Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мобильная торговля: креатив против бюрократии

Оригинальную бизнес-идею непросто воплотить в жизнь. Часто возможность реализации своей задумки упирается в нехватку ресурсов, административные барьеры, крупные финансовые затраты.

Генеральный директор компании «Кофельяно» Алексей Федосов 1,5 года назад открыл сеть мобильных кофеен. Своим примером он показывает то, что не только вложения важны для бизнеса – работе необходимо посвятить все свое время, и тогда шансы на успех значительно возрастут. В интервью Алексей делится опытом создания бизнеса необычного формата, рассказывает о сегодняшних проблемах столичной нестационарной торговли и о несовершенстве ее законодательного регулирования.

- Алексей, до того как открыть «Кофельяно», чем Вы занимались, где работали?

- Я долго жил за границей, потом здесь занимался бизнесом.

- А в какой области, если не секрет?

- В строительстве. Дело все в том, что пробиться в этой сфере и все нормально устроить очень трудно, а строить не привлекая мигрантов, и не нарушая законодательства в области налогов, согласований невозможно, и я стал думать, чем бы еще заняться.

- У вас довольно необычный формат торговли кофе. Откуда эта идея?

- Как-то раз, когда я еще курил, вышли с другом поболтать за сигаретой, и он мне рассказывает такую историю. Говорит, заходил на сайт к Артемию Лебедеву, он там такие красивые машины с кофе нарисовал! Спрашиваю у него: «А что это за машины?» Рассказывает, мол, это маленькие автомобили, которые катаются по городу, готовят кофе и тут же его продают. Подумал, ну, круто. Правда, на сайте Артемия Лебедева я этих машин не нашел, но идея «зацепила» и стал думать дальше.

Родоначальники такого бизнеса были еще в Австралии, потом эта тема получила распространение в Европе, дошла до Украины. Несколько человек пробовали воплотить эту идею в Москве, но я оказался первым, кто выжил.

- Как считаете, почему их проект в результате провалился?

- У каждого свои причины: кто-то ошибся с технологией, у кого-то амбиции и видимость работы перевесили саму работу: любым бизнесом нужно заниматься 7 дней в неделю. А они сделали странички «Вконтакте», на «Фейсбуке», запустили свой сайт, даже выступали где-то. Это все конечно, хорошо, но, к сожалению, денег не приносит. То, что сейчас я вам даю интервью, тоже никак не скажется на моей прибыли – я четко понимаю, что интервью, может быть, создает видимость моей работы, поднимает какую-то мою самооценку или что-то еще, но на финансах никак не отражается.

В итоге я сейчас работаю без выходных. За последний месяц у меня был один условно выходной день в это воскресенье, и было дикое желание поспать после обеда. Жену с ребенком я отправил гулять, потом друзья должны были приехать, и оказалось, что у меня есть пара свободных часов. Ну, думаю, сейчас я отдохну. Так у меня звонки шли, я потом посмотрел, каждые 15 минут. Так что даже если я дома, я на работе.

- Тяжело было запуститься?

- Нереально.

- А что мешало?

- Начать новое дело всегда трудно. Возникает очень много организационных вопросов, которые надо связать воедино и желательно это сделать одновременно, собрать коллектив-команду, разобраться в действующем законодательстве.

- Обращались к властям за помощью?

- Я писал в префектуры, вхожу в состав экспертной группы по вопросам реорганизации нестационарной торговли. Делаю всё, чтобы тем, кто будет создавать малый бизнес в Москве было проще. Вот к примеру, ситуация с торговлей в московских парках. Чтобы можно было стоять со своей продукцией, необходимо выиграть тендер, а система с получением тендера у нас кривая. Для его подготовки нужно пригласить специалиста, который составит бумагу, где-то ее опубликует и т.д. Допустим, есть парки, где народ гуляет только в выходные – ставить там стационарные объекты невыгодно, товар будет продаваться только два дня в неделю, да и то при хорошей погоде. Там идеальное место для мобильной торговли: то есть, по будням машина работает в другом месте, а в выходные приезжает сюда. Выручка, конечно, там будет небольшая, где-то 5000, максимум 10 000 рублей в день. Я подходил к директорам таких парков с предложением сотрудничать, а он мне: «Ты что, с ума сошел? Ты хочешь, чтобы я сейчас готовил документы к тендеру, морочился, разыгрывал ради таких денег? Мне проще, чтобы не было ничего. У меня газончики подстрижены, травка растет, заборчик покрашен, люди ходят, больше ничего и не надо». У нас, кстати, очень много таких парков. Но никому неинтересно влезать в бюрократию ради 5 000 рублей.

- Где, в итоге, останавливаетесь?

- Утром нас можно встретить на окраинах города, а в выходные дни работаем в центре.

- Как москвичи реагируют на формат? К новому всегда тяжело привыкать.

- Вы знаете, москвичи нормально реагируют на этот формат. Москвичи достаточно специфическая публика, они не смотрят по сторонам. Еду я на машине с водителем и даже в окошко не смотрю – я такой, конкретный москвич. Поэтому мы и работаем там, где москвичи в нас просто упираются. То есть, шел, шел, шел – бац! – ой, кофе. Ну круто, куплю. В следующий раз он уже пойдет к нам целенаправленно, у него уже в программе остановка: координаты точки такие-то – кофе.

До смешного доходило, мы работали в местах, допустим, в районе Курского вокзала, где шел безумный поток людей (там два или три института), но вся толпа прошла мимо. Продажи за день были – 10 кружек. Почему? Потому что никто не смотрит по сторонам, все целенаправленно куда-то идут.

- Слышала много хороших отзывов о вашей работе, говорят, у вас очень вкусный кофе. В чем секрет?

- У нас действительно хороший кофе. Все дело в том, что мы используем специальные рычажные кофе-машины. К примеру, в барах и ресторанах стоят аппараты, работающие от электрического насоса: чашку подставил, кнопку нажал, и насос подает воду под одним постоянным давлением. Получается, что от кофе эти машины берут только то, что можно взять под одним давлением. Наши машины работают по-другому. Когда рычаг только нажимается, вода подается под максимальным давлением, которое постепенно уменьшается, струя слабеет. Соответственно, это позволяет взять от кофе полную гамму вкуса, и он действительно получается лучше.

Потом, цена на кофе. Мы работаем только с кофе, который стоит от 800 рублей за килограмм. Для сравнения – все типовые кофейни используют кофе по 350-400 рублей за килограмм. Чудес нет, какая цена – такое качество.

- Как я понимаю, вы работаете без офиса. Открывать не планируете?

- Не буду открывать. В России рентная экономика. Что это значит? То, что деньги имеют не те, кто работает и зарабатывает, а те, кто получает ренту – не важно, с чего – с газа, с нефти, с аренды земли, помещения. Высший пилотаж рентного бизнеса и суперкреатив: вложить деньги в здание и потом сдавать его в аренду.

Я знаю систему, по которой живут многие собственники чего-то в России и с которой столкнулся, когда занимался строительством. Многие бизнес-центры работают так: Люди выстроили или вовремя приватизировали бизнес-центр, взяли под него кредит, и деньги сразу вывели за границу. Кредит взят с таким расчетом, чтобы арендной платы, которая ежемесячно капает с этого центра, хватало им на жизнь (часто за границей) и на покрытие выплат по кредиту. Фактически, они уже продали свой бизнес-центр, но деньги продолжают автоматически капать.

Владельцы не заинтересованы вкладываться даже в ремонт: я был в одном бизнес-центре, где проваливалась крыша. На этой крыше были установлены кондиционеры и прочее, и она прогнулась, вследствие чего начала протекать. Нас вызвали со словами: «Ребята, нужно устранить протечку». Мы им отвечаем: «Чтобы устранить протечку, нужно заменить всю крышу». Спрашивают: «Сколько это будет стоить?» Я не помню, какая там была сумма, допустим, 30 млн рублей. Они нам на это сказали: «У нас есть 500 тысяч, нам нужно просто подлатать, чтобы не капало на арендаторов».

Яркий пример в Зеленограде, там есть огромный торговый центр, но выглядит он ужасно. Почему? Потому что владельцы живут за границей, и качают деньги. К ним бесполезно приходить и говорить: «Дружище, слушай, снизь мне арендную плату, чтобы я тут выжил, кормился, весь такой замечательный, буду платить тебе еще ближайшие сто лет». Он тебе скажет: «Не надо, ты мне сегодня деньги принеси. Сегодня принес? Хорошо. Завтра не принес – до свиданья». Все живут сегодняшним днем. Тут никому ничего не принадлежит, все уже в кредит продано.

- Как считаете, какие еще главные проблемы у малого бизнеса сегодня, кроме высокой аренды?

- Огромные издержки или как я считаю скрытые налоги. Зарплата нормального бухгалтера – от 60 000 рублей в месяц, в год это 720 000 рублей. Это тоже можно считать своеобразным налогом, ведь бухгалтер ничего не производит. Ничего. При этом, бухгалтер ведет одну работу для налоговой, а управленческим учетом занимается, чаще всего, другой человек. У нас реально очень сложное налогообложение. К примеру, знакомая в Португалии держит цветочный магазин. У нее есть кассовая книга, в которую она записывает выручку, все расходы, прикладывает чеки и всё. Раз в год к ней приходит налоговый инспектор, берет эту кассовую книгу и проверяет. Исходя из этого, считает ей налоги: «У тебя налог столько-то. Если согласна – плати, если не согласна, ты можешь в суде обжаловать мое решение». Все просто и понятно. То есть, она не тратит деньги на бухгалтера. И для малого бизнеса так и должно быть, ведение бухгалтерии – это очень большая нагрузка на предпринимателя. Чаще всего малый бизнес бесправен, т.к. не может отстоять свои права. Ведь на отстаивание прав надо очень много сил и знаний, но тогда не останется время для самого бизнеса или много денег на юристов и бухгалтеров, которых нет. Часты ситуации, когда ты понимаешь, что с тобой налоговая, суд, МВД поступают незаконно, но проще согласиться и идти дальше, чем доказывать свою правоту.

- Что собираетесь делать в ближайшем будущем? Планируете расширяться?

- Да. Наша компания выходит на некую стабильность в Москве, будем двигаться дальше. Сейчас мы развиваем франчайзинговую программу. Смотря что нам Правительство разрешит, то и будем делать.

- Алексей, большое спасибо за ответы. Успехов Вам!

- Спасибо.

Беседовала Анна Полякова

Источник: http://opora.ru/news/66841/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости