Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Дина Крылова, Президент Межрегионального общественного Фонда «Деловая Перспектива». Бизнес надо защищать. Часть первая

Эта беседа родилась из интервью, сделанного для доклада, над которым работал НИСИПП.
В тот момент, когда стало ясно, что ответы Дины Владимировны уже точно не укладываются в отведенный для интервью объем, интервьюер принял решение продолжать разговор, сделав из него помимо прочего материал для нашего сайта.
Надо сказать, что Целый ряд моментов, о которых говорит во время беседы Дина Крылова, до сих пор нами не освещался. Мы надеемся, что читателям нашего сайта это будет интересно.

- Дина Владимировна, наш первый вопрос: какие события, связанные с регулированием и господдержкой МСП, за период, начиная с кризиса 2009 года, по-вашему, наиболее значимы?

- Я бы назвала только одно событие – повышение до шестидесяти миллионов оборота для малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения.
Мы очень долго за это боролись, и где-то весной 2009-го года было принято такое решение.
Дальше все шло только в сторону ухудшения.

- А каковы, с Вашей точки зрения, изменения в политике, проводимой по отношению к МСП в последние годы, особенно – в сравнении с периодом кризиса?

- Теперь задним числом мы понимаем, что прежняя политика, проводившаяся до 2010 года была направлена в большей степени на поддержу малого и среднего бизнеса, поскольку регулярно принимались какие-то позитивные решения.
А с 2010 года начался разворот на 180 градусов. Из самых непопулярных мер можно назвать, прежде всего, увеличение страховых взносов для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения.
И я хотела бы выделить самый главный момент: когда в 2003-м году принималась упрощенная система налогообложения, пониженные ставки страховых взносов оговаривались специально. Государство брало на себя компенсацию этих потерь бюджета. Оно сознательно делало этот шаг в качестве меры поддержки.
Потом было принято решение о том, что опять будут платить эти взносы полностью. И при этом никто не сказал: а что – государственная политика изменилась? Государство отказывается от взятых на себя обязательств? Было впечатление, что никто никому ничего не обещал, что бизнес просто втихаря не платил эти взносы полностью. А ведь это было государственное решение: взносы слишком высоки, они делают малого предпринимателя неконкурентоспособным, поэтому их надо компенсировать.
В итоге было подряд принято несколько решений, начиная с полной уплатой взносов (того, что раньше называлось ЕСН). Дальше – запрет на торговлю алкоголем и табаком, после чего пошло повальное уничтожение нестационарных объектов розничной торговли. Кульминацией же стало увеличение в два раза страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, для которых это стало контрольным выстрелом в голову.

- Что Вы считаете самой главной задачей ответственной политики по отношению к малому м среднему бизнесу в нынешних условиях?

- Как человек, сотрудничающий сейчас с нашим бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, отвечающий за аналитическую деятельность института уполномоченного по правам бизнеса, я считаю, что самым главным является снижение рисков ведения предпринимательской деятельности. Причем именно непредпринимательских рисков – рисков, связанных с внешними условиями занятия предпринимательской деятельностью. Не с конъюнктурой рынка, не с потребительским спросом, а тем, что связано с институциональной средой с административными рисками и так далее. Я считаю, что, если эти риски не будут снижены, то на малом бизнесе можно ставить крест. А, возможно, на бизнесе вообще, потому что останутся у нас одни лишь госкомпании и компании чиновников. Слишком большие риски. Я имею в виду, что слишком велики совокупные риски. С одной стороны, у нас очень высокая конкуренция, какой не было в 90-х, когда невысокой конкуренцией компенсировалось очень многое: она давала шанс за счет бизнеса развиться и заработать капиталы. Сейчас такие шансы очень невелики. Ты, конечно, можешь зарабатывать капиталы, но только, если вкладываешь большие средства. Но так, как было раньше – ты вкладываешь небольшие деньги, потом растешь, развиваешься и постепенно начинаешь капитал зарабатывать – сейчас таких шансов уже крайне мало.

- Почему? Только ли конкуренция в этом виновата?

- Нет, причина – все в совокупности. Раньше были высокие риски, связанные с несовершенством институтов, с неподготовленностью их к рыночной экономике, с диким нецивилизованным рынком и плохим госрегулированием предпринимательской деятельности. Сейчас наши институты все-таки адаптировались к рыночной экономике. Но госрегулирование предпринимательской деятельности стало зачастую чрезмерным.
Правоприменительная практика у нас неудовлетворительна, а это – тоже риски, поскольку всегда возможны такие вещи, как расширительное толкование законов и тому подобное. И еще один момент – это административное давление на бизнес и коррупция. Это, безусловно, самые страшные риски. И вот плюс ко всему этому – чудовищная конкуренция. И, конечно, нужно еще назвать очень высокие ставки по банковским кредитам. Вот совокупность этих факторов шансов на то, что ты не прогоришь, не оставляет. Даже шансов заработать на кусок хлеба не очень много. А на то, чтобы стать преуспевающим капиталистом – тут все понятно.

- Дина Владимировна, Вы – человек общественно активный. Насколько я помню, Вы участвовали в целом ряде общественных организаций, связанных с предпринимательством.

- Дело в том, что я – президент фонда «Деловая перспектива», который я создавала с нуля. Потом этот фонд был одним из основателей «Опоры России». И в учредительных документах «Опоры», которые сдавались в Регистрационную палату, стоит печать этого фонда.
Не говоря о том, что мы проделали громадную работу по созданию и регистрации «Опоры». И три месяца, пока все это происходило, офис «Деловой перспективы» являлся офисом инициативной группы по созданию «Опоры России».

- Но сейчас, как я понимаю, Вы связаны с «Деловой Россией».

- Сейчас я – ответственный секретарь экспертного совета у Бориса Титова, нашего бизнес-омбудсмена. Общественный омбудсмен по противодействию коррупции в сфере правоприменения и в целом отвечаю за экспертно-аналитическую работу. Я не являюсь штатным сотрудником, штатный сотрудник – мой исполнительный директор фонда. А я – ответственный секретарь, и это на меня возложено неформально.

- А бизнесом Вы по-прежнему занимаетесь?

- Нет. Я бизнесом давно прекратила заниматься. Еще в 2003-м году. У меня был консалтинговый бизнес, и я его закрыла.

Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости