Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, президент группы исследовательских компаний «Тезаурус». Ответы на вопросы одного из деловых журналов

Российская экономика в 2013 году не оправдала возлагаемых надежд. Спячка промышленности, ожидаемый дефицит бюджета (это при весьма комфортных ценах на энергоносители). Почему так произошло? Эхо мирового кризиса? Проколы «генеральной линии»? Саботаж бизнеса? Просьба — не искать «крайнего», а объективно проанализировать.

Уточнения официальных прогнозов экономики в сторону существенного сокращения роста ВВП в 2013 году до 1,8% ещё раз, казалось, бы совсем недавно были устно скорректированы ключевым человеком в Минэкономразвития, курирующим вопросы прогнозирования, развития секторов экономики и стратегического планирования (1,5-1,6%). Потом также словесно «подтверждены» уже министром экономического развития Алексеем Улюкаевым (1,5%). Почти незамедлительно последовали и пессимистические «подтверждения» со стороны «нехорошего Запада»: ЕБРР также сократил прогноз российского роста до 1,3% в 20013 году и до 2,5% - в 2014. Между тем наш Росстат уже оценил итоги 9 месяцев 2013 года как фактический 1,3%-ный рост ВВП («нагонять» собираются в последнем квартале). Бесконечные корректировки и уточнения в столь сжатый отрезок времени очень сильно ассоциируются с бегом под горку без препятствий.

Что мы имеем условно на день сегодняшний (2012-й, и особенно - прошедшие 3 квартала 2013-го)? Общая остановка роста по всем отраслям промышленного производства в целом, при этом – рост добычи нефти и строительства жилья, стагнация добычи газа и выработки электроэнергии, сокращение железнодорожных и грузовых коммерческих перевозок (один из ключевых опережающих индикаторов общего замедления в экономике, коррелирующий с оптовой торговлей и промышленными заказами), выпуска пассажирских автомобилей и изделий из черный металлов (обвалившиеся акции «Мечела», имеющего колоссальный объем «кредиторки» и попытки вывода его дочерними структурами миллиардов рублей в офшоры – только один из симптомов болезни).

На пятки наступает новая фаза экономического цикла – рецессия, а за ней маячит спад.

Не открою Америки, если сяду в одну лодку с теми, кто склонен считать замедление и приближающуюся рецессию влиянием исключительно внутренних факторов, а не изменением мировой конъюнктуры. Собственно говоря, сегодня с этим уже никто и не спорит. США в прошлом году выросли почти на 3% (максимальное значение с 2005 года), в этом году темп роста ВВП ожидается примерно на таком же уровне. Европейский Союз постепенно выходит из рецессии и тоже демонстрирует прирост, хоть в относительном выражении и не столь активный, как за океаном.

Один из немногих благоприятных для экономики (прежде всего – промышленности) факторов - скачка тарифов на услуги естественных монополий (жд-перевозки, газоснабжение и электроэнергетика) не произошло и, если верить, парвительству, не произойдет, что могло крайне негативно повлиять на экономику (и одновременно простимулировало «возрождение» бурных дискуссий о природе российской инфляции: инфляция как денежный феномен или инфляция издержек).

Экстенсивные факторы роста (за счет количественного увеличения ресурса) закончились, без интенсивных (повышения качества человеческого капитала, качества госрегулирования и управления, совершенствования технологий, внедрения инноваций, модернизации производств) движения вперед не просматривается.

Один из ключевых факторов замедления экономической активности – рост госсектора во всех его проявлениях как на корпоративном уровне, так и в госуправлении. Рост социальных обязательств, доходов работников бюджетной сферы (Росстат мониторит зарплаты работников 11 категорий), реализация крупных инвестиционных проектов, создание в госсекторе более миллиона рабочих мест, включая госслужбу, правоохранение и военную службу (при том, что в частном секторе занятость падает), субсидирование отраслей. Как грибы после дождя стали расти так называемые ГБУ-шки (государственные бюджетные учреждения). Последние поглощают квалифицированный трудовой ресурс, зачастую конкурируя за него с частными компаниями и при этом ищут применение своим силам в том числе на конкурентных рынках и сегментах (вытесняя частных игроков) и одновременно «борясь» с проблемами формирования критериев своей эффективности (KPI).

В силу нашей неконкурентоспособности последующий спрос со стороны бюджетников предъявляется зачастую не на российские товары и услуги, а на импорт. Мне показался интересным пост (возможно, не самый удачный с точки зрения социальной группы) одного из участников группы в Фб, которую я модерирую: «Доча - врач, пахала и пашет сутками в больнице, получала мизер и вдруг за последние полгода начала "жировать", перестала "занимать " денег до четверга, появилась тяга к элементам сладкой жизни - ну в общем на прошлой неделе улетела в отпуск в Мексику…»

Стоить отметить и такой сюжет: госбанки и госкомпании больше активничают в своих внешних заимствованиях (темпы роста намного выше), нежели частные, внешний долг госсектора превысил к середине 2013 года аналогичный долг частного почти на 23 млдр. долларов США (см. рисунок ниже):


Результат прямого и косвенного вытеснения частного неаффилированного с государством и конкретными чиновниками бизнеса – замедление роста производительности труда в частном и его падение в госсекторе.

Вместо того, чтобы действительно заниматься решением сущностных для бизнеса проблем, которые сам бизнес решить априори не в состоянии (улучшение институциональной среды; реформа правоохранительной и судебной систем, основанных на принципе верховенства закона; снижение налогового бремени; сокращение избыточного и дублирующего регулирования с одновременным сокращением контрольно-надзорного госаппарата, снижением роли государства в собственности/приватизация и в целом в хозяйственной жизни страны – власть не должна сама быть еще и предпринимателем), предлагаются суррогатные «решения» по линии так называемой «господдержки МСП». Последнее опять влечет за собой наращивание государственной «инфраструктуры поддержки предпринимательства» и увеличение неэффективных бюджетных расходов безо всякой привязки к экономическим эффектам от таких «вложений».

Заметили ли вы на общем несимпатичном фоне обнадеживающие тенденции, перспективные концепции или просто отдельные факты? Поделитесь, пожалуйста.

Обнадеживающие тенденции предыдущих четырех лет были видны в ряде сегментов сектора МСП в Москве. Сошлюсь на текущее исследование нашего института на данные анализа московских предприятий малого и среднего бизнеса (всего проанализировано около 16 тысяч бизнес-единиц). Исследовательской группой были выбраны 5 ключевых финансово-экономических показателей, характеризующих динамику деятельности МСП, далее все сегменты сектора (виды деятельности по ОКВЭД) проанализированы на предмет того, как они в указанный отрезок времени изменялись. Если все показатели одновременно росли в последние 4 года и при этом у 10% компаний темпы роста превышали средние по отрасли, то потенциально эти отрасли уже можно было признать точками роста. Укрупненно таких сегментов было выявлено 11 (шесть из них - обрабатывающие производства), локально – 20 (см.рисунок ниже).

МСП – это по сути производная от всей остальной экономики. При изменении социально-экономической ситуации сектор в поисках своей ниши практически сразу переструктурируется, трансформируется и движется вслед за остальной экономикой. В неблагоприятной фазе экономического цикла он будет менять свою структуру в сторону ещё большей непроизводственной сферы и увеличивать долю «вынужденных предпринимателей». Кроме того, рост обрабатывающих отраслей в МСП в прошедший с 2009 по 2012 года период был обусловлен преимущественно фактором увеличения госзаказа (субподряды первой, второй и третьей «рук»). Поэтому сократится госзаказ – скукожится или повалится и эта часть сектора.


Еще одним симпатичным фактом, выявленным в ходе нашего исследования, является пусть небольшой (на тысячу единиц), но рост числа инновационных компаний в Москве:


Маловероятно, что появление таких вспомогательных процессов как увеличение прозрачности закупок не только по 94-ФЗ, но и по 223-му, развитие инструментов обратной связи со стороны населения и экспертного сообщества, инструментов стимулирования инновационного развития у МСП, в грядущей рецессии способно запустить интенсивные факторы роста и поддержать несформировавшиеся тренды.

Ваш прогноз развития экономики в 2014 году. Какая стратегия, концепция способна придать ей ускорения?

Представим себе ситуацию бездефицитного бюджета и по крайней мере сохранение нынешнего объема госзаказа. В ближайшие 2-3 года ситуация с точками роста могла бы выглядеть следующим образом:


Тем не менее, она не будет такой идеальной, как на рисунке.

Очевидно, что в 2014-м году экономика продолжит топтаться на месте (интенсивные факторы невозможно развить за столь короткий период). В краткосрочной перспективе экономике можно придать ускорение (или «ускорение») исключительно увеличением вливания финансовых ресурсов (например, посредством реализации государством так называемых инфраструктурных и мегапроектов), что в свою очередь (как это ни парадоксально) в средне- и долгосрочной перспективе даст множество отрицательных эффектов. Не будет стимулов и мотивации снизать издержки, повышать производительность труда, инвестировать в капвложения. При накачке экономики деньгами ЦБ придётся отказаться от ограничения темпов роста денежной массы (в настоящее время уровень монетизации российской экономики уже составляет более 50%, за прошедшее десятилетие он вырос более чем в 2 раза), следствие – рост инфляции.

Однако, и этот тезис даже для краткосрочной перспективы «роста и ускорения» за счет увеличения уровня монетизации экономики может показаться весьма спорным. Расчёт на то, что капитальные и иные вложения в сочинскую Олимпиаду станут основным стимулом роста для Южного федерального округа, не вполне оправдался. Так, по данным журнала «Эксперт», «даже такие непосредственно вовлеченные в подготовку к столь масштабному мероприятии отрасли как строительство и производство стройматериалов, в 2012 году по сравнению с предшествующим годом утратили свои позиции – олимпийский цикл заканчивается, и им приходится искать новые объекты, коих запускается уже значительно меньше. Не в лучшем положении и АПК с пишёвкой, которые вроде бы должны использовать потенциал роста, связанный с сочинским спортивным праздником жизни. Но во всех отраслях рост демонстрируют лишь отдельные предприятия».

Для придания ускорения в средне- и долгосрочном периоде необходимо идти на непопулярные и очень сложные для реализации меры – приватизировать бизнесы (уходить из экономики с точки зрения сокращения доли государства как собственника и предпринимателя), а не только «повышать эффективность» госкорпораций. Необходимо улучшать регуляторику и правоприменение, сокращать собственные функции и, следовательно, разросшийся государственный аппарат.

Вопрос на засыпку. А что будет зависеть от поведения бизнеса? В ситуации затягивания поясов готовы ли вы и ваши коллеги чем-то поступиться — скажем, бонусами, «золотыми парашютами» и прочими излишествами?

Если говорить именно про частный бизнес, то с точки зрения макроэкономики практически ничего. Это обусловлено структурой нашей экономики.
Самые золотые из «золотых парашютов» раскрываются и припасены как раз в госсекторе. В частном бизнесе их не так много. Во всяком случае значительно меньше, чем в государственном. А в малом и среднем таковые отсутствуют «как класс».
Это же относится и к доходам предпринимателей и «предпринимателей». Так, по данным, последнего рейтинга Форбс, за прошедший год в частном секторе во многих случаях суммарное вознаграждение существенно уменьшалось, а в государственных компаниях – значительно выросло. Ну, а в тройку лидеров по заработкам вошли топ-менеджеры исключительно госкомпаний.

Тем не менее затягивать пояса придется всем. Ситуация по определению требует того, чтобы все чем-то поступились, поэтому на 2-ой вопрос ответ, очевидно, положительный.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости