Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Надо не бояться быть первыми: интервью премьер-министра Чувашии

Интервью председателя правительства Чувашии Ивана Моторина

ИА REGNUM: В конце прошлого года Минэкономразвития республики подвело предварительные итоги года, отмечая рост промышленного производства. Индекс прогнозировался достаточно высокий - 108,7%, но при этом меньше, чем планировалось в начале года (110%). Ранее, озвучивая итоги 2011 года, вы заявляли, что по промышленности Чувашия почти достигла кризисного уровня, ликвидировав то падение, которое было в 2009 году. Сопоставляя эти данные, можно сделать вывод, что промышленность уже наращивает докризисные темпы. Между тем, эксперты не устают предрекать новую волну кризиса. В частности, в Чувашии в прошлом году в течение последних трёх месяцев отмечалось падение промышленного производства. Где были потери?

Да, при принятии республиканского бюджета, который формируется в первой половине года, мы ставили себе в качестве ориентира 10-процентный рост темпов промышленного производства. Но нужно учитывать, что мы опирались на данные первого квартала, согласно которым Чувашия была лидером в Приволжском федеральном округе и входила в десятку лучших в России. Также хочу обратить ваше внимание на то, что традиционно прогноз делается в двух вариантах - оптимистичный и реалистичный. Реалистичный был чуть ниже, соответственно в эти показатели реалистичного прогноза мы укладываемся.

С чем были связаны потери? Предприятия активно начали 2012 год, и здесь, возможно, мы не достаточно точно оценили завершение года. А этот период сложился не очень хорошо для таких предприятий, как "Промтрактор-Вагон", химической промышленности, где явно был заметен спад потребления их продукции. Это вызвало, в частности, на "Промтрактор-Вагоне" остановку производства в октябре, и до декабря коллектив вынужденно находился в отпуске. Для сравнения: если в декабре 2011 года было выпущено почти 600 полувагонов, то в декабре 2012 года - 72. А данное предприятие в общем объёме отгрузки занимает порядка 7-8%. Эта тенденция наблюдалась в течение трёх месяцев.

Хотя в целом действительно в 2012 году по темпам промышленного роста мы вышли на показатели 2008 года, полностью ликвидировав кризисную яму. По итогам работы промышленного комплекса Чувашия уверенно входит в тройку лидеров среди регионов ПФО, то есть можно говорить о том, что у нас достойный, хороший результат. Сегодня необходимо корректировать планы 2013 года, чтобы не допустить такой недооценки коммерческого рынка по отношению к основным видам продукции наших промышленных предприятий.

ИА REGNUM: Каковы ваши прогнозы относительно влияния кризиса, который уже лихорадит Европу?

Этот вопрос, наверное, волнует всех. Мы как регион, который в той или иной степени зависит от дотаций из федерального центра, подошли довольно консервативно при формировании бюджета. Рост доходов в первую очередь закладывается на уровне инфляционных процессов, то есть без завышенных ориентиров для себя. Это даёт возможность сбалансировать их и даже в случае изменения конъюнктуры рынка, в том числе по стабильности уплаты налогов предприятиями, сохранить стабильность бюджета. Это для нас главное.

В 2009-2010 годах в республике, когда организации выходили из кризиса, почти многие приняли планы и по модернизации производства, и по оптимизации трудовых ресурсов. Замедление промышленного роста, которое наблюдалось в конце 2012 года, показало, что это никоим образом не отразилось на показателях занятости. То есть, в принципе, сегодня лишних работников на предприятиях нет. Это хороший показатель. Это говорит о том, что предприятия сбалансировали свои программы - финансовые, кредитные, в области занятости и производства. Плюс итоги последних двух лет показали более серьёзное отношение финансовых институтов и юридических лиц к вопросам кредитования, то есть нет перенагрузки на бизнес. И это даёт определённый ориентир на более стабильное ожидание 2013 года.

Ещё одним немаловажным фактором, дающим определённую уверенность, является участие наших предприятий в гособоронзаказе. При этом правительством России увеличены объёмы государственного оборонного заказа. Кроме того, процедура заключения контрактов стала прозрачной, и они будут действовать более длительное время. В этих условиях наши предприятия имеют возможность серьёзно нарастить объёмы, ряд из них уже заявляют об увеличении в разы. К примеру, в 2013-2014 годах в объёме выпускаемой продукции "Элары" контракты по гособоронзаказу могут занять порядка 4 млрд рублей и переступить 6-миллиардный рубеж в целом, порядка 2 млрд наметило для себя в ближайшие два года ПО им. Чапаева. Шумерлинский завод спецавтомобилей планирует в текущем году по сравнению с прошлым вдвое больше выпустить продукции.

ИА REGNUM: Какова сегодня структура валового регионального продукта? Есть ли существенные изменения?

Структура по значимости основных отраслей стабильна в последние годы. По-прежнему основную долю занимают четыре основных направления. По прогнозам, на промышленный сектор по итогам 2012 года будет приходиться 29%, на торговлю - 16% (в 2010 году - 14,8%), сельское хозяйство - 9,3% (в 2010 году - 8%), строительство - 9,4% (в 2010 году - чуть более 9%). Хотя для меня куда важнее этих данных уровень доходов населения, который в прошлом году стабильно рос, а также инвестиционные вложения, темпы роста которых в Чувашии являются одними из самых высоких в Приволжском федеральном округе. Важно, что есть работа, и люди востребованы.

ИА REGNUM: Подводя предварительные итоги года, в Чувашии снова вспомнили о так называемом "клубе миллирадников", который в кризис сокращался, а в 2012 году в нём появились новые члены. ФНС отчиталась, что за год число крупных налогоплательщиков региона выросло вдвое.

Да, в 2008 году впервые в публичном пространстве начали вести рейтинг наших миллиардников, то есть предприятий, которые превысили отгрузку продукции без НДС свыше 1 млрд рублей. На тот момент их было 20. В 2009 году потеряли две организации: ушли Волжская текстильная компания и Канашский автоагрегатный завод. В 2010-2011 годах "клуб" насчитывал уже 25 предприятий. В 2012 году вернулся КААЗ, появился ряд новых предприятий - таких, как например, ЗАО "Сеспель", ОАО "Перкарбонат", то есть тех, кто относился изначально к малому и среднему бизнесу.

Особо отмечу, что на этих предприятиях значительно выросла заработная плата, она выше среднереспубликанских значений. Никто из них не ухудшил вопросы занятости, не было увольнений. Наоборот, был расширенный спрос на рабочую силу.

Что касается темпов роста отгружаемой продукции, то лидеры, как ни странно, дорожники - "Чувашавтодор", "Дорисс". Это говорит о том, что те решения, которые приняты правительством России и Чувашии по целевой подпитке дорожной отрасли через создание Дорожных фондов, положительно сказываются на инвестиционной активности и стабильности работы данных предприятий. Уже несколько лет по 1-2 инвестиционных проекта в год реализует "Акконд" и соответственно ежегодно добавляет по 15-16% дополнительно к объёмам выпускаемой продукции.

ИА REGNUM: Продолжая тему инвестиционных проектов. В числе безусловно успешных стартов стало оживление в "Новом городе" и активное строительство полигона ТБО. Реанимированные проекты поддержаны на федеральном уровне - об этом говорит и визит полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича, затем - замминистра регионального развития Сергея Дарькина, а также последующее выделение многомиллионных средств из федерального бюджета. Что сейчас происходит на данных объектах?

В "Новом городе" в первом квартале 2012 года, после завершения стадии конкурсного производства и публичных предложений, появились новые застройщики. И уже в декабре они ввели ряд позиций, которые были не достроены предыдущим застройщиком. Планы - большие. Что касается ввода жилья, то планируется ежегодно строить по 30-50 тыс. кв. метров. В декабре завершено строительство основной дороги микрорайона.

Даже когда обанкротился застройщик - Приволжская градостроительная компания, я всегда верил, что у проекта огромнейший потенциал, потому что это серьёзная территория с серьёзными, миллиардными вложениями, которая всегда будет востребована при любом правительстве. Необходимо было только решить организационные вопросы. В частности, на момент начала строительства остались неурегулированными вопросы инженерных сетей и строительства дороги. Сегодня эти вопросы сняты.

ИА REGNUM: "Новый город" за собой тянет и новый полигон ТБО.

Хотя территориально два этих проекта находятся довольно далеко друг от друга, но вы совершенно верно заметили: эти проекты взаимоувязаны. Одно из условий первого соглашения по "Новому городу" касалось решения вопроса по закрытию Пихтулинской свалки, которая выработала свой ресурс. Понятно, что без её закрытия отношение к району будет вторичное. И естественно всё это увязано со строительством нового полигона ТБО.

Проект стартовал ещё в 2010 году. Идёт он тяжело. Мы не смогли сработать на упреждение по ряду вопросов. Такими проектами необходимо заниматься капитально и максимально серьёзно - эту фабулу я могу отнести и к себе лично, и к членам правительства, и к администрациям городов. Нужно не только искать тех, кто виноват в невыполнении того запланированного объёма работ, который лежал на всех нас. Надо начать с себя, в первую очередь.

С учётом ошибок и выводов предыдущего года, сегодня стоит задача организовать работу на самом высоком конструктивном уровне и поставить ориентиры по реализации проектов. Я думаю, что мы в 2013-2014 годах в полном объёме проект завершим. В настоящее время готовность первой карты полигона достигает 80%.

Что касается объездной дороги, то администрация Чебоксарского района аукцион объявила. Наверное, в проект будут внесены небольшие изменения. К началу строительного сезона дорога получит подрядную организацию.

ИА REGNUM: Объездная дорога пройдёт через Толиково?

Честно говоря, до прошлого года я не углублялся в детали маршрута объездной дороги, потому что это не входило в зону моей ответственности. Но после того, как политические партии вокруг этого устроили пляски с саблями, после выступлений и транспарантов, начал разбираться. Выяснились интересные детали.

Оказывается, что данная трасса была выбрана ещё в рамках указа президента Чувашии по ускоренному развитию в 2006-2008 годах дорожной сети. Не просто выбрана, а был утверждён акт выбора трассы, который датируется 2008 годом. Без этого документа ни один проектный институт не возьмётся за работу. Поэтому разговоры о том, что жители села Толиково не знали о планируемом строительстве дороги, не соответствуют действительности. Я так понимаю, что они даже не просто знали, но и были серьёзными сторонниками этого строительства. Потому что уже в 2009-2010 годах за счёт бюджетных средств здесь было начато строительство моста, так как деревня разделена на две части. Когда мост строился, никто не протестовал, не возмущался.

Скажу даже больше. Столичная мэрия сегодня по-прежнему настаивает на том, что мусоросортировочный комплекс должен быть в Чебоксарах. Городские власти не хотят возить по "толиковской" дороге мусор из-за больших расстояний. Но даже если предварительно сортировать и прессовать мусор, то порядка 20 мусоровозов в сутки будут проезжать по объездной дороге мимо Толиково. То есть речь идёт о совершенно небольшом объёме.

Удовлетворить всех невозможно, поэтому людям нужно учиться жить в обществе. То есть садиться за стол переговоров и спокойно, без выкриков и оскорблений, искать наиболее удобные варианты для совместного проживания. Это касается в целом общества. Ведь при желании любую, даже самую маленькую проблему, можно политизировать до мегамасштабов, которую порой уже невозможно решить мирным путём.

ИА REGNUM: Ещё один крупный проект, который реализуется в Новочебоксарске, - строящийся завод по производству солнечных модулей (совместное предприятие Роснано и группы компаний "Ренова"). Его запуск в течение прошлого года переносился не раз. В связи с чем?

Проект значим не только для Чувашии, но он уникален и по меркам России. Когда мне задавали вопрос, выигрывает или теряет республика, я всегда подчёркивал и подчёркиваю, что мы в любом случае выигрываем от реализации этого проекта. На него не были затрачены бюджетные средства. Объём инвестиций, как и планировалось, превысил 20 млрд рублей. Сегодня основной строительный объём завершён.

Напомню, изначально и правительство Чувашии, и лично глава республики не раз обращались в федеральный центр, говоря о том, что у данного проекта есть ряд нерешённых вопросов по стимулированию потребления внутри России. В 2009 году, когда был заключён меморандум, в Европе действовало очень много программ по стимулированию развития солнечной энергетики. Однако когда проект вступил в зрелую стадию и уже были сделаны серьёзные инвестиции, на уровне ЕС было принято решение о свёртывании программ из-за наступившего кризиса в странах Евросоюза. С учётом того, что наибольший рынок для данной продукции - экспортный, то сегодня встаёт вопрос, под кого идёт выпуск этой продукции, кто является конечным покупателем и как будут развиваться дальнейшие коммерческие отношения.

На ежегодной выставке, которая проходит в Москве под эгидой Роснано, было озвучено о запуске проекта в июне 2013 года. Я надеюсь, что все инициаторы проекта будут придерживаться данной даты. Что касается правительства республики, то мы со своей стороны готовы создать все условия.

ИА REGNUM: Ещё одна не менее значимая для социально-экономического развития Чувашии тема - развитие моногородов. Новочебоксарск и Алатырь уже поддержаны на федеральном уровне. Третьим реальным претендентом является Канаш, о чём заявлялось не раз. Получит ли он поддержку?

Тема моногородов возникла в кризис 2009 года. Тогда Минрегион составил перечень городов, в который попали шесть городов Чувашии. В 2010 году Новочебоксарску удалось оказаться в числе первых 35 моногородов, которым были выделены федеральные средства. Город получил около 3 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета - около порядка 1,5 млрд рублей. Следующий год работа шла по Алатырю, который получил федеральную поддержку в числе 15 городов страны. Сегодня здесь развёрнута работа по всем объектам. Это очистные сооружения, водопроводные сети, поддержка малого и среднего бизнеса, запуск газовой котельной на общую сумму 577 млн рублей. Львиную долю этой суммы - около 386 млн рублей - выделил республиканский бюджет, 15,5 млн рублей - местный бюджет. Ориентировочно в течение 2013 года основная работа будет завершена.

По основным показателям реализации Комплексных инвестиционных планов (КИП) моногородов ведёт мониторинг Минрегион России. Там есть целый ряд критериев, мы по ним неплохо смотримся. К примеру, в том же Алатыре уровень безработицы на начало поступления федеральных средств составлял почти 3%, сегодня он один из самых низких среди городов республики - 0,38%. Снизилась безработица и в Новочебоксарске.

В 2012 году мы вышли с предложением о поддержке Канаша. Было очень непросто, так как с каждым годом предъявляются дополнительные требования. И основное требование касалось уровня безработицы: он должен быть не менее 4%. Правительство республики в 2009-2011 годы много делало по вопросам занятости. Из примеров могу привести запуск крупного завода по производству вагонов. И к моменту подачи заявки острой проблемы безработицы в Канаше не стояло.

Наша главная аргументация сводилась к нерешённому вопросу с КААЗ, собственником является группа компаний ГАЗ. Они довольно жёстко заявляют свою позицию в части оптимизации производств вне нижегородской площадки. Были у меня личные встречи с руководителем корпорации "Русские машины" Александром Филатовым, мы озвучивали эту тему. Не исключалось, что при ряде изменений, в том числе конъюнктуры рынка, вопрос о закрытии площадки может быть заново поставлен на повестку дня. А он ставился в кризисный 2009 год - тогда с участием правительства России удалось отстоять завод. Сегодня в Канаше он работает, всё прекрасно, но опасения эти остались. Плюс к этой аргументации - неполная занятость в октябре на "Промтрактор-вагоне", хорошая проработка самого КИПа и результаты, полученные в предыдущие годы по Новочебоксарску и Алатырю.

В результате Канаш вошёл в перечень особого мониторинга городов, которые могут получить федеральные средства. Осталось дело за малым: найти финансирования. Сегодня Минфин России обозначил достаточно лукавый источник финансирования, заявив, что есть 60 млрд рублей кризисных денег. То есть кризис начнётся - деньги будут направлены. Гораздо проще по линии Минэкономразвития России, в сфере поддержки малого и среднего бизнеса - к примеру, в части создания технопарков, бизнес-инкубаторов. Есть возможность по этим направлениям получить средства, поэтому в 2013 году мы будем Канаш отстаивать и направим на защиту КИПы других моногородов республики.

ИА REGNUM: Хотелось в завершение бы отойти от экономики и обратиться к политике, хотя они, безусловно, взаимоувязаны. За последние два года в Чувашии обновился и омолодился состав правительства. В прошлом году был отчасти реформирован состав Кабинета министров, появились новые министерства, сменился ряд министров. Вы, если можно так сказать, самый старый из молодых, который вошёл в состав действующего кабинета министров из состава прежнего правительства. Как вы оцениваете работу? Где, на ваш взгляд, слабые места?

Во-первых, я бы не согласился, что я самый старый. Всё-таки аксакалом надо считать Михаила Васильевича (глава Чувашии Михаил Игнатьев, ИА REGNUM). Он пришёл в правительство в январе 2002 года министром, проработав ещё ранее заместителем министра. То есть он уже давно, не понаслышке и глубоко изнутри знает работу правительства (Иван Моторин возглавил Минэкономразвития Чувашии в апреле 2006 года, с 23 декабря 2011 года работает премьер-министром республики, ИА REGNUM). Думаю, что 2013 год для данного состава правительства будет переломным, то есть начнётся более серьёзный спрос со всех нас. За себя могу сказать, что достижения есть, но есть и ряд направлений, где нам всем нужно серьёзно работать. В первую очередь, министрам нужно работать над стратегией своих отраслевых министерств, то есть активно взаимодействовать со своими коллегами из других регионов, работать на опережение, проводить стратегический анализ и, как говорится, не бояться быть первыми. То есть сегодня, на мой взгляд, идёт засилье юристов, и многие начинают апеллировать к тому, что тот или иной механизм или проект не разработан, не принят, нет законодательного решения. Если мы будем подходить именно с такой позиции, то никогда не получим первичного результата, никогда не будем пилотниками. Здесь, к сожалению, могу отметить, что мы слишком заформализовались. Ограничиваясь зачастую узкими рамками "можно, нельзя". Но давайте рискнём! Ничего страшного, если какой-то документ кто-то отменит потом. Это не смертельно. Если документ был полезный, то он найдёт свой путь, пробьёт дорогу. Такой совет я бы дал.

ИА REGNUM: Проработав в должности премьер-министра более года, насколько комфортно вы себя сегодня в ней ощущаете?

Честно скажу, что мне больше нравилось работать в министерстве. Но я, наверное, в душе тоже солдат. Тем более чиновник должен быть в первую очередь исполнителем и в меньшей степени обсуждать директивы руководства. Считаю, что работа идёт. А оценку в первую очередь даст глава республики. И жители республики.


Источник: http://regnum.ru/news/economy/1616046.html
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости