Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый производственный и инновационный бизнес Москвы на пороге вступления в ВТО

(Из материалов VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий
"Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО", 2007 г.)


  1. Вводный текст: актуальность тематики конференции
  2. Введение: развитие производственного и инновационного малого предпринимательства в городе Москве – приоритетная задача. Нормативно – правовое обеспечение, формы и механизмы поддержки.
  3. Статистическая и аналитическая информация о производственном и инновационном малом бизнесе Москвы.
  4. Перспективы развития малого производственного бизнеса Москвы в контексте вступления России в ВТО. Формы и механизмы поддержки, обеспечивающие защиту интересов и развитие производственного и инновационного малого бизнеса в контексте вступления России в ВТО

Вводный текст: актуальность тематики конференции

Планируемое вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию неминуемо приведет к заметным изменениям на российских рынках. Малый производственный и инновационный бизнес, ставший полноправным участником рынка не сможет остаться в стороне от этих изменений. Очередная, VIII Всероссийская Конференция представителей малого бизнеса призвана дать ответ на вопросы:

  • Как изменятся «правила игры» в связи со вступлением в ВТО?
  • Какое воздействие эти изменения могут оказать на развитие малого предпринимательства? Какие сегменты малого бизнеса будут в наибольшей степени подвержены влиянию изменений? Каков ожидаемый масштаб изменений? Какие новые возможности открываются для малого бизнеса в новых условиях? Какие угрозы возникают для малого бизнеса в связи со вступлением в ВТО?
  • И, наконец, как должны действовать органы власти – федеральной и региональной, организации инфраструктуры поддержки, сами предприниматели в изменяющихся условиях?

Обсуждение этих и многих других вопросов, связанных с глобализацией рынков и вступлением в ВТО является чрезвычайно актуальным.


Введение: развитие производственного и инновационного малого предпринимательства в городе Москве – приоритетная задача. Нормативно – правовое обеспечение, формы и механизмы поддержки.

Правительство Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы считают развитие малого производственного и инновационного малого бизнеса одной из важнейших задач. Это положение отражено в нормативно – распорядительных документах Правительства Москвы, таких как:

- Постановление Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. № 420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг." (с изменениями от 26 сентября 2006 г.);

- Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. № 838-ПП "О дополнительных мерах по стимулированию роста валового регионального продукта города Москвы";

- Постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. № 105-ПП "О состоянии и дальнейшем развитии межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства города Москвы";

Приоритетность развития производственного и инновационного малого бизнеса, повышение конкурентоспособности малых предприятий, закрепленная в этих и других нормативно – распорядительных документах Правительства Москвы реализуется силами Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, подведомственных организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, во взаимодействии с отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы. Для поддержки малого производственного и инновационного малого предпринимательства в Москве выделяются значительные средства, отработаны на практике все основные формы и механизмы целевой поддержки малого предпринимательства.

Можно кратко отметить некоторые из них:

  • Организовано системное интерактивное взаимодействие «Бизнес – Власть» с участием исполнительного органа власти - Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Общественно – Экспертного Совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, общественных организаций и союзов предпринимателей, а также руководителей инновационных малых предприятий, с участием организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Ведется мониторинг состояния и тенденций развития малого предпринимательства. Эта информационная база позволяет принимать решения, своевременно акцентировать формы поддержки малого предпринимательства на главных направлениях.
  • Ведется мониторинг законодательной и нормативно – правовой базы, оказывающей влияние на развитие предпринимательства, ведется целенаправленная работа по устранению законодательных, административных и прочих барьеров для предпринимательской деятельности и добросовестной конкуренции.
  • Сформирована и постоянно развивается инфраструктура поддержки малого предпринимательства – организации, которые являются проводниками политики Правительства Москвы в области развития и поддержки малого предпринимательства, сформирован инструментарий, который обеспечивает прохождение форм поддержки до конечного потребителя – малого предприятия, помогает выявлять потребности малых предприятий и отрабатывать новые походы и формы поддержки.
  • Сочетание упомянутых выше подходов позволяет обеспечивать субъекты малого предпринимательства всеми необходимыми формами поддержки, в том числе:

>   финансовая: поддержка производственных и инновационных предприятий на всех стадиях развития, с учетом отраслевой специфики и реальных потребностей МСП, включая:

- венчурное финансирование и поддержку «старт – апов» начинающих предпринимателей в сфере инноваций и промышленного производства;

- предоставление малым предприятиям гарантий по кредитам и лизинговым сделкам по закупке производственного оборудования;

- предоставление субсидий на внедрение и сертификацию систем менеджмента;

- финансирование инфраструктурных проектов и мероприятий, обеспечивающих развитие малого предпринимательства по всем необходимым направлениям поддержки.

>  имущественная: обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к использованию объектов производственной инфраструктуры, включая:

- производственные, складские и офисные помещения - путем выделения площадей, формирования специализированных фондов нежилых помещений и со-финансирования (в том числе – на долевых условиях) проектов строительства промышленных парков, технопарков, технозон, многофункциональных деловых центров; создание бизнес – инкубаторов для начинающих МП;

>  консалтинговая и методическая: обеспечение малых предприятий методической и консалтинговой поддержкой на всех стадиях развития МП – от консультирования на начальной стадии разработки бизнес – плана до помощи в вопросах разработки и внедрения систем менеджмента и сертификации в соответствии с международными стандартами.

>  кадровая: регулярный мониторинг потребности малых предприятий в подготовленных специалистах, подготовка и переподготовка кадров в соответствии с выявленными потребностями.

>   маркетинговая: маркетинговый анализ рынков, маркетинговое продвижение продукции производственных и инновационных малых предприятий, формирование и продвижение коллективных брендов, формирование коллективных стендов на профильных отраслевых выставках, проведение «Деловых миссий» и «Бирж субконтрактов», рекламная поддержка малого бизнеса.

>    информационная: формирование и развитие единого информационного пространства, обеспечение малых производственных и инновационных предприятий необходимой информацией по всем вопросам предпринимательской, производственной и инновационной деятельности, поддержание открытых баз данных и инструментов поиска партнеров и др.

Упомянуты только основные применяемые в Москве формы поддержки малого предпринимательства. Стоит отметить также такое важное направление, как вовлечение молодежи в инновационное и производственное предпринимательство, реализация информационно – просветительских мероприятий, обеспечивающих популяризацию предпринимательства в молодежной среде; реализация организационных мероприятий, обеспечивающих упрощение входа начинающих предпринимателей из числа молодежи на рынок.


Статистическая и аналитическая информация о производственном и инновационном малом бизнесе Москвы

Использование программно – целевого подхода и эффективных механизмов поддержки малого предпринимательства дает результаты. По данным статистики по городу Москве к сфере обрабатывающих производств относится более 19 660 малых предприятий, что составляет почти 9,8 процентов от общего количества московских малых предприятий. К инновационным малым предприятиям по данным статистики могут быть отнесены не менее 6800 малых предприятий.

Малые производственные предприятия демонстрируют высокие показатели производственно – хозяйственной деятельности и производят востребованную наукоемкую продукцию, пользующуюся спросом не только в Москве, но и за ее пределами, в том числе на международном рынке. Объем выручки этих малых предприятий, по данным статистики в 2005 г. составил 241,5 миллиарда рублей, а с учетом темпов прироста этого показателя в 2006 году их выручка составит не менее 302 миллиардов рублей.

Производственные малые предприятия реализуют экспортный потенциал не только в виде продукции, предназначенной для реализации конечному потребителю, но и опосредованно - в поставках субконтрактной продукции (деталей, узлов, блоков и тр.) и услуг (консалтинговые услуги, услуги по проведению испытаний продукции) экспортно-ориентированным крупным сборочным предприятиям. По данным проведенного в 2005 году опроса, доля субконтрактной продукции в общем объеме производства малых предприятий достигает 35 %.


Перспективы развития малого производственного бизнеса Москвы в контексте вступления России в ВТО

Вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию закрепляет вступление Российской экономики в глобальную конкуренцию.

Насколько малые производственные и инновационные предприятия готовы к усилению конкурентной борьбы? Ответ неоднозначен. Многие московские инновационные МП уже успешно работают на внешних рынках. Основой их конкурентоспособности являются инновационные научно – технологические решения, Ноу-Хау, воплощаемые в продукцию. Безусловно, необходимо обеспечить увеличение количества таких малых предприятий за счет внедрения эффективных механизмов трансфера технологий. Необходимо помочь инноваторам защитить свои Ноу – Хау через поддержку патентования и дальнейшую защиту патентов. Кроме того, для инновационных малых предприятий необходимо обеспечить условия, необходимые для эффективной работы - наладить цепочку взаимодействия между поставщиками инноваций и реальным производством, обеспечить поддержку сертификации, маркетинговую поддержку. Необходимо развивать механизмы венчурного финансирования и привлечения частных инвесторов – «Бизнес – ангелов». Необходимо развивать сети технопарков и инновационных центров.

Для производственных малых предприятий, в том числе – субконтрактных предприятий, успешно работающих на привычных российских рынках и до сих пор не вступавших в жесткую конкуренцию с зарубежными поставщиками, вопрос стоит острее. Помимо того, что этим малым предприятиям предстоит конкуренция с зарубежными субконтракторами, располагающими значительным опытом, высоким уровнем подготовки, дешевыми и доступными финансовыми ресурсами, очевидно возникнет дополнительная угроза: традиционные российские потребители субконтрактной продукции – комплектующих – крупные предприятия - в своей массе также ориентированы на низкий уровень конкуренции. Готовность и возможности для того, чтобы перестроить свою работу в соответствии с современными требованиями рынка, у многих крупных предприятий не велики. То есть, малые производственные субконтрактные предприятия – поставщики комплектующих либо смогут перестроиться на работу с зарубежными сборочными производствами, либо исчезнут вместе со своими традиционными потребителями.

Для того, чтобы производственные малые предприятия могли успешно осуществлять свою деятельность, необходимо с помощью мер государственной поддержки и с применением уже используемых механизмов, способствовать устранению проблем, которые распределены по всем аспектам производственной деятельности:

  • На производствах не хватает квалифицированного персонала – от рабочих до управленцев.
  • Не хватает доступных и подготовленных производственных помещений для вновь создаваемых малых и средних производственных предприятий. Проблему могли бы в значительной степени решить промышленные парки, создаваемые на базе крупных предприятий в ходе реструктуризации.
  • Уровень применяемых технологий, оборудование в большинстве случаев не соответствуют уровню и возможностям потенциальных конкурентов; модернизация оборудования не решает вопроса с учетом даже среднесрочной перспективы. Малому производственному бизнесу необходима поддержка технико-технологического перевооружения. Необходимы доступные финансовые ресурсы для долгосрочных инвестиций.
  • Уровень менеджмента на производственных малых предприятиях пока в большинстве случаев не позволяет говорить о возможности участия в конкурентной борьбе. Необходима поддержка перехода малых производственных предприятий к международным стандартам менеджмента и сертификации. В Москве уже действует механизм поддержки по этому направлению – малым предприятиям предоставляются субсидии - компенсация части документально подтвержденных затрат субъекта малого предпринимательства на внедрение ИСО и сертификацию. Субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и средств бюджета города Москвы в составе Комплексной целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства в городе Москве. В рамках стартовавшего в 2006 году пилотного проекта первые малые предприятия уже получили деньги. В этом году открыт Конкурсный отбор малых предприятий, действует служба организационно- методической поддержки в Межрегиональном центре промышленной субонтрактации и партнерства. Малые предприятия, заинтересованные в расширении своих рынков, заинтересованные в том, чтобы выжить в условиях обостряющейся конкуренции могут получить профессиональную поддержку на любой стадии внедрения международных стандартов и подготовки к сертификации. А получив сертификат соответствия международному стандарту, малые предприятия вправе претендовать на компенсацию до 50 процентов затраченных средств (но в пределах лимитной суммы). При этом малому предприятию будут подробно разъяснены все условия участия в Конкурсном отборе и будет предоставлена бесплатная помощь в подготовке комплекта документов конкурсной заявки.
  • Уровень маркетинга на малых предприятиях не позволяет самостоятельно определить ни масштабы и тенденции рынка, ни осуществить эффективное позиционирование и планирование. В особенности это относится именно к рынку производственно- технологических услуг, где разброс цен на выполнение сходных операций на территории одного субъекта федерации может различаться не на проценты, а в разы, что подтверждает недавно проведенный межрегиональный мониторинг.
  • Уровень дизайна и эргономики продукции малых предприятий в подавляющем большинстве отстает от мировых тенденций.
  • Финансирование кооперационных цепочек постепенно развивается, но пока доступность и цена краткосрочных финансовых ресурсов для малых предприятий не идет в сравнение с возможностями зарубежных производственников. Для выравнивания возможностей малых предприятий по пополнению оборотных средств в Москве создан и действует гарантийный фонд.

Формы и механизмы поддержки, обеспечивающие защиту интересов и развитие производственного и инновационного малого бизнеса в контексте вступления России в ВТО

Вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию закрепляет отказ от протекционистских мер и переход к участию в глобальных рынках и повышению уровня конкурентной борьбы, что влечет за собой необходимость:

1. Улучшения условий ведения бизнеса для малых и средних предприятий – эти условия должны быть доведены как минимум до уровня развитых стран:

  • упрощение процедуры регистрации для малых предприятий;
  • защита прав инвестора и постепенное развитие фондового рынка для малого и среднего бизнеса;
  • поддержка прохождения малыми предприятиями всех необходимых разрешительных процедур и согласований – развитие аутсорсинга услуг;
  • снижение уровня «административных барьеров»;
  • постоянное взаимодействие с органами законодательной власти на предмет выявления возможностей для улучшения предпринимательской деятельности и, как минимум, ее неухудшения;
  • обеспечение малых предприятий всеми востребованными видами инфраструктурной поддержки;
  • обеспечение доступа субъектов МП к финансовым ресурсам.

2. Реализация специализированных программ, обеспечивающих опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и групп предприятий.

Учитывая территориальные различия и тенденции к концентрации производства, решением могут стать кластерные проекты, обеспечивающие взаимодействие малого и крупного производственного и инновационного бизнеса, организаций науки и инфраструктуры.


М.М.Вышегородцев,
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента
поддержки и развития малого
предпринимательства города Москвы

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости