Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Тезисы доклада на методическом совещании в Минпроэнерго РФ на тему: «Учет требований по безопасности, предусмотренных системой технического регулирования в строительной сфере, при разработке технических регламентов в смежных областях»

Вынесенная на данное методическое совещание тема предполагает, что уже предварительно четко определены понятия «система технического регулирования в строительной сфере» и что такое «смежные со строительной сферой отрасли».

Поскольку сегодня таких четких и однозначных определений не существует, целесообразно, на наш взгляд, прежде всего разобраться по существу данных вопросов. Тогда влияние требований безопасности, установленных в строительной сфере, на смежные отрасли можно будет без труда определить.

  1. Так что же такое «строительная сфера»?

    Есть понятие «строительная отрасль», включающая многообразные виды строительства: промышленное, гражданское, жилищное, сельскохозяйственное, строительство мостов и путепроводов, дорог и аэродромов, гидротехнических сооружений, подводных, высотных и иных специальных объектов; каждый из этих видов строительства имеет свою специфику не только по технологии возведения, но и по безопасности введенных в эксплуатацию зданий и сооружений.

    Не случайно многие из этих видов строительной деятельности были учтены в «Программах разработки технических регламентов на 2004-2006 и 2006-2008 годы», утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, где определены соответствующие общие и специальные технические регламенты.

    Продукцией всех видов строительной деятельности являются законченные строительством и введенные в эксплуатацию здания и сооружения, которые должны быть безопасны для жизни и здоровья граждан, их имущества, а также для жизни и здоровья животных и растений.

    И эта их безопасность складывается из трех составляющих:

    1) – соблюдения установленных требований безопасности при проектировании объектов строительства – зданий и сооружений, что является обязанностью проектных организаций, осуществляющих как общестроительное проектирование, так и специализированных, и конкретной ответственностью главных инженеров проектов (ГИПов), назначаемых на каждое проектируемое здание или сооружение согласно сложившейся практике проектирования объектов для строительства.

    2) - соблюдения установленных требований безопасности при возведении запроектированных зданий и сооружений, т.е. в процессе строительства (производства строительных и монтажных работ), что является обязанностью строительных и специализированных организаций, участвующий в возведении конкретного строительного объекта, а также проектировщиков, а конкретно ГИПов, осуществляющих авторский надзор за строительством.

    Здесь немаловажное значение имеет неукоснительное соблюдение требований проекта и строительных норм и правил (СНиП) при производстве строительно-монтажных работ, а также применение безопасных строительных материалов и изделий.

    3) – соблюдение установленных требований безопасности при эксплуатации построенныхх и введенных в эксплуатацию зданий и сооружений, что является ответственностью их эксплуатантов.

    Все эти требования безопасности должны быть сконцентрированы в едином техническом регламенте, под наименованием: «О безопасности зданий и сооружений».

    Именно разработка такого регламента предусмотрена проектом Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», который в настоящее время находится в стадии рассмотрения. Он входит в перечень первоочередных технических регламентов (всего их 17), которые должны быть приняты до 1 января 2010 года.

    Но строительная сфера - это не только проектирование и возведение зданий и сооружений, а затем грамотная их эксплуатация. Строительная сфера включает в себя также строительную индустрию, - производство строительных материалов, изделий и конструкций для строительства и эксплуатационных нужд, где по сложившейся практике выделяются две группы предприятий:

    1) предприятия по производству материальных ресурсов – строительных материалов как непосредственно для строительства (цемент, кирпич, щебень, песок, гравий и др.), так и двойного или многоцелевого использования, включая строительство (металлы, лаки, краски, утеплители и др.). При производстве этих металлов должны соблюдаться установленные требования промышленной безопасности, а также обеспечиваться требования безопасности к отдельным характеристикам (свойствам) продукции (такие как прочность, теплопроводность, воздухопроницаемость, геометрические, параметры и т.д.) которые должны содержаться как в технических регламентах, так и в нормативной документации на их производство (ГОСТы, СТО, технические условия).

    Соблюдение этих требований при производстве является обязанностью предприятий изготовителей.

    2) предприятия строительной индустрии, производящие изделия и конструкции только для строительства. Раньше эти предприятия входили в систему строительных трестов, объединений, главков и т.д., сегодня – самостоятельные акционерные или открытые общества.

    При производстве изделий и конструкций на предприятиях стройиндустрии должны соблюдаться установленные требования промышленной безопасности, а также требования безопасности к отдельным характеристикам (свойствам) строительных изделий и конструкций, - по аналогии со строительными материалами; ответственность за соблюдением этих требований безопасности лежит на предприятиях, производящих строительные изделия и конструкций. Надо сказать, что в современных рыночных условиях хозяйствования грани между этими двумя группами предприятий постепенно стираются.

    Все требования безопасности к строительным материалам и изделиям, независимо от места их производства, должны содержаться в едином техническом регламенте под наименованием: «О безопасности строительных материалов и изделий», который уже разрабатывается.

    Особенность данного регламента состоит в том, что наряду с требованиями безопасности к характеристикам (свойствам) продукции, в нем должны быть установлены требования безопасности на стадиях ее жизненного цикла, таких как перевозка, складирование и хранение, реализация, использование и утилизация. На этих стадиях так же могут возникнуть конкретные опасности для жизни и здоровья людей, животных и растений, сохранности имущества, окружающей среды.

    Кроме того, должна быть предусмотрено предупреждение действий вводящих в заблуждение приобретателей.

    Технический регламент именно под таким наименованием предусмотрен в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», где он входит в число 17-ти первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 года.

    Таким образом, требования безопасности в строительной сфере должны устанавливать 2 технических регламента: «О безопасности строительных материалов и изделий», и «О безопасности зданий и сооружений», причем второй технический регламент должен разрабатываться с учетом требований, содержащихся в первом.

    Но поскольку сферы применения каждого из этих регламентов очень широки (большое разнообразие различных строительных материалов и изделий, используемых в строительстве; большое разнообразие видов строительства и эксплуатируемых зданий и сооружений) то, на наш взгляд, эти регламенты должны носить макроотраслевой характер, т.е. в них должны быть предусмотрены требования, распространяющиеся на все виды строительных материалов и изделий, на все виды строительства и построенных зданий и сооружений.

    Понятно, что отдельные специфические требования безопасности, относящиеся к конкретным строительным материалам, либо зданиям и сооружениям, эти регламенты могут не содержать.

    Поэтому, на наш взгляд, целесообразно разработка дополнительных технических регламентов на отдельные виды строительных материалов и изделий, виды строительства, типы зданий и сооружений. Их перечень надо первоначально определить, а затем периодически дополнять.

    При этом два основополагающих регламента (макроотраслевых) должны быть введены в действие как федеральные законы, а дополнительные - постановлениями Правительства РФ.

    Кстати, такая возможность предусмотрена проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

    По такому принципу, на наш взгляд, должна быть построена система технического регулирования в строительной сфере, а может быть и в других сферах экономики России.

  2. Что касается учета требований по безопасности, содержащихся в системе технического регулирования в строительной сфере, при разработке технических регламентов в смежных отраслях, то по данному вопросу нужно сказать следующее.

    Смежными со строительной сферой отраслями можно считать, видимо, отрасли, создающие продукцию более широкого назначения, которая одновременно может использоваться и в строительстве (например, металлы, изделия деревообработки, продукция химической промышленности, некоторые полимерные строительные материалы и др.). Таких видов продукции только в регламенте «О безопасности строительных материалов и изделий», который с декабря 2005 года по договору с Минэнерго РФ разрабатывает Белгородский государственный технологический университет им. В Г. Шухова, учтено 7.

    Другими смежными отраслями, где надо учитывать требования безопасности, установленные в строительной сфере, являются отрасли, где безопасность функционирования либо эксплуатации технических систем (здания, сооружения, машины, установки, оборудование, приборы и т.п.) зависит также и от характеристик (свойств) используемых при их возведении, или изготовлении различных материалов и изделий, предназначенных для применения в строительстве.

    Это такие виды безопасности как механическая (прочностные характеристики, устойчивость), пожарная, взрывобезопасность, радиационная, биологическая и химическая безопасность.

    Требования безопасности, установленные в строительной сфере, безусловно надо учитывать, когда речь идет об экологической деятельности, о требованиях безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарно-санитарного и фитосанитарного благополучия на территории Российской Федерации.

    Этот вопрос в каждом отдельном случае, на наш взгляд, должен рассматриваться применительно к конкретному виду технического регламента, а также видам безопасности, обеспечиваемым данным регламентом.

    В заключение хотелось бы сказать, что рассматриваемый на данном методическом совещании вопрос является, на наш взгляд несколько преждевременным. Целесообразней было бы его рассмотреть и обсудить после опубликования Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» в его уже окончательной редакции, подписанной Президентом РФ. Тогда можно было бы более конкретно и предметно излагать соображения по существу рассматриваемого вопроса.