах и планах, участии в сочинском форуме в интервью ИА REGNUM рассказал губернатор Оренбургской области Юрий Берг.

ИА REGNUM: Юрий Александрович, Оренбургская область начала уверенно конкурировать с другими регионами за привлечение ресурсов, инвесторов. Какие результаты уже достигнуты?

Пожалуй, самый наглядный на данном этапе - темп роста вложений в экономическое развитие. По итогам первого полугодия 2012 года инвестиции в основной капитал увеличились на 29%, за восемь месяцев - на 44%. На фоне надвигающейся на мировую экономику рецессии цифры хорошие. Но это, конечно, промежуточный итог. Наши планы гораздо более амбициозны, и недаром названы "Стратегией прорыва". Инвестиционный портфель Оренбуржья постоянно пополняется новыми проектами. Но обновляется и перечень задач социального развития. Чтобы отвечать по взятым на себя обязательствам, необходимо создавать все новые источники налоговых поступлений. Для этого нужно как можно шире задействовать свой потенциал природно-ресурсный, промышленный, образовательный, интеллектуальный и научный.

ИА REGNUM: Каким образом решается эта задача?

На уровне региональной власти создаём условия для инвестирования в модернизацию действующих и создание новых, современных предприятий, развития человеческого капитала, как в плане образования, так и увеличения продолжительности жизни.

Если говорить более конкретно, у нас разработана Стратегия развития до 2020 и 2030 годов, к ней - подробная дорожная карта, по каждому направлению выработаны соответствующие региональные целевые программы. Для нас это не декларативный документ, а реальный план действий.

Проведена полная реконструкция областного инвестиционного законодательства. Мы считаем, что появление законов об областном залоговом фонде, государственно-частном партнёрстве, налоговых преференциях кардинально улучшили инвестиционный климат. Для снижения административных барьеров создана "Корпорация развития Оренбургской области". Это, по сути дела, "единое окно" для инвесторов. Сформирован Реестр приоритетных для области инвестиционных проектов.

И как первый значительный итог - только за последние полгода началась реализация трёх инвестпроектов, суммарная стоимость которых составляет 8 млрд рублей. В области появится порядка тысячи рабочих мест, оживятся смежные отрасли.

ИА REGNUM: Пользуются ли этими инструментами инвесторы? И как сказывается такая мера, скажем, как снижение налога на прибыль на поступлениях в региональный бюджет

? Для крупных инвесторов "уютные" условия ведения бизнеса крайне важны, и это подтверждают сами участники инвестиционного процесса. Свежий пример - закладка нового маслоэкстракционного завода в Сорочинске. Инвестором выступило ОАО "НМЖК". С момента первых переговоров и до торжественной закладки завода прошло всего несколько месяцев. Проект прошел стадию согласования и рекомендован к включению в Реестр приоритетных инвестпроектов. Это означает, что инвестор получает право воспользоваться всеми возможностями, предоставляемыми областным законодательством. Поверьте, это очень нравится инвесторам, и они этого не скрывают. Вот и председатель совета директоров "НМЖК" Николай Нестеров на закладке первого камня своего нового предприятия в Оренбуржье открыто заявил об этом.

Что касается опасений насчёт снижения налоговых поступлений при снижении ставки налога на прибыль инвесторам, то они безосновательны! Приведу в пример крупнейшего налогоплательщика Оренбургской области - предприятия компании ТНК-ВР. В 2010 году объём инвестиций по ним составил 26 млрд рублей, в 2011 году он увеличился до 31 млрд рублей. При этом объём налоговых поступлений в бюджет области возрос с 7,8 млрд рублей до 13,2 млрд рублей соответственно. Считаем чистый прирост платежей - 5,4 млрд рублей. За вычетом преференции в сумме 3,2 млрд рублей, предоставленной компании в 2011 году, чистый экономический эффект для бюджета - 1,7 млрд рублей. То есть мы получили больше.

Далее. В 2008 году налоговые поступления компании составляли порядка 24% доходов консолидированного бюджета области. С тех пор межбюджетные отношения изменились, налог на добычу полезных ископаемых полностью уходит в федеральный центр. Тем не менее, доля поступлений в бюджет области от ТНК-ВР остаётся практически на прежнем уровне - 23,8%. Региональный бюджет ничего не потерял - весь "ушедший в Москву" доход перекрыла возросшая прибыль.

Аналогичная ситуация и по остальным предприятиям, воспользовавшимся правом на получение инвестиционной льготы. К слову, в ближайшее время состоится заседание Инвестиционного совета, на котором рассмотрят заявки ряда предприятий на право воспользоваться возможностью, представленной региональным и федеральным законами. Рассчитываем, что количество заявок возрастёт.

ИА REGNUM: Основные условия для потенциального инвестора - стабильность развития, и в том числе и политическая стабильность, лояльное инвестиционное законодательство, сопровождение инфраструктурных проектов. Очевидно, что в Оренбургской области эти условия соблюдены. Что, по-вашему, является ограничителем процессов роста?

Несовершенство земельного законодательства в части условий для создания инвестиционных площадок и индустриальных парков. Парадокс, что эта проблема существует в России - стране с самой большой территорией, землей - которая сама по себе ценный ресурс. Неосвоенные пространства огромны, а освоение земель и эффективное их использование вещь чрезвычайно сложная. Земельный кодекс РФ предусматривает универсальную процедуру торгов, обязательную для всех участников, независимо от цели приобретения участка. Это усложняет передачу земельных участков корпорациям развития и региональным агентствам по развитию инвестиций. Как следствие, увеличивается стоимость инвестиционных площадок, начинается удорожание инвестиционного проекта в целом. Создание эффективного, соответствующего уровню развития общества механизма выделения и регистрации земельных участков, с небольшим количеством процедур, быстрым по времени и невысоким по стоимости обработки заявок, повысит доступность земельных ресурсов и для инвестиций. Но это зависит не от региональной власти, а от федерального центра. В связи с этим мы предлагаем на федеральном уровне упростить процедуру передачи земельных участков в собственность акционерных обществ, созданных для деятельности в формате государственно-частного партнерства, и 100% акций которых находятся в государственной собственности субъекта РФ.

Я, кстати, являюсь руководителем рабочей группы по подготовке материалов к заседанию Президиума Госсовета при Президенте РФ, которое состоится в начале октября и будет посвящено теме совершенствования использования земельных ресурсов в интересах граждан и юридических лиц. Почти полгода занимаемся этой темой, аккумулируем предложения других регионов, профильных государственных структур, законодателей, федеральных министерств. Судя по объему информации, предложений, вопрос действительно проблемный. А эффективное управление земельными ресурсами - это половина успеха инвестиционной стратегии регионов. Рассчитываем, что доклад, который ляжет на стол президента, станет прологом к реальному усовершенствованию земельных отношений в нашей стране. А предложения, высказанные в нем, станут основой для реконструкции земельного законодательства.

ИА REGNUM: Продолжая тему стабильности, насколько инвесторов беспокоит вопрос политической стабильности в регионах? Создают ли оппозиционные партии "помехи" для благоприятного инвестиционного климата?

По большому счёту нет, отношения с инвесторами в Оренбургской области строятся, прежде всего, на взаимном доверии и правильно обеспеченных гарантиях. Кстати, о доверии на сочинском инвестиционном форуме заговорили и эксперты. Председатель Правительства России Дмитрий Медведев поднял эту тему в начале пленарного заседания. Сегодня умение не просто выстроить доверительные отношения, но и поддерживать их течение продолжительного времени - ресурс более ценный, чем способность "завлечь" инвесторов.

Что же касается оппозиции региональной власти, то я скажу так - демократии в избытке не бывает, и мы только рады, что региональная оппозиция столь пристально следит за каждым решением или действием правительства области. Мы учимся работать эффективнее, да и они делом заняты....

ИА REGNUM: Вы только что вернулись из Сочи, где представляли область на Международном инвестиционном форуме. Довольны ли Вы результатами поездки?

Доволен, но знаю, что можно и нужно делать ещё больше, ещё лучше. Очень понравилось выступление Дмитрия Анатольевича Медведева. Он как раз и говорил о доверии. Это действительно важная вещь, в том числе и в инвестиционном процессе. Лично убедился, как это работает. Я уже говорил, что за последние полгода в области начали работать три инвестпроекта, причём инвесторы - из регионов. И пройти путь от первых переговоров до закладки памятной капсулы мы сумели в короткие сроки. И это в основном благодаря доверию, сложившемуся между нашей командой и инвесторами.

Отметил для себя также выступление Ицхака Адизеса, который дал всем совет - у власти должны быть "большие уши и маленький рот". Полностью с ним согласен.

Хорошим итогом поездки считаю договоренность о рассмотрении проекта частно-государственного партнёрства по строительству фельдшерско-акушерских пунктов на селе. Для Оренбургской области проблема сельской медицины всё ещё стоит остро. Конечно, можно копить двадцать лет, и потом начать стройку. Но люди-то ждать не могут! Поэтому нужно строить здесь и сейчас, в том числе за счёт средств инвесторов.

В ходе форума Оренбуржье подписало два Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве: со Свердловской и Астраханской областями. Уверен, что это задаст новый темп развитию сотрудничества между нашими регионами. Состоялся целый ряд переговоров, которые должны продолжиться серией встреч. Условия для уютной работы инвесторов в регионе созданы, поэтому наши партнеры приходят в Оренбургскую области и начинают работать. А мы им в этом всячески помогаем.

Кроме того, было интересно послушать представителей других регионов по поводу использования модельной программы улучшений инвестиционного климата, разработанной "Деловой Россией", которая полностью адаптирована нами к региональным условиям и особенностям. Несмотря на то, что Оренбургская область не стала пилотным регионом по внедрению по внедрению "Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного комплекса инвестиционного климата в регионе" Агентства стратегических инициатив (АСИ - прим. ИА REGNUM), мы полностью ее поддерживаем, и уже в следующем году намерены соответствовать всем требованиям стандарта. Тем более что с АСИ мы также подписали на Сочинском форуме Соглашение о сотрудничестве, и уже договорились стать партнёрами по ряду социальных проектов.

ИА REGNUM: Оренбургская область на форуме в Сочи второй раз выступает девизом "Быть успешными вместе". Какой смысл Вы закладываете в эту фразу?

Это значит, что мы не просто смотрим в будущее, мы работаем на это будущее сегодня - закладываем базу будущих качественных изменений. И приглашаем к сотрудничеству всех, кто готов идти к успеху созидательным путём. Помогать мы будем тому, у кого рубашка в поту. Это наша формула успеха.

Справка:

В 2011 году в Оренбургской области принят закон "О залоговом фонде". Залог имущества субъекта для кредитования самых эффективных и социально значимых инвестиционных проектов будет осуществляться в приемлемой для банков форме и без риска для имущественных интересов области.

В 2012 году принят закон "Об инвестиционном налоговом кредите Оренбургской области". В нем речь идет об отсрочке уплаты региональных налогов и налога на прибыль (в части зачисления в региональный бюджет) на платной основе. В августе принят целый пакет законопроектов, призванных обеспечить ускоренное развитие инвестиционных процессов в регионе:

- "Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве", создающий механизм для привлечения частных инвестиции, в том числе на социальные объекты на территории Оренбуржья.

- О предоставлении пониженной ставки налога на прибыль отдельным категориям налогоплательщиков на 2013 год", дающий право инвесторам на снижение ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта.

- "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О налоге на имущество организаций", предоставляющий право освобождения от налога на имущество на срок до 5 лет инвесторам в отношении имущества, вновь созданного или приобретаемогонового (не бывшего в эксплуатации) в результате реализации инвестиционного проекта или инвестиционной программы.

- "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений", систематизирующий и конкретизирующий меры государственной поддержки, которые предоставляются инвесторам.

Источник: http://regnum.ru/news/polit/1574136.html
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости