Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Обзор по результатам апробации стандарта ТПП РФ "Социальная отчетность предприятий и организаций" и его использовании субъектами малого предпринимательства в России

Файлы

(обзор представлен в рамках реализации Программы представления и защиты интересов малого бизнеса)

Проект Центра международного частного предпринимательства (CIPE) и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации при финансовой поддержке Агентства международного развития США (USAID)

Москва, март 2007 года

СОДЕРЖАНИЕ
  1. Введение
  2. Высокоэффективная хозяйственная деятельность - главная составляющая социальной ответственности бизнеса
  3. Социальная политика субъектов малого предпринимательства
  4. Вопросы управления и развития персонала на малых предприятиях
  5. Создание безопасных условий труда, укрепление здоровья сотрудников компаний
  6. Социально ответственный бизнес - активный участник решения экологических проблем
  7. Малый бизнес и благотворительность в России
  8. Социальная практика лучших малых предприятий

Введение

Проблема социальной ответственности бизнеса имеет исключительно важное значение для настоящего и будущего России. Закономерность такой постановки вопроса связана в первую очередь с тем, что за годы рыночных реформ отечественный предпринимательский сектор сумел аккумулировать огромное количество материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов нации.

Важно подчеркнуть, что эта установка соответствует глобальной тенденции сдвига бизнеса в сторону большего учета в своей деятельности социальных, моральных и этических аспектов. В современной конкурентной борьбе побеждают именно те компании, которые на практике осознают, что экономические цели имеют также и социальное измерение, а хозяйственная деятельность должна приносить максимальную выгоду не только акционерам, но и соответствовать интересам гражданского общества, не наносить вреда окружающей среде. И, наоборот, бизнес, пренебрегающий требованиями общества, минимизирующий свои расходы на социальные инвестиции, оказывается неустойчивым, находящимся в зоне повышенного риска.

Недооценка, а то и прямое игнорирование социальных параметров хозяйственной деятельности консервируют устоявшиеся в массовом сознании россиян представления о низком уровне социальной ответственности отечественного предпринимательства перед обществом и государством. По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 53 процента опрошенных россиян полагают, что отечественный бизнес не является социально ответственным и только 30 процентов респондентов придерживаются противоположной точки зрения.

О живучести стереотипов зауженного, упрощенного понимания предпринимателями своей социальной роли и ответственности свидетельствуют результаты исследования, проведенного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Как оказалось, более 20 процентов руководителей предприятий, представляющих крупный, средний и малый бизнес, социальную ответственность предпринимательства связывают преимущественно с благотворительными акциями. Показателен, на наш взгляд, и такой факт - треть респондентов пребывают в уверенности, что решение социальный проблем - это сугубо государственная задача, которая для бизнеса является только дополнительным финансовым бременем, сужающим возможности инвестиций в производство.

Любой бизнес - крупный, средний, малый или, говоря юридическим языком, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели - неотъемлемая часть общества, основа экономики страны. Как и у отдельных граждан, у компаний есть свои права и обязанности, предусмотренные специальными законами, регулирующими деятельность корпораций в экономической, социальной и других сферах жизни общества.

Мировой и российский опыт функционирования бизнес-структур позволяет сделать следующие выводы:

Социально ответственная компания - это компания, которая в своей деятельность руководствуется действующим законодательством, этическими и корпоративными нормами, стандартами и правилами, вносит вклад в развитие экономики страны, в том числе улучшает качество жизни своих сотрудников и их семей, местного сообщества и общества в целом.

Для любого малого и среднего предприятия, точно также как и для любой крупной компании, социальная ответственность в современных условиях представляет собой полноценный, многофакторный и неотъемлемый элемент общей стратегии компании, непосредственно влияющий на ее производственную и маркетинговую эффективность, инвестиционную привлекательность, уровень взаимоотношений с трудовым коллективом, общественностью, властными структурами, все иные составляющие успешного, цивилизованного бизнеса.

В международном деловом сообществе базовыми инструментами оценки социальной деятельности компании являются их социальные отчеты, которые, как правило, готовятся на базе стандартов корпоративной социальной отчетности - документов, позволяющих измерить социальную составляющую в бизнесе на основании целого ряда критериев. Существуют три базовые взаимодополняющие направления стандартизации социальной отчетности, ее оценки и подтверждения:

- Система AA 1000 (АА 1000 Acsurance Framework), разработанная Британским Институтом социальной и этической отчетности;

- Руководство по отчетности устойчивого развития (GRI Guidelines), разработанное при содействии ООН в рамках глобальной инициативы по отчетности;

- Международный стандарт подтверждения достоверности 3000 (LASE 3000).

Первой из компаний, зарегистрированных в России, аудированную социальную отчетность опубликовала в 2003 году фирма "Бритиш Америкэн Тобакко Россия". О своем намерении последовать этому примеру заявили многие отечественные предпринимательские структуры, однако на практике работа в данном направлении продвигается достаточно медленными темпами. Так, по состоянию на 1 сентября 2006 года в "Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов" были включены только 54 отчета российских компаний, включая экологические, социальные, в области устойчивого развития.

В целях ускорения и совершенствования этой работы, Торгово-промышленная палата России выступила с инициативой разработки и принятия Стандарта ТПП РФ "Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации" (Социальный стандарт ТПП РФ). Данная инициатива обусловлена не только тем, что ТПП РФ является ведущим предпринимательским объединением страны, но и фактом наличия у Палаты базового стандарта (СТО ТПП 10-01-97), зарегистрированного в Федеральном фонде стандартов, чего не имеется ни у одной другой общественной организации предпринимателей.

Утвержденный в установленном порядке Социальный стандарт ТПП РФ основывается на вышеперечисленных международных документах стандартизации социальной отчетности и в то же время содержит в себе положения, конкретизирующие ряд ключевых сфер социальной ответственности российского бизнеса на современном этапе его развития.

В апробации Социального стандарта ТПП РФ приняли участие все 170 территориальных торгово-промышленных палат и более чем 300 предпринимательских структур из всех регионов Российской Федерации. Данный документ встретил понимание и заинтересованной отношение со стороны всех категорий и секторов российского бизнеса, воспринявшего Социальный стандарт ТПП РФ как необходимый шаг на пути более эффективного и последовательного овладения отечественным предпринимательством современных технологий социальной деятельности и нефинансовой отчетности.

В процессе апробации Социального стандарта ТПП РФ особое внимание было уделено анализу социальной политики, проводимой хозяйствующими субъектами малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на имеющиеся трудности и противоречия российский малый и средний бизнес в целом характеризуется преобладанием тенденций поступательного развития. В 2006 году впервые за многие годы численность малых предприятий перешагнула за миллион (по данным Росстата, на 1 апреля 2006 года число зарегистрированных малых предприятий составило 1033,3 тысяч, что на 4,5% больше, чем по состоянию на 1 апреля 2005 года). За последние годы был принят ряд нормативно-правовых актов, позволивших уменьшить и упорядочить налоговую нагрузку и административно-бюрократический пресс на малый бизнес. По официальным данным в г.Москве 30% доходов городского бюджета приносит малый и средний бизнес; 75% всех новых рабочих мест, возникающих в Москве, создается в сфере малого предпринимательства. Этот сегмент национальной экономики справедливо рассматривается в качестве важнейшего фактора повышения благосостояния россиян и укрепления общественной стабильности. Именно малое предпринимательство является главным источником формирования среднего класса, к которому сегодня по разным оценкам можно отнести от 14% до 20% населения страны. Правда, при этом специалисты, в частности, Центра макроэкономических исследований, делают существенную оговорку в том смысле, что российские критерии материальной обеспеченности среднего класса ниже принятых в мире в 10 раз.

Российский средний класс отличает от других социальных групп и слоев не столько более высокий уровень материальной обеспеченности, сколько активная жизненная позиция, уверенность в своих силах, установка на индивидуальную самореализацию. По данным различных опросов почти 60% представителей среднего класса заявляют, что они рассчитывают в основном на собственные силы и не нуждаются в материальной поддержке со стороны государства.

Следует подчеркнуть и такую социальную функцию малого предпринимательства как его способность вовлекать в процесс общественного воспроизводства трудовые ресурсы, практически игнорируемые другими группам работодателей. Это пенсионеры, несовершеннолетние, надомники, лица с ограниченной трудоспособностью, молодые матери и т.п. Важным преимуществом малого предпринимательства является и гораздо меньшая по сравнению с крупными предприятиями стоимость создания рабочих мест.

Апробация Социального стандарта показала, что многие предпринимательские структуры, представляющие малый и средний бизнес, включились в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, доступного жилья и развития сельского хозяйства.

Давая оценку Социальному стандарту ТПП РФ, многие участники апробации из сегмента малого и среднего предпринимательства отмечали, что этот документ позволяет более осмысленно и продуктивно выстроить стратегию и тактику социальной деятельности, обратив при этом особое внимание на самые актуальные проблемы, без решения которых ни о каком социально ориентированном ведении бизнеса не может быть и речи (эффективность и инновационная направленность производства, своевременная и полная уплата налогов, социально-трудовые отношения, здоровье нации, помощь беспризорным детям и т.д.).

Итоги апробации Социального стандарта свидетельствуют, что все большее количество руководителей малых предприятий приходят к убеждению, что участие в социальных программах общества - это достаточно выгодное и окупаемое инвестирование средств, которое самым положительным образом влияет на рост капитализации и деловой репутации компаний. Собственники и менеджеры малых предприятий в большинстве своем согласны с мнением, что предпринимательские структуры не могут ограничиваться лишь безукоризненным выполнением своих функциональных обязательств, а должны системно и постоянно заниматься социально ориентированной деятельностью и непременно учитывать возможные социальные последствия своих хозяйственных решений.

Вместе с тем, итоги апробации Социального стандарта ТПП РФ показали, что некоторые руководители и собственники малых предприятий продолжают придерживаться позиции, что внедрение социальных отчетов - это очередное "модное поветрие", навязываемое бюрократией бизнесу с целью скрыть просчеты государства в осуществлении социальной политики. Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые директора малых предприятий полагают, дескать социально ответственное поведение актуально только для предприятий-монополистов и крупного частного бизнеса, предпринимательская деятельность которых строится на использовании естественных природных ресурсов.

В числе субъективных причин, тормозящих внедрение социальной отчетности, следует указать нежелание руководителей малых и средних предприятий в полном объеме раскрывать масштабы финансирования социальных программ, опасаясь давления со стороны, прежде всего, региональных властей и возникновения дополнительных требований по поддержке социальной сферы.

Апробация Социального стандарта ТПП РФ показала также, что подчас не проявляют должной настойчивости и прозорливости общественные предпринимательские организации регионального уровня. Показательны в этом отношении результаты опроса руководителей территориальных торгово-промышленных палат, проведенные социологической службой "Кассандра". Как оказалось, 39% опрошенных руководителей палат считают вероятность востребованности нефинансовой отчетности компаний только в отдаленной перспективе. Такой подход представляется неприемлемым, особенно если учесть, что в настоящее время социальные отчеты, заверенные независимым аудитом, используют 40% американских и 70% западноевропейских компаний.

Важным элементом процесса апробации Социального стандарта ТПП РФ и приобщения российского бизнеса и международного признания стандартом социальной отчетности стала подготовка и выпуск тематического Сборника ТПП РФ "Социально ответственный бизнес в России - опыт лучших компаний". В Сборнике представлены предприятия и организации всех ведущих отраслей национальной экономики из всех регионов Российской Федерации. В данном издании на большом фактическом материале обобщен опыт социальной деятельности около 250 предпринимательских структур, многие из которых являются субъектами малого и среднего бизнеса.

Социальная практика ряда малых предприятий (ООО "Водоприбор-Пуск", ФГУП "Германий", ООО "Золушка", ЗАО "Карбо-ЦАКК", ООО "Компания ТС", ЗАО "Конверсия-XXI", ООО "СибНА", ООО "С-Профит", Экологическая компания Сахалина) подробно проанализирована и представлена на страницах данного обзора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости