Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Разработка и использование антикоррупционных и антиинфляционных механизмов в лесном секторе

(Выступление на круглом столе Международного лесного форума «Правоприменение и обеспечение экономической безопасности в лесном секторе РФ», Санкт-Петербург, 12-го октября)


План и тезисы выступления (доклада)

Введение Экономическая безопасность и коррупция. Президент РФ В. Путин о проблемах коррупции в России.

Коррупция Историческая российская болезнь. Раковая опухоль. Масштабы – по данным экспертов в 2002-2003 гг. от 60 до 80 млрд. долл.; по оценке Зам. Ген. Прокурора Александра Буксмана до 240 млрд. долл. в 2006г. По данным Международной организации «Транспареншнл фаундейшн», исследование проводилось в 163 странах, Россия по уровню коррупции занимает 127 место (на 1 месте по антикоррупционности находятся Финляндия, Исландия, Новая Зеландия). Местный (муниципальный), региональный, федеральный уровни. Размеры взяток. По сферам и секторам.

Косвенная оценка по лесному хозяйству и ЛПК. Обороты коррупции и ренты. Метастазы. Причины. Методы исследования. Оценка российских экспертов и международных организаций (Давосский Форум, IMD) и фондов (рейтинги).

Антикоррупционные механизмы Государство. Кодексы: гражданский, административный, уголовный. Законы. Проект ВАС. Закон о гос. закупках. Административные меры. Усиление контроля. Налаживание учета во всех звеньях, в том числе милиции, малом и среднем бизнесе, на оптовых рынках. Мотивирование ответственности. Ротация чиновников. Российский и зарубежный опыт.

Конкретные антикоррупционные механизмы, предлагаемые в проекте «Лесного кодекса». (Из выступления руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ В.П. Расщупкин).

Связь коррупции с инфляцией.

Инфляция. Официальные оценки. Причины. Следствия. 2006 год.

Данные независимых экспертов и международных организаций. (Мировой Давосский Форум, IMD и др.)

Бивалютная система в России. Меры Правительства России, Минфина РФ, МЭРТа РФ, ЦБ России по снижению уровня инфляции в 2006-2007гг.

Скрытая и ползучая виды инфляции. Как оценить на практике в лесном секторе?

Для работы с субвенциями, инвестиционными соглашениями; определения доходов в лесном хозяйстве и ЛПК; работы с банками, зарубежными инвесторами и партнерами.

Коррупция – инфляция – риски в лесном хозяйстве и ЛПК

Информационное и аналитическое обеспечение исследований и разработок антикоррупционных и антиинфляционных механизмов.


Выводы и предложения

Материалы к докладу Коррупция в форме взяточничества, преступного или аморального сговора (соглашения) взяткодателя и взяткополучателя, в лице государственного чиновника (сотрудников управленческого аппарата, налоговых инспекторов, работников милиции, пожарной охраны, санэпидем станции, инспекторов). Это может быть, имеющая право контроля общественная организация, например, общество защиты прав потребителей. Возможны приношения в форме конвертов с деньгами, дорогих подарков, приглашений в ресторан, морские прогулки (круизы), на курорты. Все это существовало в России с незапамятных времен.

Коррупция.

Эти деяния сограничны с прямыми преступными действиями (см. ст. Уголовного кодекса РФ), незаконными рубками леса, нелегальными заготовками древесины и продажами ее внутри страны и вывозом на экспорт. Особенно в приграничных районах (Дальний Восток – Хабаровский и Приморский края, Иркутская область и т.д.). Эти деяния прямо уголовно наказуемы, как воровство и растраты.1

В застойные годы коррупция питалась тотальными нехватками, все – возможными дефицитами – от достойной еды, обуви, одежды, товаров культ-быта, до – мебели, легковых автомобилей, строительных материалов, включая кругляк и кирпич. Развращались тем самым как торговые работники, так и управленцы в советских и партийных органах, Министерствах и т.д. Расцветала коррупция в тех структурах исполнительной власти в центре и на местах, которые решали судьбу сверхдефицитного социального жилья.

Взрыв же коррупции и всего того, что ей сопутствует (в частности , деклассирования, деквалификации, разложения госслужащих на всех уровнях), в том числе в промышленной сфере, произошел, начиная с 1992 года с – бесконтрольного запуска гайдаровских реформ – «шоковой хирургии без социальной анестезии». Это были политические и хозяйственные эксперименты не созидания, а эшелонированного разрушения под девизами полной экономической и политической свободы, вседозволенности, нарушались этические нормы, разрушалась мораль. В 1992-1996гг. скорости, с одной стороны, легализации нечестно нажитых доходов и формирования новых богатств, а с другой - обнищания основной массы возросли до такого уровня разрыва, которого история не знала.

На фазе стабилизации общественной жизни и в экономике, начавшейся после дефолта в августе 1998г. (с 1999-2000гг. до 2002-2003гг.), были законы и своды правовых норм, где фрагментарно затрагивались те или иные аспекты коррупции. Это Гражданский, Уголовный, Административный, Бюджетный кодексы, Федеральные Законы о защите прав потребителей, о государственной поддержке малого предпринимательства. Конечно, надо отметить и нормы старого «Лесного Кодекса», принятого в 1996г. В этих актах запрещались прямые коррупционные деяния, а также закладывались отдельные условия для снижения коррупционной активности.

В частности, в Гражданском кодексе запрещались вообще какие-либо подарки муниципальным служащим. Государственным чиновникам и депутатам ГосДумы запрещалось (на время их избрания) заниматься каким-либо бизнесом. Делались попытки начать борьбу с административно-бюрократическими барьерами в малом предпринимательстве (нерегламентированными проверками, массовым лицензированием, поборами и т.п.).

Все это были отдельные, неувязанные между собой в единую систему, нормы и действия. В борьбе с коррупцией, как это часто уже бывало в России, преобладал конъюнктурно-компанентский подход.

Отношения бизнеса и власти при Президенте РФ В. Путине после горячих споров и обсуждений стали, наконец, предметом не сговора, не бесконтрольного лоббирования интересов тех или иных олигархов и монополистов, а объектом для поиска новых, партнерских отношений и этического нормирования.

Вспомним Кодексы предпринимательской чести и принципы честного ведения дел, принятые в России в 1914 году, последние документы РСПП, ТПП России, положения, одобренные Российской Православной церковью на ее соборах.

Российские независимые Фонды, в частности «Индем» (президент бывший советник Б. Ельцина – В Сатаров), международные организации (Всемирный Давосский Форум, IMD в Лозанне, Фонд «Наследие» и другие), а также экспертные центры и группы, делали и делают попытки оценить прямо и косвенно масштабы коррупционного оборота (коррупционной «ренты», откатов и т.д.) в России XXI века и вывести место нашей страны по этому и другим индикаторам в соответствующих рейтингах конкурентоспособности и транспарентности (прозрачности) системы государственного управления и бизнеса.

Применительно к коррупционному обороту (объему взяток, подношений и пр.) называются суммы от 60 до 80 млрд. долл. (при текущем колеблющемся соотношении укрепившегося рубля и доллара. В ценах 2006г. (при уровне инфляции около 10%). Это составляет примерно 1,6-2,2 трлн. руб.

Это соответствует примерно 5-7% ВВП, оцениваемого при тех же условиях в 30-33 трлн. рублей.

Причем, обследование и экспертные оценки говорят о том, что бизнес легче вступает в коррупционные сделки с менее обеспеченными доходами муниципальными чиновниками, милиционерами, налоговиками, пожарниками и т.д. На этот уровень местного самоуправления приходится примерно 40-45% всех коррупционных оборотов или от 600 до 900 млрд. руб. На уровень субъектов федерации падает 30-35%.

На федеральный уровень системы государственного управления и общественных организаций приходится около 15-25%. (Подчеркиваю, что подобные оценки весьма и весьма приблизительны).

Попытаемся с помощью имеющихся статистических и экспертных данных о создании и вкладе в ВВП оценить долю отдельных сфер деятельности и секторов экономики (см. распределения бытовой коррупции, по данным фонда «Индем» табл.1)2 .

На потребительский рынок, оптовую и розничную торговлю (дистрибьюцию, логистику, ритейл, сети, массовое питание, коммерческое посредничество) приходится 40-50% коррупционных оборотов (взяток и т.п.) или 640 млрд. до 1,1 трлн.

На промышленный комплекс в целом примерно 15-20%, как и на строительство. (Вероятно, более правильно говорить о ТЭК, ОПК, АПК). Для промышленности это около от 240 до 500 млрд.руб. По очень осторожным прямым и косвенным оценкам, по вкладу в ВВП, можно говорить, что на ЛПК, включая лесное хозяйство приходится от 9-до 12 млрд. руб. коррупционного оборота. Как видно, эти цифры сопоставимы с величинами субвенций, ожидаемых лесным хозяйством в субъект в РФ в 2007г. и объемами инвестиций. Чтобы подтвердить или опровергнуть эти оценки нужны систематические обследования, налаженный аналитико-информационный мониторинг.

По уровню коррупции в системе государственного и муниципального управления Россия в международных рейтингах стоит рядом с африканскими странами, а также с такими государствами СНГ, как Молдавия, Киргызстан. Тем самым резко ухудшается место в списке обществ и экономик по конкурентной способности.

Приведем примеры разброса взяток за должности в субъектах РФ. Вот, данные прокурора г. Москвы г-на Семина, опубликованные в его интервью Российской газетой (октябрь 2006г.). За место межрайонного прокурора в столице. Предполагавшаяся (несостоявшаяся) взятка составляла до 3,5 млн. дол.

Руководитель Росфиннадзора г-н Павленко в той же газете (октябрь 2006г.) говорит о том, что место руководителя территориального органа в системе оценивалось пишет о преобладании ваших 30 процентных «откатов» в системе госзаказов – госзакупок. Считает, что было бы хорошо снизить «откаты» до 10% (Известия сентябрь 2006г.)

Многие газеты (Известия, Российская газета и др.) приводили в октябре 2006г. откровения торговцев с мелкооптовых и розничных рынков Москвы о том, куда и как после бесконечных проверок уходили повышенные коллективные «сборы» с рабочих мест.

По «Индексу» взяткодателей (Известия октябрь 2006г.), подготовленному международной общественной организацией, Transparency International, которая оценивает коррупцию в 125 странах мира и составила рейтинг 30 ведущих стран-экспортеров, наша страна в первой тройке «лидеров» – после Индии (1 место), Китая (2 место). Это все быстро развивающиеся экономики, ведущие бизнес-структуры, которых готовы выводить свои корпорации и проекты на новые рынки, не брезгая взятками.

Наиболее скромно, традиционно в этом списке, замыкая его, выглядят Швейцария, Швеция, Австрия. (Известия 8 октября 2006г.)

Антикоррупционные положения и механизмы в «Лесном кодексе» и других законодательных актах

Представить себе, что существует одно решение проблемы всеохватившей коррупции, пусть самое жесткое, как в Китае, или одно лекарство от этой болезни, представляющей страшную раковую опухоль с метастазами, было бы наивно.

Речь может идти о государственной долгосрочной программе, системе взаимосвязанных мер самого разного характера – от правовых, экономических, организационных, мотивационных, ротационных до жесточайших уголовных преследований, пропагандистско-психологических и воспитательно-образовательных. Прежде всего требуется пакет целевых законов и подзаконных актов со стройной и понятной для повсеместной реализации нормативно-правовой документацией и обучающее сопровождение ее введения в действие.

Выступая в своей резиденции Ново-Огарево в узком кругу перед западными политологами, входящими в «Валдайский клуб» Президент России В.В. Путин заявил о том, что и как ему удалось сделать за два срока руководства государством и что не удалось.

Удалось стабилизировать политическую обстановку в стране, сохранить ее целостность, создать условия, в т.ч. используя конъюнктуру мирового рынка нефтепродуктов, для начала экономического роста и улучшения социальных условий жизни людей. А вот, что не получилось, что и остается его преемникам?

Не удалось пока развернуть полномасштабную борьбу с коррупцией и начать наступление на эту хроническую болезнь с ее новообразованиями и метастазами. (Также не удалось найти ключи к перелому плохой демографической ситуации, прогрессирующей депопуляции, превышению смертности над рождаемостью, уменьшением год от года численности населения, ведущим к вырождению народа).

Борьба с коррупцией в лесном хозяйстве и ЛПК является частью общей проблемы обеспечения экономической безопасности в этой важной сфере жизнедеятельности общества и экономики.

Рассмотрим антикоррупционные положения и механизмы из «Лесного Кодекса» (выступление руководителя Федерального агентства лесного хозяйства В.П. Расщупкина в Лесной газете №39-40 2006г.)

Об аукционах на право и договорах аренды

«В качестве основной формы лесопользования в целях заготовки древесины утверждается аренда сроком до 49 лет с обязательным ведением лесного хозяйства и реализации инвестиционных проектов по переработке древесины. Право аренды разыгрывается на аукционе. По вновь заключенным арендным договорам предусматривается гражданско-правовой оборот прав пользования лесными участками, включая залог, субаренду и переуступку прав.

Эти очень важные привилегии, которые, соответствуют современной международной практике и призваны улучшить инвестиционный климат в лесной промышленности».

Указанные привилегии не распространяются на арендные договоры, заключенные до вступления в силу нового Лесного кодекса.

О «новых арендаторах»

Новые арендаторы», то есть победители аукционов 2007-го и последующих годов, сразу же получат эти привилегии и одновременно обязанности ведения лесного хозяйства.

Различия в российском подходе и международной практике в проведении аукционов и подведению их итогов. «Во избежание коррупционных угроз в российском подходе приходится придерживаться жестко формальных правил и процедур аукционных торгов, не оставляя при этом никаких степеней свободы должностным лицам. Не во всех случаях подобный формализм оправдан, но таковы, к сожалению, наши экономические реалии».

О старых арендаторах

Значительная часть лесных земель пока находится сегодня в аренде у «старых арендаторов», которые заключили договора аренды несколько лет назад. «Старые арендаторы» будут поставлены перед необходимостью перезаключения договоров аренды. Не всем это удастся сделать легко. Вероятно, уйдут из лесного бизнеса те из них, которые не располагают собственной переработкой и возможностями для ведения лесного хозяйства.

Особо. О государственном заказе

Как будет решаться задача ведения лесного хозяйства на участках леса, не переданных в аренду, а это примерно 90% лесных территорий?

Здесь лесное хозяйство будет вести отобранный по конкурсу исполнитель соответствующего государственного заказа.

Это принципиальная новация: сегодня в этом сегменте работают государственные учреждения, которые финансируются частично из бюджета, частично – за счет собственных заготовок древесины. С 2007 года такой механизм становится недопустимым. Новый Лесной кодекс относит все виды заготовки древесины исключительно к предпринимательской деятельности.

Об инвестиционных соглашениях3

Этот инструмент обозначен в новом Лесном кодексе – инвестиционные соглашения при осуществлении крупных проектов в увязке с развитием лесной инфраструктуры. Новая редакция Лесного кодекса предусматривает заключение договоров аренды без проведения аукциона для реализации инвестиционных соглашений в целях создания и эксплуатации лесоперерабатывающей инфраструктуры, которая включает в себя объекты лесопильного производства, деревообработки, энергетики и транспорта.

В целях создания преференций инвестору кодекс допускает залог прав аренды лесного участка для привлечения внешних инвестиций и заимствований. Гарантиями сохранения инвестиционных вложений арендатора в лесную инфраструктуру является механизм пролонгации договора аренды. Это очень важные привилегии, о которых давно говорили лесопромышленники и которые призваны значительно улучшить инвестиционный климат в лесной промышленности.

Приведенные выше новые механизмы и положения антикоррупционной направленности, предусмотренные новой редакцией «Лесного кодекса», требуют, конечно, нормативно-правового, информационно-аналитического и методического обеспечения.

Это информационно-аналитическое и методическое обеспечение является задачей коллектива разработчиков проблемы экономической безопасности в лесном хозяйстве и ЛПК.

Необходимо подчеркнуть, что на стадии разработки и согласования находится стратегия развития лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности до 2015 года. Программа предусматривает реализацию более100 крупных проектов по глубокой переработке древесины в ведущих лесосырьевых регионах страны. В их составе – проекты по транспортной и энергетической инфраструктуре, включая строительство лесовывозных дорог.

О приобретении лесного ресурса

Предусматривается четыре вида процедур доступа к лесным ресурсам:

  1. инвестиционный конкурс;

  2. аукцион на право заключения договора аренды сроком от 10 до 49 лет;

  3. аукцион на право заключения договора купли-продажи аренды лесных насаждений на сруб на срок до одного года;

  4. договор купли-продажи лесных насаждений на сруб для удовлетворения собственных нужд граждан на срок до донного года.

Открыта возможность субаренды лесных участков. Заготовленная круглая древесина и пиломатериалы будет в значительных объемах выходить на многочисленные рыночные площадки.

Названные инструменты в случае их практического освоения будут носить антикоррупционный характер.

Возможен антикоррупционный пакет законодательных актов: Кодексы Гражданский, Административный, Уголовный, Закон – ВАС – о декларировании подарков госслужащим, Закон о госзакупках, Закон о малом и среднем предпринимательстве, Закон о потребительском рынке и внутренней торговле, Закон об оптовых рынках и др.

Возможно, нужен собственно Антикоррупционный кодекс.

Инфляция и антиинфляционные механизмы

Коррупция – один из факторов скрытой (из-за постоянных колебаний в бивалютной системе) и ползучей, по росту потребительских цен (по товарам и услугам за рамками потребительской корзины) инфляции. В свою очередь инфляция в этих формах существенная причина подпитки коррупции.

Инфляция. Официальный уровень инфляции на начало октября 2006г. составляет 7,5% - при годовой оценке Правительства РФ (Минфина РФ, МЭРТа РФ, ЦБ России) 8,5-9,5%.

Пример. Поправочные коэффициенты при расчете субвенций и заключении инвестиционных соглашений могли бы, по нашей оценке и международных организаций, составлять для скрытой инфляции (Ktr1 1,15 - 1,2) и ползучей (Ktr2 1,2 - 1,3).

Об определении официального уровня инфляции (Методика МЭРТ РФ)

Наблюдение за изменением цен в Российской Федерации, расчет и публикацию данных об уровне инфляции в средствах массовой информации осуществляет Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) проводится по методологии, применяемой в международной практике. На основе выборочного наблюдения за средними ценами на 478 видов продовольственных, непродовольственных товаров и платных услуг населению на территории всех субъектов Российской Федерации (в магазинах, на рынках, предприятиях общепита, в ЖЭУ и на других предприятиях и пунктах предоставления платных услуг населению) рассчитывается сводный агрегированный индекс цен, исходя из структуры потребительских расходов населения за год, предшествующих текущему.

Вопрос о достоверности данных об уровне инфляции неоднократно рассматривался Минэкономразвития России совместно с Росстатом. Для повышения прозрачности проводимых расчетов Росстат опубликовал на официальном сайте базовую структуру потребительских расходов населения, используемую для расчета ИПЦ. Минэкономразвития России регулярно проводит анализ и мониторинг динамики цен, при этом особое внимание уделяется ситуации на потребительском рынке.

В 2006 году поставлена цель снизить уровень инфляции до 8,5-9% (за 2005 год инфляция составила 10,9%). По данным Росстата, за январь-апрель 2006г. инфляция (ИПЦ) составила 5,4%, что немного ниже, чем за январь-апрель 2005г. (6,5%). Вместе с тем уровень инфляции за прошедший период года достаточно высокий для выхода инфляции на целевой уровень.

Увеличение темпов инфляции в начале года в значительной мере вызвано высоким ростом цен на ряд товаров первой необходимости – сахар (на 37,8%), соль (на 36%), плодовоовощную продукцию (на 28,9%). Вклад повышения цен на данные товары в инфляцию за январь-апрель 2006г. составил 1,6 процентных пункта, или 30%. В апреле 2006г. цены на данные товары снизились, а инфляция составила 0,4 процента.

Рост цен на сахар связан со значительным повышением цен на импортный сахар-сырец, начавший поступать в производство с начала года. После некоторого снижения биржевых цен на сахар с середины I квартала 2006г. внутренние цены также стали падать, так как у оптовиков имеются большие запасы свекловичного сахара. В апреле потребительские цены на сахар снизились на 7,4 процента.

Рост цен на соль был вызван ажиотажным спросом в связи с распространившимися слухами о прекращении ее поставки с Украины. В марте-апреле цены на соль снизились на 22,3%, так как дефицита соли в России нет.

На рост цен на плодоовощную продукцию повлияло ухудшение погодных условий в январе-феврале текущего года, в связи с чем возросли затраты на транспортировку и хранение плодоовощной продукции, сократились масштабы импорта. Рынок реализации плодоовощной продукции достаточно монополизирован внутри регионов, что также ведет к росту цен. В марте, по мере увеличения поставок овощей в торговлю, темпы роста цен резко замедлились, в апреле – цены в среднем снизились на 0,3 процента.

Увеличение темпов инфляции в начале года также связано с повышением тарифов жилищно-коммунального хозяйства (за январь-апрель 2006г. – на 15,5%), но оно оказалось значительно меньше, чем в прошлом году, что стало результатом принятых в конце 2005 года мер по ограничению роста тарифов ЖКХ в текущем году.

В результате принятых мер по оптимизации квотирования импорта мяса и птицы в 2006-2009 годах в текущем году рост цен на них замедлился. За январь-апрель 2006г. прирост цен на мясо и мясопродукты в среднем составил 1,9% против 7,7 за аналогичный период 2005 года.

Анализ инфляционных процессов показывает, что в 2005-2006 годах повышающее влияние на цены оказывает переплетение трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг:

- действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов населения;

- проявление эффектов локальных монополий;

- удорожание затрат («инфляция издержек»).

Высокий уровень инфляции в начале текущего года потребовал 15 марта 2006г. провести внеочередное заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о разработке мер по снижению инфляции в 2006-2007гг. Был разработан комплекс мер по следующим направлениям экономической политики.

В области денежно-кредитной политики меры должны обеспечить снижение инфляции до целевого уровня.

Бюджетной политики направлена на удержание роста непроцентных расходов в пределах, необходимых для достижения целевой инфляции, обеспечение равномерного использования средств федерального бюджета.

Стимулируется рост сбережений населения, в том числе создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.

Меры МЭРТа РФ в области структурной политики предусматривают:

  • совершенствование регулирования цен (тарифов) естественных монополий, направленное на снижение роста издержек и повышение эффективности их деятельности, сдерживание роста тарифов;

  • регулирование ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства;

  • сдерживание роста цен на нефтепродукты, в том числе,за счет развития конкурентных отношений на внутреннем рынке;

  • стимулирование роста предложения продовольственных товаров, повышение конкуренции на продовольственных рынках. В частности, особое внимание уделено мерам по росту предложения плодоовощной продукции, в том числе за счет облегчения режима импорта, повышения уровня конкуренции в сфере реализации плодовоовощной продукции. Для стабилизации ситуации на рынке сахара предусмотрено изменение шкалы ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец.


В Госдуму в октябре 2006г. внесен проект Закона об уголовной ответственности нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов за несанкционированное госорганами повышение уровня внутренне российских цен на нефтепродукты – мазут, солярку, бензин (в том числе на автозаправках ГСМ). Рост цен на металл и металлопродукцию составил за 10 мес. 2006г. 80%, на строительные материалы – 20%. Неконтролируемый рост цен, особенно в Москве, на недвижимость (жилье) продолжается.

Обсуждение острых проблем развития Лесного хозяйства и АПК на конференциях и круглых столах «Международного лесного форума» в Санкт-Петербурге 10-14 октября 2006г. показал, что программа НИР по экономической безопасности, предложенная коллективом РЭА им. Г.В. Плеханова требует доработки и конкретизации в связи с новой редакцией «Лесного кодекса» и вводимыми новыми правовыми и экономическо-организационными механизмами и инструментами.

Интересные данные о коррупции и «крышивании» приводит Национальный институт, полученные в результате пилотного опроса руководителей малых предприятий, системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).4 В 2002 году затраты на оплату «крышивания» составили 4-5 процентов выручки малых предприятий. В 2005 году произошло снижение до 2-3%, в 2006г. эта тенденция продолжалась – до1,8-2%. А вот коррупционные выплаты чиновникам муниципальных и прочих местных структур продолжали расти, достигая в Москве 50-60% выручки (данные фонда Е.Г.Ясина).

Один из выводов заключается в том, что «серые» схемы «выплат» («откатов», неучитываемых официально зарплат и премий) и отсюда высокая теневая составляющая в деятельности малых предприятий и ПБЮЛ особенно, в мелкооптовой, розничной торговле и массовом питании, а также в лесном хозяйстве и ЛПК (здесь примерно 14-15 тыс.), поддерживаются отсутствием закона о Малом и среднем предпринимательстве и соответствующих пакетов нормативно-правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Хозяйственная деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей ПБЮЛ в большей мере ныне регламентируется и регулируется на местном и региональном уровнях при отсутствии единой государственной политики и долгосрочной стратегии в этой сфере как таковой. Поэтому в интересах лесного хозяйства и ЛПК, чтобы внесенный в ГосДуму МЭРТом с поддержкой ТПП России и ОПОП (общественное политическое объединение организаций МБ) Закон о малом и среднем предпринимательстве был, как можно скорее, рассмотрен и принят.

Для предприятий лесного хозяйства и ЛПК очень важное значение имеет освоение норм и механизмов действия Закона о государственных закупках. Тем более, что МЭРТ РФ в лице заместителя Министра А.В. Шаронова заявляет об эффективной «работе» этого закона в первом полугодии 2006г. По его оценкам, это позволило сэкономить для разных бюджетов от 35 до 50 млрд. рубл. (Если это так, то это достаточно весомый антикоррупционный вклад).

Безусловно, что введение региональных планов, инвестиционных соглашений, аукционов в лесном хозяйстве и ЛПК уже в 2007г. требует тщательной антикоррупционной и антиинфляционной проработки и экспертизы в интересах повышения уровня экономической безопасности в важной экономической сфере, способной стать локомотивом устойчивого экономического роста и социального развития в нашей стране.

Скрытая и ползучая формы инфляции, которые пока Правительство России в лице Минфина РФ, МЭРТа РФ, ЦБ России не удастся не только сдерживать, контролировать и регулировать на федеральном уровне, по существу и не оцениваются правильно. Про уровень субъектов Российской Федерации и не приходится говорить. Так, практически не налажено информационно-аналитическое отслеживание ситуации на основных товарных рынках. Систематический мониторинг изменения производственных и конечных цен потребителей, качества и ассортимента товаров и услуг не налажен ни органами роскомстата, ни МЭРТом. Это касается рынков нефтепродуктов (ГСМ), бензина, металла, лесоматериалов, лекарств, большинства продуктов питания и услуг, включая операторов сотовой связи и т.п.

В результате, как показало вскрытие на мелкооптовых и прочих городских так называемых рынках (базовых) не терпимые ситуации с выдавливанием отечественных производителей и продавцов и тем самым с нечестной конкуренцией в сентябре-октябре 2006г., питательная почва для коррупции и криминальных действий становится так же условиями роста инфляции.

Взаимосвязи между коррупцией и инфляцией, а это «лишние» деньги, давящие на товарные рынки, розничные сети, потребительский рынок товаров и услуг в целом становятся очевидными. И наоборот: неконтролируемый рост цен на те товары и услуги, которые находятся за рамками потребительской корзины (500-540 благ), естественно становится фактором подпитки коррупции.

Естественно, что в расчетах финансовых индикаторов в региональных планах лесного хозяйства и при заключении вводимых инвестиционных соглашений, а также при определении реальных механизмов мотивирования (должностные оклады, премии и т.п.) работников должны обязательно учитываться реальные уровни скрытой и ползучей инфляции, сжигающей ценность тех или иных денежных средств – ссуд, займов, кредитов, инвестиций, капиталов, заработных плат и т.д.

Эксперты Всемирного банка подготовили анализ результатов административной реформы государственного регулирования и бюджетирования.5 В этом анализе отмечается, что даже новейшие законы («О госзакупках в РФ» и «О лицензировании»), призванные снизить уровень коррупции, на практике не работают: на местах они попросту не исполняются. На уровень коррупции никак не влияет ратификация Россией в 2006 году конвенции ООН по борьбе с коррупцией, конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и присоединение РФ к инициативе G8 по преследованию коррупции высших должностных лиц.

Надо признать, что при всех малоприятных, негативных оценках в этих выводах много справедливого.


1 Можно говорить о российской исторической болезни в губерниях и приказах. Разве можно не верить Н.В. Гоголю в «Ревизоре» или «Мертвых душах», Салтыкову-Щедрину, Мамину-Сибиряку, Лескову и многим другим российским писателям и журналистам.

В разных формах коррупция расцветала и подавлялась в советское время. Произведения М. Булгакова, Н. Зощенко, В. Маяковского, Ильфа и Петрова и многих других на заре советской власти и в условиях НЭПа подтверждают хронический характер этой болезни, которая принимала свои скрытые формы при командно-административной системе даже при самых жестких методах ее подавления.

2 Антикоррупионная политика. Фонд «Индем». М.2004г.

3 Из Комментариев Ю.Н. Гагарина (в №39-40 Лесной газеты октябрь 2006г.)

4 Малые предприятия платят чиновникам больше, чем крышам. (Коммерсант 10 октября 2006г.)

5 Алексей Шапалов. Реформы госуправления в России стала жертвой коррупции. Всемирный банк не верит в российские законы. Коммерсантъ 16 октября 2006г.

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости