Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Оксана Гладышева рассказала о прорывах и проблемах "Ренессанс Косметик"

Офис и производственные мощности компании "Ренессанс Косметик" находятся на окраине Барнаула — между ТЭЦ-3 и теплицами предприятия  "Индустриальное". Сразу у входа на территорию стоит внушающих размеров катер, почти яхта - собственность основателя компании Виктора Косихина. Далее — новые цеха и склады. Директор "Ренесанс Косметик" Оксана Гладышева встречает нас в небольшом конференц-зале, на полках — десятки позиций из ассортимента продукции предприятия. Это было первое развернутое интервью г-жи Гладышевой для читателей газеты "Ваше дело" в качестве руководителя "Ренесанс Косметик".

- Оксана Сергеевна, о компании "Ренессанс Косметик" известно¸ что она в 1999 году начинала с розлива шампуней. А что сейчас собой представляет этот бизнес?

- Наш бизнес виден буквально за окном – посмотрите, мы активно строимся.  Сейчас предприятие выпускает около 500 SKU (ассортиментных позиций) продукции. Это пеномоющая продукция, бытовая химия, косметика и т.д. 2012 год у нас обусловлен ростом товарооборота на 40%. За 10 месяцев этого года было выпущено более 15 млн. единиц продукции. Плюс, выпущено 72 новых единицы SKU. Примерно половина из них – это наши торговые марки, остальная часть – торговые марки private lable. Ежемесячно предприятие отгружает около 40 вагонов готовой продукции. В Алтайском крае каждый второй житель пользуется продукцией, производства "Ренессанс Косметик"!
Наша компания пока еще не относится к крупному бизнесу, но мы к этому стремимся. В этом году за счет роста товарооборота произошло и увеличение штата. Сейчас на предприятии работают около 200 человек. Недавно мы запустили четырехсменный график работы.

- Судя по данным сайта компании, ассортиментный ряд выпускаемой продукции просто колоссальный – от средств для очистки труб до косметики. Можете объяснить, в чем логика предприятия? Почему бы не сконцентрироваться на каком-то одном направлении? И, грубо говоря, "порвать" там всех…

- Это сделать будет очень сложно. В кризисный 2008 год мы начали заниматься частными марками по заказу торговых сетей. И в этом оказалась наша сила. На данный момент мы намерены быть более гибкими. То есть, все, что хочет наш заказчик, мы пытаемся ему предоставить. Так, например, компания запустила новую линейку кремов, приобретя специальное оборудование, мы также предложили заказчику бутылку собственного производства. Я хочу сказать, что наша сила сейчас как раз в широком ассортименте, и мы можем конкурировать с другими производителями. Ведь другие производители нашего звена не выпускают только мыло или только средство для чистки полов. Если это бытовая химия – то это широкая ассортиментная линейка. Если это пеномоющая продукция, то она тоже включает в себя весь перечень продуктов.

Более того, в прошлом и этом году мы провели детальный анализ того, что еще необходимо нашим клиентам, и открыли направление "хозяйственной группы". И компания стала импортером товаров хозгруппы. Это сделано именно для того, чтобы расширить ассортимент. Ведь мы работаем на низкой рентабельности, нам крайне необходим оборот. А чтобы сконцентрироваться на чем-то узком, необходим очень большой рекламный бюджет. К сожалению, локальные компании себе этого позволить не могут.

- То есть, я правильно понял, что компания в первую очередь реагирует на запросы партнеров – торговых сетей?

- Безусловно. Но мы в то же время пытаемся предугадать их потребности. Быть на шаг впереди – жизненно необходимо. Сети активно растут, с каждым днем поглощая традиционную розницу. Уже сейчас около 70% рынка занимают торговые сети.

- Значит, именно сети в первую очередь обозначают вам, какие новые продукты нужны на рынке? Облегчают работу вашим маркетологам?    

- Наш отдел маркетинга с собственными новыми продуктами работает довольно успешно. Так, в планах на 2013 год выпустить несколько новых линеек бытовой химии, которые будут более высокого качества и с отличительным дизайном. Мы планируем также вплотную заняться премиум-сегментом в косметическом направлении.

А вот пожелания сетевого клиента мы как раз стараемся предугадать. Мы смотрим на продажи товаров конкурентов и понимаем, что сеть явно сделает запрос. Когда продажи того или иного продукта зашкаливают, всегда интересно сделать частную торговую марку. Для того чтобы заработать на ней больше. Поэтому мы всегда в динамике. Например, с кремами и зубными пастами была именно наша инициатива. И она пока достаточно успешна – работают два проекта в "Холидее" и кемеровской сети "Чибис".

- Хорошо, но из всей столь широкой линейки у компании есть продукция, которая сейчас в приоритете?

- Да. Это линейка под названием Ecotherapy. Мы долго думали над ней, модернизировали идею. Сначала сделали жидкое мыло. И в этом году дополнили линейку кремами для рук и гелями для душа. Сейчас на эту линейку мы делаем серьезный акцент – проводим акции, PR-кампании, организовали замечательные пенные вечеринки в Барнауле и Кемерово.

- Вы этот продукт планируете экспортировать? Почему название выполнено латинскими буквами?

- Слово "терапия" имеет европейские корни. Кроме того, в составе продуктов линейки применяются высококачественные ароматические отдушки от ведущих английских и французских парфюмеров. Именно поэтому, мы даже не сомневались, что слово должно быть написано латинскими буквами.

Вообще же, все товары, которые производит компания, отправляются, в том числе, и на экспорт. У нас в этом году очень активно развивается направление Казахстана. Мы возобновили деятельность на рынке Таджикистана, в свое время приостановленную в связи с экономической ситуацией в этой стране. Но рынок Казахстана нам более интересен, там мы можем реализовывать очень широкий ассортимент продукции.       

Сети — отчасти бюрократы

- Вы сейчас сказали о новых продуктах "Ренессанс Косметик". Можете утонить, сколько времени проходит с момента рождения идеи до вывода продукта на рынок? Хотя бы в среднем… 

- Некоторые продукты – полгода, год. Иногда больше. В 2011 году мы заключили договор с одним из новосибирских креативных агентств. Потратили достаточно значимую для нас сумму и много времени, но так ни к чему и не пришли. Не родилась та идея! И выйти к нужному продукту так и не смогли. Сейчас эта идея только-только начинает обретать очертания. То есть прошло уже почти два года.

Если же говорить о торговых сетях, то, получив внятные пожелания, мы можем выпустить продукт в течение двух месяцев. Но сети, скажу я вам, – это в определенном роде бюрократические структуры, поэтому сроки, как правило, затягиваются до четырех - шести месяцев.

- Среди некоторых потребителей есть мнение, что косметика от возглавляемой вами компании – это "местечковая косметика". Мол, варится не весть Бог где, в каком-то Барнауле…

- Мнения бывают разные. Вот для того, чтобы о нас узнали по-настоящему, мы и проводим в этом году пресс-конференции и пресс-туры на предприятие. В этом году мы в этом плане делаем очень многое. Потому что, проводя акции "скрытый покупатель", часто видим, что человек, приобретающий, например, наше известное средство для стекол FlASHine, не знает, где именно оно выпущено. Читает подробнее этикету: "О! Так это сделано в Барнауле!" И никто же не говорит, что это продукт "местечковый". Вопрос в узнаваемости компании. И над этим мы сейчас работаем. Хотим показать, чего мы все-таки достигли. Я думаю, что каждый человек, который ходит в магазины "Мария-Ра" и покупает продукты под торговыми марками "Турбочист" или "Свежана", он же пользуется ими. И никто не задумывается о "местечковости", о которой вы сказали.

Кроме того, мы производим продукцию для федеральных сетей "Магнит", "Лента", "О’Кей", магазины которых располагаются по всей территории России. Отметим, чтобы попасть на полки всей России нужно предлагать высокое качество, отслеживать на этапе производства любые малейшие отклонения от рецептуры. Представляете масштаб конкуренции с производителями в европейской части России, где затраты на логистику минимальны? Тем не менее, крупнейшие ритейлеры предпочитают работать с нами. Например, с "Лентой" мы работаем уже шестой год.

Теперь что касается косметики. "Ренессанс Косметик" - это не полностью косметическая компания. Это предприятие, выпускающие в большей мере бытовую химию и пенно-моющую продукцию. Я всегда это акцентирую. Косметика – это крема, нечто декоративное. Мы сейчас только углубляемся в эту тему. Думаю, через год два уже никто не будет говорить, что наша косметика – "местечковая".

- Многие алтайские производители считают, что зайти в торговые сети, тем более в крупные, нереально. Насколько это преувеличено?

- Скажу так. Когда мы начинали свою историю с private lable, было очень сложно. Первая сеть-партнер была из Кемерово - "Чибис". Ее тогда мало кто знал. Приезжаешь в Москву на переговоры, там спрашивают: "А кто такой "Чибис?"

Конечно, первым мощным толчком в этом плане для нас стала "Лента". Когда мы заключили договор с этой сетью, получили, во-первых, узнаваемость, во-вторых, больше доверия на рынке федеральных игроков. Многим производителям известны довольно жесткие требования сети "Лента". Ежегодно на территории предприятия проводится независимый аудит процесса производства. Мы затрачиваем немалые средства на то, чтобы удовлетворять высоким запросам клиента. Однако, понимаем, что в условиях конкуренции партнерское доверие значимо и стоит дорого.

Я не могу однозначно сказать, сложно или просто выйти на прилавки крупной торговой сети. Весь вопрос в том, попадете ли вы в цену, которую запрашивает сеть. Будете ли вы соответствовать тем условиям, которые она выставляет? Для большинства сетей особенно важно, чтобы предприятие-партнер не подвело в поставках. Поставщик может указать явно заниженную цену товара, но потом просто прогорает. Как следствие, новый тендер от сети-заказчика. Такие варианты уже были у одной российской компании, которая действительно демпинговала на рынке. Ее средство для мытья посуды стоило на полке 11 рублей, и мы не понимали, как это может быть. Но это длилось не долго. И через год private lable эта компания уже не выпускала. Потому что хотела заработать на обороте, но этого не случилось.

Мы стараемся рассчитывать перспективы более грамотно. Это очень тяжело. Потому что сети хотят цену очень низкую. Но пока работаем неплохо – порядка 60% выпускаемой продукции реализуется через торговые сети.

- Тем не менее, в своих условиях, выдвигаемых производителям, торговые сети адекватны? Пресловутые бонусы…

- Сети бывают разные. Но разговоров на тему "Заплати за вход" сети сейчас практически уже не заводят. Сейчас другая тенденция - в договорах указываются жесткие штрафные санкции. Это дисциплинирует производителей и создает помехи недобросовестным предприятиям.

- Все соблюдают Закон "О торговле"?

- Да, соблюдают. Бывает, конечно, что кто-то отступает от правил. Но крупные сети, как правило, себе такого уже не позволяют. Да, вопрос отсрочки платежа еще существует. Но чего-то криминального уже нет. А ведь раньше бывало - захочешь завести одно SKU – заплати 100 тысяч, потом еще 50 тысяч…
Сейчас же в сетях очень большой ассортимент по собственным торговым маркам, и такие приемы не практикуются.                

Пошли за поддержкой

- Кредитные ресурсы жизненно необходимы любому российскому производителю. Насколько компания "Ренессанс Косметик" зависима от кредитов?

- Знаете, до лета 2012 года мы активно наращивали товарооборот. И поняли, что без модернизации производства уже просто не можем. Спросите любого производителя: "Есть ли у вас проблема с кадрами?" Эта проблема есть везде! И в высшем звене, и в низшем. И предприятию остается одно – модернизироваться, проводить автоматизацию. Поэтому в 2012 году у нас проблема кредитов встала остро. Это короткие кредиты. Если бы были интересные инвестиционные кредиты, на длительный период, мы бы их брали. Но, к сожалению, сейчас такие кредиты влекут за собой высокую ставку. Просто для сведения: в Китае, где мы сейчас планируем приобрести оборудование, кредиты выдают под 0,5% годовых, в США под 0,8%.

- Не припомню, чтобы компания "РК" воспользовалась какими-то инструментами господдержки предпринимательства. Они сейчас активно продвигаются региональными властями…

- В этом году мы решили воспользоваться предложенной поддержкой. Деньги обещали предпринимателям, которые инвестируют средства в развитие производственных мощностей. Так вот, мы за последнее время построили три цеха, планируется строительство двух складов. И решили обратиться за господдержкой. Было приобретено несколько единиц оборудования. Я была на заседании конкурсной комиссии. Но там сказали, что когда-то в 2008 году мы не вовремя уплатили по налогам некую сумму. Нам отказали.

- А на какую сумму господдержки рассчитывало предприятие?

- Вопрос стоял о 700 тыс. рублей. Для сравнения: компания на приобретение оборудования в месяц тратит 2-3 млн. рублей. Многое в этой ситуации мне не понятно. Но я в любом случае вновь обращусь с заявкой.

Для активного развития требуются сотни миллионов рублей. Покупка нового оборудования и увеличение мощностей тянет за собой необходимость строительства новых складов, усовершенствование системы водоподготовки, компрессорных и подстанций. Это крупные инвестиции.

- Можете рассказать, какова стратегия развития "Ренессанс Косметик" на три-пять лет?

- Сейчас для нас основополагающими являются наши новые направления и новые партнеры. Я пока не могу раскрывать всех деталей. Но мы активно изучаем вопрос о производстве private lable для мировых компаний. Они тоже просчитывают логистику, и возить издалека им, мягко говоря, неудобно. Учитывая, что мы находимся в сибирском регионе, куда доставлять продукцию им далеко, холодно и тяжело, наши планы имеют большой шанс быть реализованными.

- Поговаривают о планах "Ренессанс Косметик" начать розлив продукции одному из мировых производителей "большой тройки"?

- Как только начнем разливать, мы соберем пресс-конференцию. В этом направлении мы работаем.

Специальный вопрос

- Вы еще в сентябре заявили о росте объема производства в 2012 году на 40%. За счет чего это произошло? Это был запланированный рост или просто "так звезды сложились"?

- На 2012 год план у нас был порядка 30%. Более серьезный скачок связан с выпуском новой продукции и с расширением списка наших сетевых клиентов. Вы видите, какую экспансию они проводят. Это и "Мария-Ра", и "Холидей", и "Лента"… Большим прорывом для нас стало недавнее заключение контракта с сетью "Магнит", которая на данный момент насчитывает более 6 тыс. магазинов. Плюс, новое направление - хозяйственная группа. Оно тоже дает результат.

О чем еще рассказала собеседница

О роли Косихина

- Виктор Павлович Косихин, основатель и бывший руководитель "Ренессанс Косметик", сейчас идейный и творческий двигатель бизнеса. Бывает, например, некоторые вещи я, скажем так, стараюсь притормозить, а он, наоборот, является двигательной силой. Остальные управленческие и исполнительские функции в компании выполняю я и мои многоуважаемые подчиненные.

О Законе "О торговле"

- На стадии подготовки этого закона было больше шума. В России многие законы принимаются порой просто на бумаге. Мы на себе действие данного закона особо не ощутили. Да, были в прошлом году определенные моменты при заключении договоров, были взаимоотношения с антимонопольным ведомством. Но это, скорее, бумажные вопросы. Ничего другого не произошло.

О лаборатории и химиках

- Научно-исследовательский отдел (НИО) был создан на предприятии в 2008 году. Он занимается разработкой всех рецептур. Рецептуры постоянно меняются за счет ввода новых компонентов. Поэтому данный отдел всегда держит руку на пульсе. Без этого отдела нам никуда. Наши специалисты часто проходят обучение у партнеров – поставщиков сырья. Вообще же у всех предприятий нашего профиля есть определенная сложность в подборе химиков. В этом году мы активно сотрудничали с университетом. Искали будущего работника нашей лаборатории среди студентов третьего курса, чтобы потом вырастить его. Наш первый сотрудник отдела НИО был именно студентом. Сейчас он достиг больших высот – работает в компании "Юнилевер". Думаю, мы можем им гордиться.

Справка

"Ренессанс Косметик" - одно из крупнейших за Уралом предприятий по выпуску парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии, средств по уходу за автомобилем, гостиничной парфюмерии, а так же промышленной химии и химии для клининга. Компания выпускает продукцию под торговыми марками FLASHine, "Нежность", "Для всей семьи", "Росинка на ладошке", "ЛаРосса", "Чистюнька", Sola, Ecotherapy, Shalet и др. Партнерами "Ренессанс Косметик" являются торговые сети "Магнит", "Лента", "Чибис", "Холидей", "Мария-Ра", "Новэкс", "Чибис", "О'Кей", "Пятерочка", "Аникс" и др.

Справка

Оксана Сергеевна Гладышева родилась 27 июля в Рубцовске. Образование получила в АлтГТУ (экономист-менеджер на предприятиях машиностроения). До предприятия "Ренессанс Косметик" работала в компании "Топ-Книга" (руководитель направления магазинов "Пиши-Читай"), директором магазина в компании "Мир продуктов". В компанию "Ренессанс Косметик" пришла в 2008 году на должность начальника отдела продаж. Затем получила пост коммерческого директора, в июле 2011 году возглавила компанию.

Оксана Гладышева замужем, воспитывает двух дочерей. В качестве хобби называет чтение книг, горные лыжи.

Источник: http://altapress.ru/story/98995

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости