Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

"Выбираем тех, кто действует". Алексей Грищенко и Николай Шутенко обучат начинающих бизнесменов

Федеральная программа "Ты — предприниматель", в которой молодых людей учат создавать свое дело, реализуется в Алтайском крае второй год. И если раньше преподавателей и экспертов искали в регионе, то в этом году в край впервые были приглашены федеральные бизнес-тренеры. Это Алексей Грищенко и Николай Шутенко, соучредители консалтинговой компании Sinergy Consulting, которые на протяжении нескольких месяцев будут обучать молодежь в бийском округе. Эксперты рассказали о том, как выявить в молодом человеке склонности к бизнесу, как его обучить, а также об эффективности программы по опыту других регионов.

Николай Шутенко и Алексей Грищенко называют шесть шагов, которые надо сделать, чтобы открыть бизнес: формализовать продукт, определить клиента, понять рынок, выделить конкурентное преимущество, научиться продавать и просчитывать экономику фирмы.
- Как вы стали консультантами программы "Ты предприниматель"?

Алексей Грищенко (А.Г.): - В 2007 году Елена Бочерова, руководитель программы "Ты - предприниматель", реализовала пробный проект в Липецкой области, он оказался более менее успешным. Однако в то время ни к кого в стране не было четкого понимания, чему обучать молодых предпринимателей. Нам предложили разработать программу обучения молодых предпринимателей и уже на следующий год мы провели курс "Технология создания бизнеса" в 8 регионах.

Николай Шутенко (Н.Ш.): В основе нашей программы лежит отработанная методология обучения. Она родилась из практики преподавания, из вопросов, которые нам задавали на занятиях. Мы рассказываем о том, какие шаги нужно сделать, чтобы начать бизнес. В программе "Ты - предприниматель" участвует много консультантов и тренеров, специализирующихся на отдельных направлениях бизнеса. Наша программа отличается комплексным подходом. Ее новизна состоит в особом структурировании информации и ее подаче. Мы говорим просто о сложных вещах. Часто используем примеры из собственного бизнес-опыта и опыта наших клиентов или учеников, а не описанные в книгах кейсы транснациональных компаний, которые не применимы для малого бизнеса.

- Расскажите о сути вашей программы.

АГ: - Есть федеральная программа "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность". Ее цель — помогать молодым людям создавать бизнес. На первом этапе мы занимаемся популяризацией предпринимательской деятельности. В обществе до сих пор сохраняется стереотип, что предприниматель — это барыга, который нечестно зарабатывает деньги. И многие хотят работать в "теплом месте", в "Газпроме", например..

- Или в администрации.

АГ: - Потому и нужна информационная кампания, чтобы объяснить, что можно заниматься бизнесом и жить лучше. Предпринимателем быть модно и не так сложно, как кажется. Есть успешные примеры, в том числе и в Барнауле. На втором этапе проходит отбор. Важно из всех претендентов выбрать тех, кто склонен заниматься бизнесом, у кого есть способности и желание. Затем начинается образовательная программа. Сначала ребята прослушают первый модуль образовательного курса и идут в реальный рынок: общаются с потенциальными клиентами, собирают информацию о конкурентах, узнают цифры для финансового планирования. На второй модуль выходят только те, кто выполнил практические задания. После второго модуля ребята еще в течение месяца работают индивидуально и в малых группах с опытными наставниками. Они получают глубокое и персонифицированное сопровождение.В это время у них также будут бизнес-завтраки с известными в регионе предпринимателями, трехступенчатая система наставничества. Важной вехой в образовательном проекте будет форум "АТР-2013". Черз несколько месяцев после запуска бизнеса, молодые предприниматели столкнутся с новыми проблемами, связанными с управлением. На этом этапе мы поделимся методологией управления бизнесом.

НШ: - На этапе отбора мы в первую очередь берем тех, кто уже сделал какие-то попытки в бизнесе, может быть, и не очень удачные. Ведь часто бывает так, что люди заявляют об интересе к теме, но делать ничего не готовы. В образовательную часть входит шесть тематических блоков. В них описываются шаги, которые нужно сделать, чтобы стать предпринимателем. Одна из задач — показать, что не боги горшки обжигают, сформировать у участников понимание, что если они сами несут кому-то деньги добровольно за товары и услуги, то можно сделать так, чтобы деньги так же добровольно несли им.

Первый шаг — это формализация продукта. Многие застревают на этапе идеи, но за нее деньги не платят. Второй шаг заключается в том, чтобы понять, кто твой клиент. Третий шаг — понимание рынка и расширение границ. Можно мыслить не только в масштабе своего города, но и в масштабе региона или страны. Четвертый шаг — выявление конкурентных преимуществ продукта. Пятый — технология продаж. Не секрет, что сейчас успешны те, кто умеет продавать. И шестой блок - финансы. Как просчитать экономику бизнеса, сделать его рентабельным, для чего нужны кредиты и инвестиции и так далее.

АГ: - В течение двух-трех дней мы даем ребятам методологию, инструменты, потом они должны пойти и попробовать ими воспользоваться.

НШ: - Здесь опять же важен фактор действия. Многие приходят на наши занятия с познавательной задачей. Но нам важны те, кто откроет бизнес, мы продолжаем работу с ними. 

АГ: - На второй модуль участники приходят с живым опытом, у них разрушаются многие фантазии и появляются вопросы. Мы начинаем с ними работать индивидуально, рассматриваем каждый проект в отдельности.

- Сколько людей переходит на второй уровень?

АГ: - Это зависит от качества отбора. В некоторых регионах на занятия чуть ли не в добровольно-принудительном порядке приводят всех студентов экономического факультета из местного вуза. Им, конечно, интересно нас послушать, но в итоге большинство из них ничего не делает.

НШ: - Этап отбора очень важен. У нас есть разные форматы его проведения. Начиная от индивидуальных собеседований и заканчивая специальными играми, где люди смогут проявить смекалку, умение отстаивать свою позицию и так далее.

- Но может быть, все-таки есть какой-то усредненный процент?

АГ: - Исходя из опыта реализации программы "Ты предприниматель", в среднем, 10% ее слушателей открывают свой бизнес. Но повторю, что в разных регионах по-разному. Если набор качественный, этот процент бывает выше.

НШ: - И в реальной жизни бизнесом способны заниматься 5-10% людей. Даже среди тех, кто зарегистрировал бизнес, далеко ни у каждого есть денежные потоки. За юридической формой часто нет содержания. Сейчас, правда, люди будут более ответственно подходить к регистрации ИП из-за повышения отчислений в пенсионный фонд. Важно сначала научиться зарабатывать, а уже потом идти вставать на учет в качестве предпринимателя. Нужно создать прецедент успеха: я попробовал и заработал деньги. Успех в результате каких-то осознанных действий, выработанного алгоритма — это самый сильный мотиватор.

- Получается, что вы рекомендуете некоторое время поработать в тени?

НШ: - Не совсем так. Важно избежать крайностей. Иногда люди арендуют офис, регистрируют юрлицо, печатают визитки, нанимают секретаря, но за всем этим нет содержания, они ничего не могут заработать. Другая крайность, когда человек занимается чем-то кустарно при том, что препятствий для выхода на более цивилизованный уровень работы нет. Если смотреть стратегически, то легализация бизнеса открывает много возможностей: кредиты, работа с более серьезными контрагентами и так далее. Точно никто не может сказать, когда нужно регистрировать бизнес. Здесь главное, чтобы форма соответствовала содержанию.

Могут не все

- Вы сами упомянули о том, что многие молодые люди не хотят быть предпринимателями, так как считают, что это сложно. И согласитесь, сложности существуют. Большие налоги и социальные взносы, проверки, штрафы, административные барьеры. Вы об этом рассказываете на своих занятиях?

НШ: - Есть много мифов, люди их придумывают, даже не попробовав что-то сделать.

АГ: - Начнем с того, что первые три года вообще не проверяют.

НШ: - И если ты зарегистрировал ИП, какие могут быть проверки? Заплатил налоги и все.

- Смотря, какой бизнес. Если у тебя столовая или продуктовый магазин, например, то Роспотребнадзор найдет, что проверить.

АГ: - Столовая - это вообще не самый удачный бизнес.

- А какие удачные?

НШ: - Важно понимать, что ты сможешь сделать, а что нет. Как показывает практика, успешно идет торговля. Здесь можно без связей и поддержки довольно быстро добиться результата. Примеров много. Мы знаем одного молодого человека, который пришел из армии и начал продавать газовые водогрейные котлы. Сейчас ему 30 лет, и его компания является крупнейшим дистрибьютором этого оборудования в регионе. В Кемерове четыре соучредителя, все молодые предприниматели в возрасте от 28 до 31 года, открыли проектную мастерскую. Начинали со штата 50 человек, сейчас у них работает уже 400. Бизнес, которым мы занимаемся, на ранних этапах тоже не требует больших инвестиций. В нем другие сложности — нужны навыки, знания.

- Еще, мне кажется, существует проблема доверия клиентов.

НШ: - Проблемы доверия, маркетинга... Мы, конечно, показываем реальную составляющую предпринимательства. Не только описываем идеальную экономическую модель, но и говорим о суровых реалиях. Например, когда речь идет о конкурентном преимуществе, то им могут быть связи. Например, дядя работает в отделе закупок крупной компании. Мы показываем, как это работает.

В Якутске один молодой человек хотел заняться продажей лицензионных дисков. Но мы вместе выяснили, что это не перспективно. Во-первых, люди не готовы за них платить. Во-вторых, оказалось, что бизнес по продаже пиратских дисков контролируют по сути бандиты. Что в такой ситуации можно сделать?

Еще один пример. Вчера мы с Алексеем прилетели в Барнаул. Таксисты, которые стояли рядом с аэропортом, сказали, что довезут нас до города за 500 рублей. Те, кто стоял подальше, назвали цену 400 рублей. Но если отойти еще дальше, там будет и 200 рублей. Только это частные извозчики без лицензии. Но нам разве важно наличие лицензии? Нам главное, чтобы у водителя были права. Очень важно понимать чем руководствуется клиент, когда выбирает продукт.

- Один мой знакомый предприниматель сказал, что весь бизнес в России находится в полулегальном состоянии, и что не комфортно быть все время кому-то должным. Может быть, еще и это останавливает?

НШ: Многие законы, которые у нас принимаются, не направлены на поддержку бизнеса. Они создаются для того, чтобы собрать побольше денег, а затем их потратить и не всегда эффективно. Всем известно о громких коррупционных скандалах. Конечно, у предпринимателя нет мотивации платить налоги, ее нет даже у простого налогоплательщика.

Пока не будет адекватных и согласованных с бизнесом условий работы, предпринимателям будет сложно. Например, если в строительном бизнесе заплатить все налоги, то жить будет не на что. Естественно, у предпринимателей в таких условиях возникает желание найти какой-то способ повысить рентабельность.

- И вы считаете, что эти сложности не препятствие для создания бизнеса?

НШ: - Предприниматель — это человек, который хочет что-то сделать сам. Он готов к риску, готов терпеть неудачи и пробовать снова, способен закаляться, как сталь и брать на себя ответственность. Кто-то займет 10 тыс. рублей, и потом спать ночами не может. А другой спокойно к этому относится, он представляет, как их заработать. Этот человек готов инвестировать в бизнес, иногда в ущерб себе. У него особые приоритеты. Именно поэтому не все могут быть предпринимателями. Бизнес — это не красивая жизнь, а постоянное развитие.

- Недавно в СМИ была информация о том, что следующий форум "Селигер" якобы планируется провести во Франции. Как вы относитесь к этому факту и к таким форумам вообще?У них много критиков, которые говорят, что на форумы тратится много денег, а предприятия в итоге не создаются, что это просто тусовка.

АГ: - В прошлом году на "Селигере" представители французской и американской делегаций выразили желание провести у себя подобные форумы. Сейчас идет их организация. Но это делается не за счет бюджета РФ. Представители Росмолодежи оказывают только методическую помощь. Российский форум пройдет как обычно на озере Селигер. Что касается самих форумов, в их задачи не входит создание предприятий. Это в первую очередь коммуникационные площадки, где собираются люди с разным статусом и из разных регионов, что позволяет участникам расширить свое сознание и сдвинуть парадигму мышления. Молодые люди могут сидя у костра получить ответы на вопросы от бизнесменов и чиновников самого высокого уровня, с которыми в обычной жизни им было бы очень сложно встретиться. На таких форумах очень сильная образовательная программа, интенсивный курс сжатый по времени. Форум — это то, что Эрик Фромм называет социальным оазисом. Развивающая социальная среда, характеризующаяся широким веером деятельностей. За счет этого личность развивается. На эту тему есть серьезные исследования, защищены несколько докторских и десятки кандидатских диссертаций по психологии.

О чем еще рассказали собеседники

Об инновациях

Н.Ш.:- Любые инновации нужны только ради создания конкурентного преимущества. Они должны позволять сделать более дешевый или качественный продукт. Инновации вторичны. Вам ведь без разницы инновационной ручкой вы пишите или нет. Вам важна ее цена и потребительские свойства. И не всегда технологические инновации являются конкурентным преимуществом. Иногда важнее просто обязательность предпринимателя. В Новокузнецке один молодой человек пришел к нам и принес огнеупорную плитку, которую сам разработал. Он собрал на ее изготовление много грантов. Но кому ее продавать, не понимал. Критерием успешности для нас является не получение гранта, а умение человека зарабатывать деньги на своем продукте.

О высшем образовании

Н.Ш.: Российское высшее образование, как минимум, не развивается и, как максимум, деградирует. Корреляции между успешностью человека и вузом, который он закончил, нет. Высшее образование оторвано от реалий. Студент, который идет работать на третьем курсе более конкурентоспособный, чем тот, кто этого не делает. Еще ведь важно, кто преподает в учебном заведении. Качественные специалисты не пойдут работать за те деньги, которые сейчас платят в вузах, школах и детских садах. Люди, окончившие вуз, должны мыслить иначе, чем те, кто его не заканчивал. На практике же получается, что разницы нет никакой. Или даже человек, который не учился в вузе, с точки зрения понимания жизни выигрывает.

О производстве

Н.Ш.: - Производство имеет больший период окупаемости, чем другие виды бизнеса, и требует значительного стартового капитала. Поэтому начинающий предприниматель зачастую не может себе позволить им заниматься, если только оно не маленькое — пекарня, например. Именно в этом секторе государственные субсидии являются благом, здесь риски выше.

Досье

Алексей Грищенко и Николай Шутенко родились в Курске в 1979 и 1980 годах соответственно. Высшее образование получили на историческом факультете Курского государственного университета. Николай Шутенко окончил аспирантуру Российского государственного гуманитарного университета и получил степень кандидата социологических наук. Алексей Грищенко окончил аспирантуру Курского госуниверситета на кафедре психологии. Оба обучались в школе консультантов по управлению в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, проходили зарубежные курсы по бизнес-консалтингу. Работали в консалтинговых компаниях - "Инталев", IBS. В 2006 году создали собственную компанию Sinergy Consulting, которая и сейчас является их основным бизнесом.

В свободное время Алексей Грищенко и Николай Шутенко играют в футбол, ходят в тренажерный зал, катаются на лыжах, путешествуют, уделяют внимание своим семьям. 

Источник: http://altapress.ru/story/102599

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости