Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Сравнительный анализ систем и инструментов поддержки малого предпринимательства в пяти странах

Файлы

Нижний Новгород, 2006

Авторы: Проект "Экономическое оздоровление и создание рабочих мест" в рамках программы партнерства между DFID и Правительством Нижегородской области; Х.Версхоор, А.Земко


Аннотация

В отчете представлен анализ ситуации с развитием предпринимательства в Чехии, Венгрии, Польше, Хорватии и Китае с целью возможного применения результатов исследования при разработке программ и инструментов поддержка в Росси, в частности, в Нижегородской области. По каждой и названных стран были описаны основные барьеры на пути развития малого бизнеса, программы по развитию малого бизнеса на национальных, региональных и местных уровнях; организации, отвечающие за поддержку малого бизнеса, вопросы финансирования программ и структур поддержки, а также инструменты развития и мероприятия по оказанию поддержки малого предпринимательству.


Содержание
  1. Введение

    1.1. Общая информация

    1.2. Специфика малого предпринимательства

  2. Анализ стран

    2.1. Чешская Республика

    2.2. Польша

    2.3. Венгрия

    2.4. Китай

    2.5. Хорватия

    Приложение 1


1. Введение

1.1. Общая информация

Данный отчет представляет собой результаты исследования, проведенного в рамках миссии в августе 2004 г. предметом исследования явилось описание программ и инструментов поддержки малого бизнеса в 5 странах, 3 из которых стали недавно членами Евросоюза (Чехия, Венгрия и Польша). Другие две страны это Хорватия и Китай.

В начале миссии была проведена встреча с представителями инфраструктуры поддержки предпринимательства Нижегородской области, возглавляемыми директором Фонда поддержки малого предпринимательства Нижегородской области г-ном А.В. Летяниным.

В ходе встречи консультанты проекта прояснили некоторые вопросы относительно формата проведения сравнительного анализа, который затем был одобрен Нижегородской стороной и принят в качестве отправной точки для организации исследований и предоставления информации по 5 странам.

В связи с тем, что Нижегородской стороне хотелось получить информацию по периоду, предшествующему подготовке к вступлению и самому вступлению в ЕС, были также уточнены временные рамки, покрываемые исследованием, относительно 3 стран-кандидатов в ЕС, поскольку этот период является более релевантным для сравнения с ситуацией в России и для создания и реализации программ по поддержке малого бизнеса в Нижегородской области.

Данный обзор базировался на исследованиях малого предпринимательства и результатов миссий консультантов, проведенных компанией ECORYS (Нидерланды) во всех 5 странах в период, выбранный для исследования. Кроме этого, было проведено Интернет-исследование, с целью включения в обзор информации и материалов, собранных другими организациями, например, международными и национальными правительственными учреждениями или частными консультантами и исследователями.

Обзор представлен таким образом, что он позволяет читателю:

  • Быстро получить информацию о результатах в сжатом виде;
  • Провести сравнение между странами;
  • Провести сравнение с ситуацией в России;
  • Получить информацию о деталях и исходных ситуациях.

1.2 Специфика малого предпринимательства

Выбор 5 стран для проведения исследования был обусловлен необходимостью понять механизм реализации и происхождение программ и инструментов поддержки малого бизнеса и возможностью применения результатов исследования при разработке программ и инструментов поддержки в России. Применение опыта возможно только в том случае, если ситуация в странах, выбранных для анализа, соответствует ситуации в России. В данном случае страны были выбраны именно по этому принципу, как показывают следующие 2 таблицы.

Все отобранные страны находятся в периоде перехода от плановой экономики к рыночной (как и Россия). Сектор малого бизнеса в этих странах значительно отличается от развитых стран

Малый бизнес в экономике развитых стран Малый бизнес в Чехии, Венгрии, Польше, Хорватии, Китае и России
  • Существует на протяжении многих лет, иногда целых поколений, и являются двигателем экономики;
  • Большинство предприятий имеют узкую направленность, доступ к рынкам и историю прошлой деятельности;
  • Существуют хорошо функционирующие структуры поддержки и финансовые схемы;
  • Нужна высококвалифицированная поддержка в развитии информационно-коммуникационных технологий, большая конкурентоспособность и выход на международные рынки.
    1. Существуют недавно, но не имеют или имеют очень ограниченную историю прошлой деятельности, делают первые шаги в рыночной экономике;
    2. Большинство предприятий имеют широкий спектр деятельности с целью нахождения клиентов и рыночных ниш;
    3. Структуры поддержки недавно созданы, а потому слабые, схемы финансирования недостаточно развиты;
    4. Нуждаются в базовой поддержке на этапе создания, включая финансирование, выход на местные рынки и обучение.

    Есть сходство в позиции сектора малого бизнеса в экономике этих стран

    Ниже показаны некоторые общие характеристики развития сектора МСП на конец 2001 г.

    . Чехия Венгрия Польша Хорватия Китай
    Для частного сектора в экономике [%] 80 80 70 60 24
    Доля сектора МСП в ВВП [%] 34 57 65 60 69
    Занятость в секторе МПС в % от общей занятости населения 56 52 65 60 69
    Валовый доход на душу населения в долларах США 4797 4552 4108 4279 3535
    Индекс развития МСП [%] 0,152 0,237 0,180 0,223 --
    [USD на душу населения] 730 1079 770 916 --

    Есть сходство в проблемах, с которыми сталкиваются малые предприятия 5 стран (и России), например:

    • Недостаток финансирования
    • Низкий уровень квалификации предпринимателей и недостаток опыта деятельности
    • Недостаточно развитый сектор услуг для бизнеса, включая бизнес-информацию
    • Административные барьеры, препятствующие созданию и поддержке малых предприятий

    Выводы

    Успешное развитие сектора малого предпринимательства в рассмотренных странах (а также в России) требует интеграции мероприятий по поддержке на следующих трех уровнях:

    1. Стратегический уровень (создание программ)
    2. Организационный уровень (поддержка организаций)
    3. Микроуровень (поддержка отдельных предпринимателей и малых предприятий).

    Стратегический уровень (иерархический уровень 1)

    Задача:

    Создание благоприятной среды для создания и роста малых предприятий путем осуществления ряда мер, в частности, разработки программ и инструментов поддержки малого предпринимательства, улучшения доступа МСП к технологическим и финансовым ресурсам и привлечение инвестиций в сектор малого бизнеса.

    Исполнители:

    Законодательная власть и правительственные учреждения, в задачи которых входит планирование и осуществление программ по развитию предпринимательства

    Организационный уровень (иерархический уровень 2)

    Задача:

    Создание и совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (независимые структуры и механизмы) путем предоставления качественных услуг, включая поддержку по созданию бизнеса и информационную поддержку, введение системы одного окна, разработку бизнес-планов, подбор партнеров по бизнесу и предоставление маркетинговой информации, предоставления доступа к финансовым ресурсам и кредитным гарантиям, создания бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, развития рыночного мышления, поддержки инноваций и стимулирования сотрудничества между малыми предприятиями, предоставления консультаций по созданию систем управления качеством и т.д.

    Исполнители:

    Государственные и частные компании и организации, торговые палаты, некоммерческие организации, профессиональные и социальные ассоциации, учебные учреждения, комитеты по развитию, банки.

    Уровень предприятия (иерархический уровень 3)

    Задача:

    развитие и поддержка малого предпринимательства путем развития предпринимательских и управленческих навыков, предоставления прямых консалтинговых услуг, создания промышленных зон и бизнес центров, продвижения системы качества и выхода МСП на международные рынки, предоставления возможностей тестирования и сертификации продукции, усиливать информированность о защите прав потребителей и т.д.

    Исполнители:

    Малые и средние предприятия, предприниматели, университеты, органы сертификации, организации по защите прав потребителей, консалтинговые компании, бизнес-ассоциации и объединения.

    Честная конвертация участникам ВЭД
    ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
    БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
    Учебник "Национальная экономика"

    Поделиться

    Подписаться на новости