Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Малое предпринимательство в Калужской области. Итоги деятельности в 2004 году

Файлы

По данным Калужского областного комитета государственной статистики в области в настоящее время действует 6,3 тыс. малых предприятий, 2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и более 55 тысяч предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В сфере малого предпринимательства занято более 120 тысяч человек.

 

Распределение малых предприятий по отраслям экономики остается стабильным в течение последних пяти лет. Треть всех малых предприятий – работают в торговле и общественном питании. Значительна доля предприятий промышленности и строительства – они составляли более 35 % всех малых предприятий.

 

Промышленность в области представлена 1,2 тыс. малых предприятий. Внутреннее распределение по подотраслям очень широко: от электроэнергетики до стекольной и фарфоро - фаянсовой промышленности. В большей степени – это машиностроение и металлообработка (363 малых предприятия), пищевая промышленность (180 малых предприятий), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (168 малых предприятий).

В 2004 году малыми предприятиями выпуск товаров и услуг по всем видам деятельности в фактических ценах оценивается в 16,2 млрд. рублей (см. диаграмму).

 

Выручка на малых предприятиях от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) оцениваются в 36,3 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал малых предприятий – 0,9 млрд. рублей. Прибыль, полученная на малых предприятиях, – 1,5 млрд. рублей. Размер средней заработной платы на малых предприятиях составил 4,4 тыс. рублей. В 2005 году рост финансовых результатов деятельности малых предприятий составит не менее 15-25% к уровню 2004 года.

Комплексный анализ состояния малого предпринимательства в Российской Федерации проводится по общероссийским показателям:

  • число малых предприятий в расчете на 100 000 жителей,
  • доля работников малых предприятий среди общего количества занятых в экономике;
  • производительность труда на малых предприятиях (объемы выпущенных товаров и оказанных услуг в расчете на 1 жителя области),
  • инвестиционная активность малых предприятий (объемы средств, инвестированные в основной капитал в расчете на 1 жителя области).

На основе данных, приводимых в исследованиях Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Калужская область устойчиво занимает место в группе областей с высоким уровнем развития малого предпринимательства. Среди субъектов Российской Федерации Калужская область занимает в зависимости от показателя места в первой двадцатке. Среди областей, входящих в центральный федеральный округ – третье, после г. Москвы и Московской области.

Поскольку показатели развития малых предприятий в Калужской области опережают общероссийские, ожидается, что по итогам 2004 г. область упрочит свои позиции. Основным фактором повышения послужил рост производительности труда на малых предприятиях и инвестиционная активность.

Благоприятные условия налогообложения субъектов малого предпринимательства в области также послужили фактором развития. По объему налогового бремени при уплате единых налогов по упрощенной системе налогообложения и на вмененный доход среди 88 субъектов РФ область находится на 64 и 52 местах соответственно.

В 2005-2007 годах развитие малых предприятий в области прогнозируется с ростом всех основных показателей деятельности (численности малых предприятий, среднесписочной численности работников предприятий, объемов выпуска товаров и услуг). Рост показателей ожидается как в целом по области, так и в большинстве муниципальных образований области*. Наиболее интенсивно объемы производства будут увеличиваться в муниципальных образованиях “город Калуга" и “город Обнинск", в которых сконцентрировано 77% всех действующих малых предприятий области и 67% занятых в предпринимательстве. Доля продукции, производимая калужскими и обнинскими малыми предприятиями среди всех малых предприятий области, ежегодно возрастает начиная с 2001 года в среднем на 2,9% и в настоящее время составляет 77%.

Начиная с 2000 года, в области проводится ежеквартальный мониторинг состояния малого предпринимательства в муниципальных образованиях. В 2004-2007 годах увеличение числа малых предприятий, занятых в предпринимательстве и объемов выпускаемой ими продукции ожидается в большинстве муниципальных образований области. Наиболее интенсивно объемы производства увеличиваются в муниципальных образованиях “город Калуга" и “город Обнинск", в которых сконцентрировано 77% всех действующих малых предприятий области и 67% занятых в предпринимательстве. Доля продукции, производимая калужскими и обнинскими малыми предприятиями среди всех малых предприятий области, ежегодно возрастает, начиная с 2001 года в среднем на 2,9% и в настоящее время составляет 77%. В 9 муниципальных образованиях области приняты муниципальные программы развития малого предпринимательства, ещё в 18 программы начнут действовать с 2005 года.

При всех положительных тенденциях развития малого предпринимательства за последние пять лет как в целом по России, так и по области, темпы развития оцениваются как недостаточно высокие. Анализ развития малых предприятий, проводимый в форме мониторинга в течение пяти лет (с 2000 по 2004 гг.), позволяет систематизировать по группам проблемы, сдерживающие развитие субъектов малого предпринимательства.

Во-первых, организационные проблемы: регистрация, юридическое оформление и открытие счета в банке, налаживание связей с поставщиками сырья и проблемы со сбытом продукции, отсутствие инфраструктуры по оказанию услуг малым предприятиям в ряде муниципальных образований.

Во-вторых, имущественно – финансовые проблемы: обеспечение помещениями, оборудованием, персоналом, формирование стартового капитала, отсутствие залога для получения кредитов, неразвитость системы лизинга оборудования.

В третьих, проблемы безопасности осуществления деятельности: влияние криминальных структур, налаживание отношений с местными органами власти, контролирующими органами.

В четвертых, нестабильность законодательного обеспечения предпринимательской деятельности: изменение условий налогового обложения, введение и упразднение отдельных налогов и сборов, введение изменяемых условий применения СМП налоговых систем.

Правительством области намечены основные направления государственной поддержки малого предпринимательства. Все они сконцентрированы в четвертой областной целевой программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства. В первую очередь, это обеспечение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, развитие различных систем кредитования предпринимательства: лизинг, венчурное кредитование.

Министерством промышленности, науки и малого предпринимательства области уже реализуются некоторые из них. Разработаны и одобрены к исполнению нормативные акты, которые позволят субъектам малого предпринимательства получить государственные гарантии при получении кредитов в банках области, компенсировать процентную часть кредитов или затрат лизинга.


Государственная поддержка малого предпринимательства

Государственная политика в сфере малого предпринимательства в области в рамках полномочий осуществляется органами как исполнительной, так и законодательной власти области и муниципальных образований на основании действующих федеральных, областных и муниципальных правовых актов.

Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в Калужской области постановлением Правительства области определено министерство промышленности, науки и малого предпринимательства области.

В Калужской области приняты и действуют законы “О государственной поддержке малого предпринимательства в Калужской области", “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", “О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области", ряд постановлений правительства области и Губернатора области.

Направления и формы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в области определены областной целевой программе “Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2004-2006 годы".


Совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей дальнейшему развитию малого предпринимательства в Калужской области

Постоянно проводимой работой в сфере поддержки и развития малого предпринимательства является анализ действующих федеральных и областных нормативных актов, разработка предложений и замечаний к проектам нормативных актов. Ежегодно в области разрабатывается более ста нормативных актов, в той или иной степени регулирующих предпринимательскую деятельность.

Наиболее значимыми стали законы Калужской области “О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (№ 155-ОЗ от 26.11.2002), “О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Калужской области" (№ 134-ОЗ от 04.07.2002), “О закупках и поставках продукции для государственных нужд Калужской области" (№ 99-ОЗ от 01.02.2002). Значительная совместная работа проводится органами законодательной и исполнительной власти области в рамках приведения областного законодательства в соответствие федеральному.


Кредитование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства,
оказание лизинговых услуг, формирование гарантийного (страхового) фонда
при Государственном фонде поддержки малого предпринимательства Калужской области

Формы и размеры государственной финансовой поддержки предпринимателей определяются ежегодно Законом Калужской области об областном бюджете и распределяются по направлениям в соответствии с областной целевой программой государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Калужской области. Более 80% средств направляются на финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства. Кредитование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства осуществляется Государственным фондом малого предпринимательства области на условиях возвратности, платности, срочности и целевого использования.

За 2001-2004 годы Государственным фондом поддержки малого предпринимательства области предоставлено более двухсот займов субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных сферах экономики: наукоемкиие производства, лесоперерабатывающая и сельскохозяйственная промышленность, швейная и пищевая промышленности. Общий объем поддержки составил более 50 млрд. руб.


Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в области

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства осуществляется как посредством активизации уже действующих организаций, так и созданием новых.

В соответствии с постановлением Губернатора области от 17 декабря 2002 г. № 807 в области действует Совет по малому предпринимательству при Губернаторе области. Совет осуществляет взаимодействие органов исполнительной власти и широкого круга предпринимателей, консолидацию их интересов, вырабатывает предложения по основным направлениям экономической политики региона в сфере малого предпринимательства.

В рамках снижения и устранения административных препятствий, мешающих развитию малого предпринимательства, при участии сотрудников отдела малого предпринимательства создана межведомственная комиссия по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства при Главном федеральном инспекторе по Калужской области управления аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе.

Созданы межмуниципальные центры поддержки предпринимательства в г. Калуга, Обнинск, Малоярославец, Кондрово, Сухиничи, Людиново, Киров.


Поддержка участия малых предприятий в выставках, организация круглых столов,
научно-практических конференций, пресс-конференций

Поддержка субъектов малого предпринимательства, принимающих участие в региональных и областных выставках и ярмарках осуществлялась совместными действиями органами исполнительной и законодательной власти области, территориальных органов федеральных органов власти, коммерческих организаций и учреждений.

Областными целевыми программами предусматривается финансирование целого ряда мер в целях расширения тематики и круга участников выставок, в т.ч. субъектов малого предпринимательства, расширения рынков сбыта их продукции повышения эффективности проведения. Ежегодно в области проводится не менее двадцати выставок – ярмарок. Среди них необходимо выделить ежегодную общероссийскую международную выставку “Дни малого и среднего бизнеса на ВВЦ", на которой в 2004 году девятнадцать калужан – участников выставки были награждены дипломами оргкомитета.


Создание условий для инвестиционной привлекательности
Калужской области в сфере малого предпринимательства

В области созданы условия развития производственной и инновационной деятельности малых предприятий, роста предпринимательства, увеличения объемов выпускаемой конкурентоспособной продукции, что способствует превращению Калужской области в регион, благоприятный для развития предпринимательства и привлекательный для инвестиций.

В Калужской области сложилась система законодательного обеспечения инвестиционной деятельности, которая предусматривает льготное налогообложение инвестиционной деятельности в части платежей, зачисляемых в областной бюджет; предоставление налогового кредита, гарантий Правительства области и др.

Правовую базу для совершенствования инвестиционной деятельности создали ряд муниципальных образований области. Для координации государственной инвестиционной политики в области функционируют инвестиционный совет при Губернаторе области, Агентство Регионального Развития.

Несмотря на изменения, происходящие с законодательным обеспечением предпринимательской деятельности на федеральном уровне, основная часть малых предприятий сохранила свою активность, а отдельным из них удалось усилить влияние на товарных рынках.

Примером успешно действующих малых предприятий в области можно привести такие фирмы как “Лес" (переработка леса и производство строительных материалов), “Промприбор" (внедрение теплосчётчиков для энергосберегающих технологий).

На рынке продуктов питания успешно работают Азаровский мясоперерабатывающий комбинат, хлебопекаренное предприятие “Малпек", фермерское хозяйство “Нил".

С целью развития экономики и активизации инвестиционной деятельности в области действует льготный режим налогообложения для предприятий, привлекающих инвестиции, осуществляющих техническое перевооружение и реконструкцию производства.

Законами Калужской области для организаций, которые осуществляют инвестиционную деятельность, предусматриваются льготы по налогам на прибыль и имущество, по земельному налогу.

Для организаций, которые осуществляют инвестиции без оформления инвестиционного проекта предусмотрена льгота по налогу на имущество предприятий.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Калужской области будет продолжена политика по созданию благоприятных экономических условий для стимулирования инвестиционной активности.

Помимо предоставления налоговых льгот оказание государственной поддержки хозяйствующим субъектам, может осуществляться в следующих формах:

  • выделение бюджетных средств на возвратной основе в виде бюджетных кредитов;
  • предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Основной объем иностранных инвестиций был направлен в лесную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную промышленность, пищевую промышленность.

 

Количество работников на малых предприятиях в Калужской области

 
Объемы выпуска товаров и услуг, оказываемых малыми предприятиями Калужской области

 

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости