Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Вопросы создания газовой биржи в России

Файлы

(Из материалов IV Ежегодного международного форума "ГАЗ РОССИИ 2006")


Положительные итоги по совершенствованию российского рынка газа, достигнутые за последние годы и в промышленности, и в органах государственного управления, позволяют более откровенно и объективно говорить и о его недостатках. В своем докладе я хотел бы отметить некоторые недостатки, которые характеризуют свободный сектор этого рынка.

Масштаб свободного сектора - это 95 миллиардов кубометров газа. Это больше объема потребления газа Германией. Эта цифра близка к потреблению газа Англией. Поэтому от того, как функционирует этот сектор, во многом складывается впечатление и о рынке газа России.

Основные недостатки свободного рынка газа:

  • крупнейший производитель газа ОАО "Газпром" не является полноценным участником свободного сектора; территориальная направленность свободного сектора;

  • отсутствие фактической конкуренции между продавцами, а также между потребителями (механизм доступа независимых ресурсов к транспортным мощностям близок к плановому распределению);

  • привязанность крупных производителей газа к местам добычи нефти и, соответственно, к этим же местам потребления (они могли бы продавать газ по свободным ценам по всей России, но получается так, что большую часть газа они продают по ценам ФСТ России в близлежащих регионах.

  • отсутствие механизмов определения реальной рыночной цены на газ и значительная привязанность свободной цены к цене ФСТ России.

Эти недостатки просматривались уже в 2001-м году, и поэтому когда вышло постановление № 1021 в первичной редакции, мы озвучили свое мнение о том, что оно не будет способствовать развитию свободного сектора рынка газа. Также мы заявили о том, что надо допустить крупные торговые организации к продаже газа независимых производителей. Раньше это было эксклюзивным правом самих производителей.

С 2000-го года объем добычи газа независимых производителей возрос на 60%, и определенную роль в этом сыграли не только сами независимые производители, но и их крупные трейдеры, в том числе как трейдер в эти годы выступал и ОАО "Газпром". В целом эта позиция помогла добиться быстрого роста объемов добычи газа, но она не способствовала тому, чтобы перечисленные недостатки решались. Поэтому уже в 2002-м году встал вопрос о необходимости поиска форм решения перечисленных выше проблем.

Одной из форм решения этих проблем может стать приближение медов регулирования цен ФСТ к характеру воздействия рынка на свободные ценны: оптимизация транспортного тарифа, ликвидация перекрестного субсидирования. Я думаю, это крупные и самые важные инструменты в решении этих задач. Но, учитывая наши возможности, мы начали разрабатывать новый инструмент - электронную торговлю газом.

Электронная торговля газом первоначально копировала простой аукцион, только не было молотка. Один продавец - десяток покупателей. В результате соперничества решался вопрос цены на газ. Эта простейшая программа функционировала три года. Несмотря на свою простоту, она позволила качественно решить задачи объединения биржевых технологий, Интернет-торговли и правил работы системы газоснабжения, что является весьма сложным и трудоемким процессом.

Однако достаточно быстро мы поняли, что этот, разработанный нами программный продукт, не может долгое время функционировать на рынке. Была создана специальная программа по изучению различных систем функционирования электронных торгов, как в нашей стране, так и за рубежом. На презентационных слайдах перечислен весь перечень изученных нами нормативных документов и систем функционирования. В этом списке и российские компании: РЖД, РАО "ЕЭС", ГТС; и иностранные компании.

Мы работали на весь рынок, и поэтому постоянно свою точку зрения сверяли с ведущими участниками этого рынка. В Российском газовом обществе была создана специальная Рабочая группа, которая изучала и совершенствовала правила поставки газа и возможности применения этих правил поставки газа с учетом электронной торговли. Также мы работали с Союзом независимых производителей газа, работали с НП "Координатор рынка газа" и другими экспертами.

На финишном этапе работы - в последние полгода, мы очень тесно работали с Минпромэнерго и с ФСТ России. Именно благодаря этой тесной работе и родился последний программный продукт системы торгов.

Если посмотреть этапы развития работы электронной площадки, то ее запуск осенью 2002-го года и работа до 2004-го года позволили продать два с половиной миллиарда кубометров газа. В 2005-м году мы закрыли площадку на реконструкцию, которая проводилась в течение третьего квартала, но в этот же момент наработанные технологии по маршрутизации поставок газа, по расчету его себестоимости были переданы на прямые договора. В этот период были освоены продажи приобретенного у независимых производителей газа по прямым договорам со свободными ценами в объеме 8,3 миллиарда куб. метров газа.

В 2006-м году мы перешли на прямую подготовку программного комплекса и всей системы для осуществления торгов по непрерывному двойному встречному аукциону. На слайдах перечисляются основные программные продукты, которые были созданы для запуска электронной торговой площадки в существующем варианте. Также была создана система маршрутизации, которая сегодня позволяет любому потребителю (4300 ГРС), по любому входному пункту в систему ОАО "Газпром", а их около 100, в течение минуты получить ответ о протяженности маршрута и рассчитать стоимость транспортировки. Без решения этой задачи невозможно было наладить эту торговлю.

Остановлюсь на основных принципах программного комплекса второго поколения. Если раньше мы покупали газ независимых производителей по свободным ценам в Уренгое, продавали его в этой же точке входов в ГТС покупателям России и выполняли функции продавца, то в настоящее время нашей главной функцией становится организация торгов. Мы сближаем, выводим на прямую покупателя и продавца газа, а сами только обеспечиваем их информацией и помогаем оформить документы на поставку газа и, соответственно, транспортировку.

Наша система торговли может работать в двух вариантах, используя связь через Интернет, и системы связи ООО "Межрегионгаз". В случае какого-либо сбоя, мы можем переходить из одной системы в другую. Конечно, решение этой задачи опиралось на весь технический потенциал, созданный ОАО "Газпром".

В процессе подготовки новых программных продуктов были решены две задачи. Возьмем такой вариант: есть балансовый пункт, есть, например, три поставщика газа. У каждого из поставщиков газа до балансового пункта разное расстояние, и это расстояние может колебаться от 0 до 300 километров. Сегодня каждые 100 километров транспортировки газа стоят 26 рублей. Таким образом, уже на входе - в балансовом пункте каждая добывающая компания имеет различные условия по стоимости газа. Но в балансовом пункте они работают в единой системе торгов, и разница стоимости газа, полученная в результате этой транспортировки, нивелируются в процессе торговли, покупатель о ней не знает, он платит по ценам торгов.

Различные потребители, покупая газ в балансовом пункте, тоже вынуждены его транспортировать в те или иные пункты на разные расстояния. Система Электронной торговой площадки позволяет, покупая газ в балансовом пункте по конкурентным ценам, тут же получать информацию о том, сколько он будет стоить вместе с транспортировкой. Таким образом, та форма перекрестного субсидирования, которой северные предприятия-потребители дотируют потребление газа югом, в этой системе исключена, и все платят за газ по себестоимости, то есть цену в балансовом пункте плюс транспортные затраты.

Существуют десятки вариантов движения газа от точки А до точки В. В предыдущей системе учета сначала транспортировали газ, а потом уже определяли, по какому варианту он шел, и выставляли, соответственно, индивидуальную цену по каждому из вариантов. Для электронной торговли такая система не подходила. И мы решили сделать так: взять длинный маршрут - определить, сколько по нему транспортируется газ, взять короткий маршрут и по нему уточняются цифры, далее выводится один среднестатистический маршрут. Исходя из него, и происходят расчеты покупателей и продавцов. Эта система позволила определять стоимость транспортировки уже в процессе торгов. То есть на 20 совершенных сделок, в течение двух часов дается ответ, сколько стоит транспорт по каждой из этих сделок.

Система торгов анонимная - покупатель не знает продавца.

Все эти разработки были защищены необходимыми документами Роспатента. Почти год назад в докладе министру топлива и энергетики РФ В.Христенко была представлена эта система, а с 22 ноября 2006 г. - началась торговля по ней.

В новой системе договор поставки газа заключают непосредственно независимый производитель с покупателем. Таким образом, основной финансовый поток идет напрямую.

Необходимо подчеркнуть, что создавая новый инструмент либерализации рынка, мы должны позаботится о компенсационных мерах по повышению надежности работы отрасли. Потому что сама площадка создает предпосылки для снижения дисциплины поддержания запасов резервного топлива. Если появляется возможность в любое время купить газ на месяц, на 10 дней, на сутки и так далее, то покупатель ресурса предпочтет не тратить деньги на резервное топливное хозяйство. Для отдельных регионов нашей страны это может обернуться трагедией. Поэтому мы считаем, что на государственном уровне должны быть решены два серьезнейших вопроса - установлены предельные нормы суточных поставок газа потребителям (в т. ч. в региональном разрезе), выше которых газовая отрасль не может нести ответственность за их устойчивую работу, и увеличение запасов резервных видов топлива. Чем больше потребляется газа, тем значительнее должны быть резервы альтернативных видов топлива, ведь потребитель не может резервировать газ.

О каких цифрах идет речь? Возьмем сравнение с прошлым годом. Если в январе 2005 года потребление газа в стране за месяц составило 12 миллиардов кубометров, то в январе и феврале 2006 года - оно превышало 15 миллиардов кубометров за месяц. Если учитывать, что 6 миллиардов кубометров были съедены за короткий период в 30 дней - 15 дней января и 15 дней февраля - это значит, что такой объем топлива должен дополнительно находиться в резерве в регионах России. Поэтому ОАО "Газпром" обратился в Минпромэнерго России с предложением по совершенствованию работы резервно-топливных хозяйств страны.

Конечно, электронная площадка - только первая ступенька создания системы биржевой торговли в России. Будущие опорные позиции биржевой торговли это:

  • биржа товарных фьючерсов (Газпром уже активно сотрудничает по ее созданию и имеет календарный план);

  • система учета рыночных цен;

  • юридически самостоятельная электронная площадка, которая должна обеспечить оперативные потребности газа всех потребителей. Эту программу мы согласовали в начале этого года и сейчас мы активно работаем над тем, чтобы уже в третьем квартале следующего года получить первые результаты.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости