Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Пространственная организация мирового рынка ИТ-услуг

Файлы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Автор: Литвак А.Г.

Москва 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    1.1. Понятие и основные виды ИТ-услуг

    1.2. Формы предоставления ИТ-услуг

    1.3. Роль крупнейших ТНК на рынке ИТ-услуг

  2. ОРГАНИЗАЦИЯ МИРОВОГО РЫНКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИТ-УСЛУГ

    2.1. Территориальная и внутриотраслевая структуры рынка ИТ-услуг

    2.2. Мировой рынок ИТ-аутсорсинга

    2.3. Мировой рынок аутсорсинга бизнес-процессов

  3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИТ-УСЛУГ

    3.1. Крупнейшие региональные рынки ИТ-услуг

    3.2. Современное состояние и перспективы развития рынка ИТ-услуг в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ


ВВЕДЕНИЕ

Активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является в настоящее время одним из основных факторов, определяющих экономический рост, как в развитых государствах, так и в ряде развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Их частью выступают информационные технологии (ИТ). Развитие этих сфер является не только ключевым фактором экономического роста, но и необходимым условием развития и даже выживания в 21 веке.

В течение последнего десятилетия ИКТ стали играть ведущую роль в текущей деятельности компаний. Развитие ИКТ привело к трансформации и эволюции производственного процесса, трудовых отношений, отношений с потребителями и многих других сфер. В тоже время по мере внедрения ИКТ в организационно-хозяйственную структуру предприятий, последним становится все сложнее обеспечивать ее функционирование и совершенствование своими силами. Вследствие этого получила развитие практика передачи предприятиями части функций по обслуживанию собственной информационной инфраструктуры внешним подрядчикам.

Возникающие при этом проблемы не новы: практика передачи сторонним подрядчикам тех или иных функций или процессов предприятий зародилась десятилетия назад, однако, вопросы делегирования ИТ-функций компаний имеют свою неоспоримую специфику. В настоящее время изучению предпосылок, преимуществ, рисков и других сторон данного процесса посвящено большое количество публикаций, как теоретиков менеджмента, так и региональных экономистов.

Главной причинной, побуждающей компании передавать часть своих функций по обеспечению ИТ-ифраструктуры и часть бизнес процессов сторонним подрядчикам, является стремительное развитие технологий, вследствие чего компаниям становится сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и оперативно внедрять их без увеличения издержек, не имея большого штата технических специалистов. Как правило, большинству компаний выгоднее привлекать специализированные организации со штатом высококвалифицированных специалистов в этой области, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения. Тем самым, отказавшись от непрофильных для них функций компании, могут сфокусироваться на своем основном виде деятельности. При этом их целью является получить не просто набор сервисов необходимых для их обычного функционирования, а ко всему прочему конкурентное преимущество за счет повышения качества и улучшения обслуживания. Все это привело к тому, что в за последние 10 лет рынок предоставления услуг в области информационных технологий (ИТ-услуг) выделился в отдельную отрасль в секторе информационно-коммуникационных технологий, и в последние годы по темпам роста превосходит весь сектор.

Отрасль ИТ-услуг относится к третичному сектору экономики, поэтому неудивительно, что на мировом рынке как по объемам предоставленных, так и потребленных ИТ-услуг лидируют развитые страны. Однако ввиду того, что это достаточно новая для мирового хозяйства отрасль, существуют предпосылки привлечения многих развивающихся стран, имеющих квалифицированных, но в тоже время менее оплачиваемых специалистов, к выполнению определенных работ в данной сфере.

По мере своего развития рынок ИТ-услуг приобретает все большую географическую дифференциацию. С каждым годом все больше стран вовлекается в процесс оказания ИТ-услуг, а для некоторых участников рынка эта отрасль уже успела стать отраслью специализации страны в мировом хозяйстве.

Таким образом, целью данного исследования является раскрытие причин и выявление географических закономерностей формирования мирового рынка услуг в области информационных технологий. В этой связи были поставлены задачи:

  • рассмотреть теоретические основы сегментации рынка ИТ-услуг, проанализировать способы предоставления ИТ-услуг, процессы взаимодействия поставщиков ИТ-услуг и заказчиков;

  • дать характеристику компаниям, действующим на этом рынке;

  • проанализировать факторы развития рынка, его внутриотраслевую структуру и территориальную организацию;

  • выявить региональные особенности формирования рынка услуг в области информационных технологий.

Задачи исследования определяют структуру работы. Первая глава посвящена: выявлению места ИТ-услуг в системе сектора информационно-коммуникационных технологий, терминологическому обоснованию понятия «ИТ-услуги», способам их предоставления, проблемам сегментации рынка ИТ-услуг, анализу процессов взаимодействия поставщиков ИТ-услуг и потребителей, а также изучению роли крупнейших ТНК поставщиков ИТ-услуг. Во второй главе исследуется внутриотраслевая структура и особенности формирования мирового рынка ИТ-услуг, география внешней торговли ИТ-услугами, отдельно изучается мировой рынок ИТ-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов. Третья глава посвящена исследованию крупнейших региональных рынков ИТ-услуг: рынков Северной Америки и Европы, в ней также проводится анализ современного состояния и перспектив развития рынка ИТ-услуг в Российской Федерации.

Статистический материал, на базе которого строится работа, и проводились расчеты, взят из аналитических обзоров таких организаций, как Gartner Dataquest, International Data Corporation, TPI, European Information Technology Observatory, NeoIT, OECD, UNCTAD, WTO, а также из ежегодно публикуемых отчетов компаний: IBM, EDS, CSC.

Основой проведения данной работы служили теоретические разработки, как отечественных авторов, таких как Аникин Б.А, Мироненко Н.С., Рудая И.Л., так и иностранных: Спарроу Э., Хейвуд Б., Йордон Э. Помимо этого активно использовались интернет-источники исследовательских организаций, международных статистических служб, а также информация, размещенная на сайтах компаний.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости