Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Александр Чепуренко, президент НИСИПП, профессор НИУ ВШЭ. У иностранных исследователей стоит поучиться. Часть вторая

- Александр Юльевич, когда мы говорим о книгах, тем более не являющихся произведением художественной литературы, всегда задается вопрос: кому эта книга должна быть полезна, на какой круг читателей она рассчитана.

- Я думаю, что книга «Современные классики теории предпринимательства» – одна из тех, которые рассчитаны не на существующего сегодня читателя, а на читателя, который еще только должен появиться. Этой книгой мы начали проект, который надеемся завершить через пару лет. Мы хотим издать в итоге три переводных книги. Первая книга вышла. Второй будет книга Дэвидсона, фактически – учебник для бизнес-школ, где объясняется, как надо и как не надо проводить исследования предпринимательства. Каких ошибок надо избегать, чтобы получать достоверные и поддающиеся объяснению результаты. Эта книга уже находится в издательстве, и, я надеюсь, выйдет до конца этого года.
Над третьей книгой мы только начинаем работать, она очень объемистая, и, думаю, появится не раньше, чем года через два. Это – словарь, или энциклопедия, который два лауреата премии в области предпринимательства Дэвид Одретч и Золтан Акс издали, чтобы зафиксировать некие промежуточные результаты, достигнутые в области предпринимательства на рубеже XX – XXI века. Книжка эта вышла в 2003-м году.
Под обложкой этой книги Одретч и Акс собрали более двух десятков авторов, которые с точек зрения разных дисциплин - экономики, финансов, психологии, социологии, общей теории организации и так далее – подходили к проблемам исследования предпринимательства и проанализировали их со своих позиций. Поэтому, когда эта книжка у нас появиться, то я считаю, что российские факультеты менеджмента и бизнес-школы, которые захотят перейти с уровня камланий к серьезному изучению и преподаванию на основе результатов исследований, будут обладать неким джентльменским набором, позволяющим без хорошего знания английского, без доступа к специальной литературе некий теоретический уровень поддерживать и среди преподавателей, и среди студентов. И те, и другие поймут, что предпринимательством можно заниматься не только практически, но и изучать его законы, как изучают законы физики или химии. Я надеюсь, что после выхода всех трех книг люди получат представление о том, как современный мейнстрим в области теории предпринимательства подходит к ее изучению в качестве новой академической дисциплины.

- Но ведь издаваемые Вами книги появились минимум несколько лет назад.

- Понятно, что это – не те вещи, которые отражают сегодняшнее состояние исследований. Но в них зафиксированы те вещи, которые были сделаны в теории исследований где-то к началу прошлого десятилетия. Разумеется, за это время произошло что-то новое, и поэтому некоторые моменты в этих книгах не отражены. Но, тем не менее, это не то, что у нас сейчас, говоря о предпринимательстве, начинают вспоминать Макса Вебера, Йозефа Шульпетера, и на этом, как правило, все заканчивается.
И вот преподавателям и студентам, которые этого бы захотели, более чем 70-летний разрыв в знаниях, который существует на сегодняшний день, удастся преодолеть.

- Александр Юльевич, Вы делаете примечательную оговорку: которые бы захотели. Но речь ведь идет не о школьниках, а о людях, выбравших себе профессию и изучающих (а тем более – преподающих) именно ее. Но Вы заранее считаете, что захотят не все.

- Да, я так считаю, поскольку это связано с системными ограничениями бизнес-образования в России. Они вытекают из того, что у нас несколько иное предпринимательство, чем в странах с уже устоявшейся рыночной экономикой.
В этих странах высокая и открытая рыночная конкуренция, бизнес в значительной степени ведется легально, в нормальной экономике, а потому нужны компетенции, чтобы побеждать, как говорится, в открытом бою. И люди идут в бизнес-школы, чтобы получить необходимые знания и компетенции, которых им не хватает.
В России же предпринимательства инновационного типа развивается лишь в отдельных лакунах, в основном в рамках малого бизнеса. Но представитель малого бизнеса навряд ли пойдет на два года в бизнес-школу, поскольку за обучение надо заплатить деньги, возможно, равные годовому доходу его предприятия. А в сегменте крупного бизнеса совсем другим образом формируются ресурсы и захватываются рынки. Поэтому в бизнес-школы люди идут не затем, чтобы получить какие-то знания и компетенции, а затем, чтобы, условно говоря, пополнить свою визитницу. Они познакомятся с энным количеством нужных и приятных им людей, чтобы потом при необходимости обратиться к своему сотоварищу по бизнес школе и, как у нас говориться, порешать с ним вопросы. А когда люди идут в бизнес-школу за этим, зачем грузить их какими-то исследованиями.

- А, может быть, работников крупных корпораций теория предпринимательства не может по каким-то причинам заинтересовать?

- С одной стороны, конечно, современная теория предпринимательства – по преимуществу, междисциплинарная область изучения малого предпринимательства. Внимание к крупному бизнесу и особенностям его организационной культуры, внутренней организации, рыночного поведения доминировало в 1930-1970-х годах, а в последней трети 20 в. акцент в исследованиях и практических рекомендациях все больше переносится на малый бизнес.
Но те же Акс и Одретч, углубляя представления о конкурентных преимуществах малого предпринимательства, сформированные пионерскими работами Дэвида Бёрча, Арнольда Купера и других, в еще в конце 1980 - середине 1990-х гг. несколько скорректировали этот тезис. Они пришли к выводу, что некоторые отрасли более благоприятны для инновационной деятельности малых предприятий, в то время как другие поощряют инновационную активность крупных корпораций. Этот вывод, затем подтвержденный др. исследователями, в частности – на европейских данных, подтвердил вывод Акса и Одретча о существовании отличных друг от друга технологических режимов – рутинизированных и предпринимательских. Уильям Боумол, продолжая эту линию, обращает внимание на взаимную дополнительность инновационной активности крупных и малых предпринимательских фирм. Настоящие прорывы сегодня чаще обеспечиваются малыми стартапами, а дополнительный вклад, связанный с увеличением возможностей и возрастанием скорости распространения инноваций - удел более крупных фирм. Поэтому инновационная политика государства должна быть направлена на сбалансированное развитие обоих этих секторов.

- То есть малый и крупный бизнес в развитых странах куда более тесно связаны, чем у нас?

- В России мы пока лишь говорим о национальной инновационной системе, но в реальности «пальцы» пока не складываются в «кулак», промышленная политика, инновационная политика, научная политика, поддержка предпринимательства – все они являются предметом попечения отдельных ведомств, существуют в значительной мере параллельно, а потому синергии не возникает. «Дорожную карту» лишь предстоит нарисовать. А рутинизированный технологический режим воспроизводится, усиливая зависимость от нефтегазовых ресурсов, не позволяя России уйти от «экономики трубы».
Между тем, судя по всему, мир стоит перед третьим индустриальным разделом, который невозможно преодолеть на основе господства крупных, склонных к инерционному поведению, опирающихся на политические подпорки корпораций.
У нас понимание всего этого еще впереди.

Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости