Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Виктор Харченко, заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации "Информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус". Горизонты нашей деятельности неуклонно расширяются

Исполняется 15 лет ИКЦ «Бизнес-Тезаурус». О его работе мы беседуем с заместителем генерального директора центра Виктором Анатольевичем Харченко.

- Виктор, «Бизнес-Тезаурусу» исполняется 15 лет. Он всегда был у нас чуть-чуть в тени, поскольку работал в связке с НИСИППом

- «Бизнес-Тезаурус» – учредитель НИСИПП, НИСИПП мы как бренд начали развивать под взаимодействие с органами власти, тогда как «Бизнес-Тезаурус» больше занимался международными проектами .

- Да, и, может быть, именно поэтому сейчас, по-моему, его знают чуть меньше как исследовательский центр, чем НИСИПП.

- Однозначный ответ дать сложно, но, наверное, да.

- В таком случае вопрос: мы неоднократно говорили о достижениях института, а «Бизнес-Тезаурус» какое сумел занять место на исследовательском рынке? Или его надо рассматривать только в паре с НИСИППом?
Будем называть вещи своими именами: исследовательский рынок ведь тоже рынок, как и другие рынки.


- Да, это – рынок государственного консалтинга, как мы его называем.

- А можно чуть подробнее: что такое государственный консалтинг, чем он отличается от обычного.

- Понятно, что в этом случае мы консультируем органы государственной власти. Есть «классический» консалтинг, связанный с консультированием бизнеса или каких-то институтов по развитию бизнеса. А государственный консалтинг связан с консультированием государственных органов по юридическим, экономическим и другим вопросам.

- То есть все так просто?

- Да. Это работа с государством в различных сферах его деятельности. Например, по каким-то социологическим вопросам бизнеса, вопросам преобразования структуры органов власти, совершенствования качества предоставления государственных услуг и так далее.
Какое место на рынке занимает «Бизнес-Тезаурус» отдельно от НИСИППа, сказать сложно. Я могу сказать, что он, по сравнению с НИСИППом, имеет больше опыта работы, больше наработок в таких секторах рынка государственного консалтинга, как земельно-имущественные отношения, развитие информационных технологий в деятельности органов государственной власти, традиционных для нас рынков исследований малого и среднего предпринимательства и административной реформы. Новое для страны и для нас направление в сфере административной реформы, которым занимается непосредственно наш гендиректор Олег Шестоперов, – оценка регулирующего воздействия. И еще – конкурентная политика. Такие вот шесть ключевых направлений.
Эти направления у «Бизнес-Тезауруса» гораздо более продуктивны, чем у НИСИППа, поскольку мы ими гораздо больше занимаемся именно в рамках этого центра.
Теперь о месте. Если о нем говорить, то, прежде всего, нужны определенные критерии. Видимо, в данном случае это – объемы рынка и сфер государственного регулирования. К тому же в этом вопросе очень сложно разделить «Бизнес-Тезаурус» и институт. Мы считаем, что совместная их доля на рынке – это примерно два с половиной процента.

- По-моему, критерии нужно определять именно после этого ответа. Два с половиной процента – это много или мало?
Помню, как много лет назад я беседовал с одним нашим бизнесменом, который сказал, что его фирма завоевала на американском рынке каких-то ножей для резки асфальта или чего-то подобного около трех процентов. И я задал тот же вопрос: это много или мало. Ты что, - ответил он, - это не просто много. Для такой фирмы, как наша, - это – фантастика.
Так вот, как это для «Бизнес-Тезауруса» и НИСИПП?


- Простого ответа здесь не будет. Это мало для рынка в целом, но надо понимать, что мы занимаемся только определенными направлениями совершенствования государственного регулирования. Есть порядка двенадцати направлений, где мы присутствуем, где мы позиционируем себя, участвуем в конкурсах, какие-то из них выигрываем и выполняем проекты. И если брать нашу долю в этих сегментах, то в среднем и получается два с половиной процента общего рынка (от 0,5% до 7,6%). Но тут есть еще один момент: для рынка вообще это – мало, но для независимой организации, у которой нет могучего учредителя в лице государства, я считаю, это – совсем неплохо. Если брать компании, которые напрямую не учреждены органами государственной власти, как ВШЭ, АНХ, Финансовый университет, другие подобные исследовательские центры, то окажется, что мы входим где-то в первую двадцатку.

- То есть объективно это – вполне приличный результат.

- На мой взгляд, да.

- Можно я задам отнюдь не юбилейный вопрос: как относиться к тому, что нас кто-нибудь да ругает, причем достаточно регулярно. Я до сих пор помню, как после публикации очередного рейтинга то ли развития предпринимательства в регионах, то ли инвестиционной привлекательности, некий представитель местной власти, увидев свой регион не на том месте, на каком хотел его увидеть, просто устроил истерику в интернете. Был крик и о том, что мы куплены на корню, и о том, что мы – не институт, а шарашкина контора с двумя столами и тремя табуретками. И ведь такие люди попадаются не так редко.

- Ну, мы не в ответе за мнение других людей.

- Но это ведь тенденция: чуть только результаты какого-то исследования не отвечают чьим-то интересам, как обрушивается ушат помоев.

- Скажем честно: если взять наше медийное пространство, а особенно интернет, то там 80% негативных отзывов по любым ситуациям, связанным с органами власти. Причем о ком угодно. Если взять высказывания по поводу любого события, происходящего в стране, то так и получается.
И в отношении наших исследований всегда есть разные точки зрения. Если у нас какой-то регион оказывается в рейтинге на низком месте, а его представители считают, что это неправильно, то они и высказываются.

- По-моему, многие люди уже a priori не способны воспринимать результаты исследований. Они вообще не просматривают аналитическую часть, а только смотрят табличку, лихорадочно разыскивая там свой регион, а, увидев, что он ниже, чем хочется, сразу начинают скандалить.

- Да, такая ситуация бывает очень часто. Людям не хватает терпения, усидчивости, вдумчивости, чтобы прочитать и понять, что сделано, как, почему результат именно такой. А уж задать вопросы и сделать какие-то выводы…
При этом надо сказать: те мониторинги, которые мы делаем по своей инициативе и потом распространяем, вообще никем не заказываются. Это – наша собственная инициатива, связанная с тем, что мы считаем себя в определенных сферах профессиональными исследователями. Целый ряд вопросов входит в сферу наших интересов, и мы их изучаем. Мы мониторим объекты наших исследований, а результаты таких мониторингов доносим до широких масс, в том числе до людей, которые принимают решения. Что же касается исследований, которые нам заказывают, то в 80-ти процентах случаев их результаты не публикуются. Права на них принадлежат заказчику, и только если он согласен, чтобы эти результаты публиковались, мы их публикуем.
А в отношении различных скандальных претензий и ругани, как говорится: собака лает, караван идет.
Видите ли, я так понимаю все эти высказывания в наш адрес: высказываются те, кто недоволен. Кто доволен – не высказывается. Они читают наши материалы, делают для себя какие-то выводы и ничего не говорят. Редко-редко кто-то нас похвалит. А то, что есть некий процент недовольных – это нормально.

- Хватит о грустном. Насколько я понимаю, «Бизнес-Тезаурус», как и НИСИПП, хотел бы расширить свою сферу деятельности.

- Это естественно. Когда-то у нас было одно направление – малый бизнес. Потом мы начали заниматься и другими, о которых уже было сказано. Мы занимаемся государственным регулированием, связанным с развитием бизнеса. С приходом Церена Церенова мы расширили свой потенциал по вопросами транспортной политики. Занимаемся мы и направлением, связанным с регулированием интеллектуальной собственности, развитием частно-государственного партнерства, развитием ЖКХ.
Нельзя сказать, чтобы у нас был очень богатый опыт в этих направлениях, но по одному – два проекта по ним у нас уже были, и мы будем использовать наши наработки для дальнейшего роста.
У нас есть наработанные технологии государственного консалтинга, позволяющие выходить на новые рынки и доказывать свой профессионализм. При необходимости мы привлекаем в команду профессионалов в этих областях. И, как показывает практика последних трех лет, горизонты нашей деятельности неуклонно расширяются.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости