Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Виктор Харченко, заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации "Информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус". Горизонты нашей деятельности неуклонно расширяются

Исполняется 15 лет ИКЦ «Бизнес-Тезаурус». О его работе мы беседуем с заместителем генерального директора центра Виктором Анатольевичем Харченко.

- Виктор, «Бизнес-Тезаурусу» исполняется 15 лет. Он всегда был у нас чуть-чуть в тени, поскольку работал в связке с НИСИППом

- «Бизнес-Тезаурус» – учредитель НИСИПП, НИСИПП мы как бренд начали развивать под взаимодействие с органами власти, тогда как «Бизнес-Тезаурус» больше занимался международными проектами .

- Да, и, может быть, именно поэтому сейчас, по-моему, его знают чуть меньше как исследовательский центр, чем НИСИПП.

- Однозначный ответ дать сложно, но, наверное, да.

- В таком случае вопрос: мы неоднократно говорили о достижениях института, а «Бизнес-Тезаурус» какое сумел занять место на исследовательском рынке? Или его надо рассматривать только в паре с НИСИППом?
Будем называть вещи своими именами: исследовательский рынок ведь тоже рынок, как и другие рынки.


- Да, это – рынок государственного консалтинга, как мы его называем.

- А можно чуть подробнее: что такое государственный консалтинг, чем он отличается от обычного.

- Понятно, что в этом случае мы консультируем органы государственной власти. Есть «классический» консалтинг, связанный с консультированием бизнеса или каких-то институтов по развитию бизнеса. А государственный консалтинг связан с консультированием государственных органов по юридическим, экономическим и другим вопросам.

- То есть все так просто?

- Да. Это работа с государством в различных сферах его деятельности. Например, по каким-то социологическим вопросам бизнеса, вопросам преобразования структуры органов власти, совершенствования качества предоставления государственных услуг и так далее.
Какое место на рынке занимает «Бизнес-Тезаурус» отдельно от НИСИППа, сказать сложно. Я могу сказать, что он, по сравнению с НИСИППом, имеет больше опыта работы, больше наработок в таких секторах рынка государственного консалтинга, как земельно-имущественные отношения, развитие информационных технологий в деятельности органов государственной власти, традиционных для нас рынков исследований малого и среднего предпринимательства и административной реформы. Новое для страны и для нас направление в сфере административной реформы, которым занимается непосредственно наш гендиректор Олег Шестоперов, – оценка регулирующего воздействия. И еще – конкурентная политика. Такие вот шесть ключевых направлений.
Эти направления у «Бизнес-Тезауруса» гораздо более продуктивны, чем у НИСИППа, поскольку мы ими гораздо больше занимаемся именно в рамках этого центра.
Теперь о месте. Если о нем говорить, то, прежде всего, нужны определенные критерии. Видимо, в данном случае это – объемы рынка и сфер государственного регулирования. К тому же в этом вопросе очень сложно разделить «Бизнес-Тезаурус» и институт. Мы считаем, что совместная их доля на рынке – это примерно два с половиной процента.

- По-моему, критерии нужно определять именно после этого ответа. Два с половиной процента – это много или мало?
Помню, как много лет назад я беседовал с одним нашим бизнесменом, который сказал, что его фирма завоевала на американском рынке каких-то ножей для резки асфальта или чего-то подобного около трех процентов. И я задал тот же вопрос: это много или мало. Ты что, - ответил он, - это не просто много. Для такой фирмы, как наша, - это – фантастика.
Так вот, как это для «Бизнес-Тезауруса» и НИСИПП?


- Простого ответа здесь не будет. Это мало для рынка в целом, но надо понимать, что мы занимаемся только определенными направлениями совершенствования государственного регулирования. Есть порядка двенадцати направлений, где мы присутствуем, где мы позиционируем себя, участвуем в конкурсах, какие-то из них выигрываем и выполняем проекты. И если брать нашу долю в этих сегментах, то в среднем и получается два с половиной процента общего рынка (от 0,5% до 7,6%). Но тут есть еще один момент: для рынка вообще это – мало, но для независимой организации, у которой нет могучего учредителя в лице государства, я считаю, это – совсем неплохо. Если брать компании, которые напрямую не учреждены органами государственной власти, как ВШЭ, АНХ, Финансовый университет, другие подобные исследовательские центры, то окажется, что мы входим где-то в первую двадцатку.

- То есть объективно это – вполне приличный результат.

- На мой взгляд, да.

- Можно я задам отнюдь не юбилейный вопрос: как относиться к тому, что нас кто-нибудь да ругает, причем достаточно регулярно. Я до сих пор помню, как после публикации очередного рейтинга то ли развития предпринимательства в регионах, то ли инвестиционной привлекательности, некий представитель местной власти, увидев свой регион не на том месте, на каком хотел его увидеть, просто устроил истерику в интернете. Был крик и о том, что мы куплены на корню, и о том, что мы – не институт, а шарашкина контора с двумя столами и тремя табуретками. И ведь такие люди попадаются не так редко.

- Ну, мы не в ответе за мнение других людей.

- Но это ведь тенденция: чуть только результаты какого-то исследования не отвечают чьим-то интересам, как обрушивается ушат помоев.

- Скажем честно: если взять наше медийное пространство, а особенно интернет, то там 80% негативных отзывов по любым ситуациям, связанным с органами власти. Причем о ком угодно. Если взять высказывания по поводу любого события, происходящего в стране, то так и получается.
И в отношении наших исследований всегда есть разные точки зрения. Если у нас какой-то регион оказывается в рейтинге на низком месте, а его представители считают, что это неправильно, то они и высказываются.

- По-моему, многие люди уже a priori не способны воспринимать результаты исследований. Они вообще не просматривают аналитическую часть, а только смотрят табличку, лихорадочно разыскивая там свой регион, а, увидев, что он ниже, чем хочется, сразу начинают скандалить.

- Да, такая ситуация бывает очень часто. Людям не хватает терпения, усидчивости, вдумчивости, чтобы прочитать и понять, что сделано, как, почему результат именно такой. А уж задать вопросы и сделать какие-то выводы…
При этом надо сказать: те мониторинги, которые мы делаем по своей инициативе и потом распространяем, вообще никем не заказываются. Это – наша собственная инициатива, связанная с тем, что мы считаем себя в определенных сферах профессиональными исследователями. Целый ряд вопросов входит в сферу наших интересов, и мы их изучаем. Мы мониторим объекты наших исследований, а результаты таких мониторингов доносим до широких масс, в том числе до людей, которые принимают решения. Что же касается исследований, которые нам заказывают, то в 80-ти процентах случаев их результаты не публикуются. Права на них принадлежат заказчику, и только если он согласен, чтобы эти результаты публиковались, мы их публикуем.
А в отношении различных скандальных претензий и ругани, как говорится: собака лает, караван идет.
Видите ли, я так понимаю все эти высказывания в наш адрес: высказываются те, кто недоволен. Кто доволен – не высказывается. Они читают наши материалы, делают для себя какие-то выводы и ничего не говорят. Редко-редко кто-то нас похвалит. А то, что есть некий процент недовольных – это нормально.

- Хватит о грустном. Насколько я понимаю, «Бизнес-Тезаурус», как и НИСИПП, хотел бы расширить свою сферу деятельности.

- Это естественно. Когда-то у нас было одно направление – малый бизнес. Потом мы начали заниматься и другими, о которых уже было сказано. Мы занимаемся государственным регулированием, связанным с развитием бизнеса. С приходом Церена Церенова мы расширили свой потенциал по вопросами транспортной политики. Занимаемся мы и направлением, связанным с регулированием интеллектуальной собственности, развитием частно-государственного партнерства, развитием ЖКХ.
Нельзя сказать, чтобы у нас был очень богатый опыт в этих направлениях, но по одному – два проекта по ним у нас уже были, и мы будем использовать наши наработки для дальнейшего роста.
У нас есть наработанные технологии государственного консалтинга, позволяющие выходить на новые рынки и доказывать свой профессионализм. При необходимости мы привлекаем в команду профессионалов в этих областях. И, как показывает практика последних трех лет, горизонты нашей деятельности неуклонно расширяются.

Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости