Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Проблемы доступа к финансовым ресурсам

Ростов-на-Дону, 2006 год

По заказу министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей администрации Ростовской области, НП «РРАПП» было проведено исследование на тему: «Проблемы доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам» в десяти муниципальных образованиях, а именно: в городах – Ростове-на-Дону и Шахты, а также в Аксайском, Верхнедонском, Веселовском, Заветинском, Мясниковском, Ремонтненском, Родионово-Несветайском, Усть-Донецком районах Ростовской области.

Были проведены интервью и опросы руководителей и владельцев малых предприятий. Всего в исследовании приняло участие 1256 субъектов хозяйственной деятельности, из них 337 субъектов (29,2%) – юридические лица, 889 (70,7%) – не юридические лица (ИП, ЛПХ и др.).

Проведен опрос специалистов финансово-кредитных организаций, в котором приняли участие 26 представителей банков, в том числе региональных и филиалов Российских банков, действующих в территориях опроса.

Проведен опрос 45 руководителей и специалистов микрофинансовых организаций, из которых 10 действуют в организационно-правовой форме «Фонды», 35 – «Кооперативы».

В информационно-аналитических материалах использованы данные, полученные из опыта работы НП «РРАПП» по предоставлению краткосрочных займов субъектам малого предпринимательства, специалистов объектов инфраструктуры поддержки, анализа практики работы независимых консультантов по привлечению финансовых ресурсов, неформальных кредиторов, данных содержащихся в открытых источниках. Часть материалов была получена в ходе проведения исследования о проблемах и перспективах развития малого предпринимательства в Ростовской области.

Авторы выражают признательность всем предпринимателям, а также руководителям предприятий и организаций и их сотрудникам за активное участие в исследовании.

Более половины из числа опрошенных (57,5%) субъектов малого предпринимательства заняты в оптово-розничной торговле и общественном питании, 16,9% работают в сфере услуг. Крупную отраслевую группу опроса составляют занятые в сельском хозяйстве (25,7%), в промышленном производстве заняты 4,2% опрошенных, 4,6% осуществляют иные виды деятельности.

По принадлежности участников опроса к организационно-правовой форме осуществления предпринимательской деятельности выборка неоднородна. Так в г. Ростове-на-Дону, Аксайском, Верхнедонском районах более половины опрошенных зарегистрированы как юридические лица, тогда как в других территориях опроса (от 65% в Веселовском до 95% в Ремонтненском районах) – как не юридические лица, в основном работают в организационно-правовой форме ИП.

По субъективной оценке участников опроса, рыночная стоимость их бизнеса у 52,7% составляет до 0,5 млн. рублей, у 23,5% - до 1 млн. рублей, у 11,1% до 2 млн. рублей, у 12,8% - свыше 2 млн. рублей.

Многие участники опроса отмечают, что стабильная макроэкономическая ситуация, региональный экономический рост, повышение реальных доходов населения способствует развитию их бизнеса.

Так 34,8% участников опроса отметили улучшение своего финансового положения за последний год. Однако 45,8% опрошенных ответили, что их финансовое положение осталось без изменений, а у 19,4% участников опроса оно ухудшилось.

Отвечая на вопрос о рентабельности своего бизнеса, 67,5% участников опроса показали, что она находится в пределах 15%, у 27,4% - высокая – до 30%, сверхрентабельно (показатель выше 30%) организована деятельность у 5,2% опрошенных.

Оценивая свое финансовое положение и дальнейшие перспективы развития бизнеса, 78,7% опрошенных отметили острую необходимость в дополнительных финансовых ресурсах.

Полагаем, что задачу развития малого бизнеса региона необходимо решать, имея в виду минимизацию рисков ослабления динамики роста. Эти риски уже сейчас присутствуют и отмечаются участниками опроса. Так, по мере роста доходов, и население, и предприятия повышают требования к качеству товаров, работ и услуг. Увеличивается разрыв между требованиями потребителей и возможностями малых предприятий обеспечить эти требования. Малые предприятия сталкиваются с серьезными ограничениями со стороны производственной инфраструктуры, прежде всего, электроэнергетики, качественного водоснабжения, транспортной инфраструктуры. Растущий дефицит квалифицированных кадров в сочетании с абсолютным сокращением населения в трудоспособном возрасте становится дополнительным барьером развития.

Сохранение экономического роста возможно лишь при повышении конкурентоспособности, диверсификации региональной экономики, снятии инфраструктурных барьеров.

Диверсификация региональной экономики требует изменения экономической политики, создания условий для резкого оживления инновационных процессов, внедрения качественно новых форм предпринимательской активности с применением новых технологий и форм организации бизнес-процессов, агрессивным продвижением товаров на рынке. При нынешнем уровне инвестиционной активности, задача организации производства, основанного на передовых технологиях, удовлетворяющих растущие потребности потребителей, не может быть решена.

Проблема привлечения дополнительных финансовых ресурсов в малые предприятия области должна находиться в центре внимания не только владельцев и руководителей самих хозяйствующих субъектов, но и региональной, муниципальной власти.

В мае 2006 года руководитель МЭРТ Герман Греф оценил годовую потребность малого бизнеса РФ в финансовых ресурсах в один триллион рублей. Такая потребность диктует увеличение темпов кредитования малого бизнеса, прежде всего, банковского. Быстрый рост демонстрирует региональный рынок кредитов для малых предприятий. По экспертным оценкам, полученным из разных источников, объем кредитования региональной экономики в 2006 году превысит отметку в 100 миллиардов рублей. Значительную долю в кредитном портфеле получает бизнес, в том числе малый. Дать точную оценку доли малого бизнеса в кредитном портфеле, разделив его между потребительским кредитованием и собственно кредитованием малого бизнеса, достаточно сложно. Однако, по экспертным оценкам, значительная доля потребительских кредитов фактически используется для решения бизнес-целей.

На бытовом уровне наблюдается избыток денежных средств. Именно он определяет рост цен на недвижимость в городах, высокую потребительскую активность населения, инфляцию по отдельным группам товаров и услуг. Реализация комплекса мер, призванных сдерживать инфляционные процессы путем сокращения денежного предложения на рынке, свидетельствует о том, что денег в российской экономике слишком много. Однако, если финансовых ресурсов слишком много, цена на них в условиях рынка должна падать, а этого не происходит. Ставка рефинансирования ЦБ в течение 2006 года снизилась всего на 0,5% и сегодня составляет 11,5% - в два-три раза больше чем в развитых странах. При существующих темпах инфляции такая ставка кажется оправданной.

Однако, бизнес не чувствует избытка денег в экономике, бизнесу, в том числе малому, денег явно не хватает.

Таким образом, несмотря на ограниченность реальных механизмов регулирования финансовых потоков в регионе по сравнению с возможностями федерального уровня власти, необходимо стимулировать переток средств с потребительского и фондового рынков в сектор малого и среднего бизнеса.

В этой связи расширение форм прямой финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства из средств регионального бюджета, как по их количеству, так и по объемам финансирования, направленных, прежде всего в приоритетные сферы, является экономически обоснованным, своевременным и перспективным направлением, так как именно малый бизнес дает самые высокие экономические и бюджетные эффекты, демонстрирует опережающий рост производительности труда, обеспечивает быстрый оборот денежных средств.

Около 60% участников опроса уже имели опыт привлечения необходимых финансовых средств в банках и микрофинансовых организациях. Остальные участники опроса занимают необходимые средства у родственников и знакомых, а в Ремонтненском (25,0%), Верхнедонском (19%), Шахтах (13,3%) опрошенных пользуются средствами ростовщиков, тогда как в остальных районах этот показатель не превышает 5%.

Исходя из того, что более 2\3 опрошенных представляют сферу торговли, общественного питания и услуг, закономерно, что 61,9% предпринимателей нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах для целей пополнения оборотных средств. Однако, стоит отметить, увеличение заинтересованности в инвестиционных ресурсах у этой отраслевой группы. Так, для приобретения основных средств кредиты требуются 46,5 % предпринимателей. Что касается сроков, то более 85% субъектов малого предпринимательства, принявших участие в анкетировании, нуждаются в кредитах на срок свыше одного года.

В качестве основной причины, по которой не привлекались средства банков, 48,5% опрошенных назвали неприемлемые условия кредитования (высокие процентные ставки, жесткие требования к залогу), 23,1% заявляют об отсутствии информации о кредитных продуктах. Банкам необходимо усилить активность в части информирования предпринимателей, так как многие предприниматели элементарно «не дошли» до банковских отделений по причине отсутствия времени, наличия предыдущего негативного опыта в общении с банковскими структурами.

Большинство работающих в сфере торговли, особенно в отдаленных территориях, не пользуются банковскими услугами ни в каком виде, организуя работу «за наличный расчет». Соответственно, та информация, которая доступна в отделениях банков, для них является закрытой. Банкам необходимо размещать информацию в местах частого посещения предпринимателями (ИМНС, административные органы, местные печатные СМИ и пр.), возможно использовать адресную рассылку.

Основной проблемой, с которой сталкиваются субъекты малого предпринимательства, обратившиеся за кредитом в банк, это проблемы, так или иначе связанные с обеспечением кредита. Отсутствие залога (в среднем по районам исследования – 29% опрошенных), недостаточность залога – (46,6% опрошенных), отсутствие оформленных документов на залог – (18,8% опрошенных). Что касается последнего, то большинство субъектов малого предпринимательства отмечает трудности, возникающие при преодолении административных барьеров в процессе регистрации и оформления документов на те или иные виды собственности, способной выступить в качестве залога. Административные барьеры выражаются в длительности процессов оформления, непрозрачности процедур, высокой стоимости. До половины опрошенных в некоторых территориях также испытывают трудности с поиском поручителей по кредитам. Лишь 7,1% опрошенных удалось воспользоваться поручительством местных органов власти, 26,8% - поручительством юридических лиц, 14,3% - физических. Решение проблемы, на наш взгляд, лежит в создании гарантийного фонда, а также устранении административных препятствий и снижении стоимости оформления документов на имущество субъектов малого предпринимательства.

Вторая проблема, с которой сталкиваются субъекты малого предпринимательства – это достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Средняя максимальная процентная ставка, которую выразили готовность платить опрошенные предприниматели, на сегодняшний день составляет от 10% до 13% годовых. Большинство банков в Ростовской области официально предлагают ставки лишь немногим более. Однако реальная ставка, как правило, оказывается значительно выше той, о которой банки заявляют в своих рекламных материалах. Происходит это за счет дополнительных платежей, связанных с оформлением и обслуживанием кредита. Причем, как правило, эти платежи являются фиксированными (например, в некоторых банках – проценты за ведение счета, рассчитываемые как ежемесячные), оплачиваются при выдаче кредита вперед за весь срок предполагаемого пользования заемными средствами, и не уменьшаются, даже если предприниматель погасил задолженность в два раза быстрее. Все это не способствует увеличению лояльности субъектов малого предпринимательства по отношению к банковским структурам и их продуктам.

Следующая проблема, с которой сталкиваются субъекты малого предпринимательства при оформлении кредитов в банке – это сложность, дороговизна и длительность выполнения всех необходимых процедур. Однако, необходимо отметить, что субъекты малого предпринимательства в большинстве своем пока еще не владеют устойчивыми навыками бизнес-планирования, администрирования бизнес-процессов, организацией делопроизводства в принятых стандартах. В этой ситуации, совершенно естественно, что требования банков кажутся предпринимателям чрезмерно завышенными, а зачастую и невыполнимыми. Проблему низкого уровня экономических и юридических знаний среди малых предпринимателей отмечают и представители банков. Решением этой проблемы должны заниматься, в том числе и сами представители банков, как не менее заинтересованные участники процесса, путем организации совместных выездных обучающих семинаров для представителей малого бизнеса в территориях.

Необходимо отметить, что кредитование малых предприятий требует от банков существенных трудозатрат. Удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса оказываются выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса.

Не повышают интерес банков к кредитованию малых предприятий высокие требования ЦБ РФ по резервированию, которые заключаются в обязанности всех кредитных организаций классифицировать ссуды по степени риска, при этом одним из основных факторов оценки риска, является вид обеспечения. Любые виды гарантий, в том числе гарантии органов власти, поручительства, залог ценных бумаг не является, с точки зрения ЦБ РФ, высоконадежным обеспечением, поэтому кредиты, выданные под эти виды обеспечения, относятся к более высокой степени риска. Соответственно, банки обязаны в большем размере создавать резервы, которые при этом не относятся на уменьшение налогооблагаемой базы.

Одной из основных проблем при кредитовании малых предприятий является проблема с наличием ликвидного обеспечения. В отличие от физических лиц, где при потребительском либо ипотечном кредитовании, залогом выступает приобретаемое ликвидное имущество, у представителей малого бизнеса его либо нет, либо оно морально и физически устарело.

Также, в банковской среде проблему видят в том, что достаточно высокая доля субъектов малого предпринимательства по-прежнему отдает предпочтение работе в «тени». Отсюда и отсутствие залога, и трудности с определением реальной платежеспособности клиентов, и, соответственно, отказы в выдаче кредитов.

Как уже отмечалось, в районах исследования более 2\3 представителей малого бизнеса работают в сфере торговли, общественного питания и сфере услуг. Конкуренция в этих отраслях (особенно в розничной торговле с приходом «сетей») в последнее время сильно ужесточилась. И если в отношении представителей «сетевой торговли» - крупного и среднего бизнеса - поставщики продукции идут практически на любые условия, диктуемые «сетями» (отсрочка платежа, ценовая политика и пр.), то на представителях мелкой розничной торговли они фактически отыгрываются, предлагая сопоставимые с «сетевой торговлей» цены лишь за наличный расчет по факту поставки по так называемым «товарным чекам», где есть четкое указание «не для перепродажи». Таким образом, они фактически вынуждают мелкую розницу работать за неучтенный наличный расчет. К таким поставкам не предполагается приложение необходимых сопроводительных документов (сертификатов, удостоверений качества и пр.). Далее, в лучшем случае, следуют проблемы при проверках субъектов малого предпринимательства контролирующими органами, «административные барьеры» и пр., в худшем – реализация недоброкачественной продукции потребителям.

Среди субъектов малого предпринимательства необходимо продолжить разъяснительную работу о действии Федерального закона №218 – ФЗ «О кредитных историях».

В период проведения опроса была предпринята противозаконная попытка продажи сведений, содержащих банковскую тайну – базу данных заемщиков, бравших потребительские кредиты для приобретения товаров в торговых сетях. Так, по электронной почте, 15.08.2006 года такое предложение поступило, в частности, в НП «РРАПП» - предлагалось за 90 тыс. рублей получить 720 000 записей.

Несмотря на то, что все участники опроса, предоставляющие кредитные ресурсы, считают эту акцию мошенничеством, сам факт такого рода «предложений» наносит ущерб реализации соответствующего ФЗ.

Самые большие изменения в отраслевом разрезе кредитования малых предприятий в 2006 году произошли у субъектов хозяйственной деятельности, занятых в сельском хозяйстве и сельхозпереработке. Решающим фактором увеличения кредитных ресурсов, поступивших в эту отрасль, стала реализация в регионе национального проекта «Развитие АПК». С уверенностью можно прогнозировать, что положительный опыт привлечения дополнительных максимально дешевых ресурсов в сельское хозяйство в этом году, повлияет на увеличение как количества запросов, так и объемов ресурсов в следующем. Следовательно, от регионального Россельхозбанка потребуется развитие его инфраструктуры. Потенциальным заемщикам необходимо будет направить свои усилия на подготовку кадров, способных обеспечить квалифицированное технико-экономическое обоснование проектов и оформление всех правоустанавливающих документов, подтверждающих надежность обеспечения кредитов. При этом, полагаем, главной проблемой станет сбыт готовой сельхозпродукции. Органам региональной и муниципальной власти необходимо оказывать субъектам малого предпринимательства поддержку именно в разрешении этих проблем.

Прогнозируя спрос среди субъектов малого предпринимательства на банковские услуги, считаем необходимым отметить:

  1. Большинство субъектов хозяйственной деятельности будут продолжать взаимодействие с теми кредитными организациями, с которыми уже имели опыт работы.

  2. Основными определяющими факторами пользования банковскими услугами субъектами малого предпринимательства будут являться:

    - процедуры оформления документов;

    - ставки по кредитам;

    - уровень тарифов;

    - удобное расположение кредитной организации;

  3. Субъекты малого предпринимательства будут продолжать пользоваться услугами банков, расположенных в регионе, к услугам банков в других регионах практически не прибегая.

  4. У субъектов малого предпринимательства изменится в сторону увеличения:

    - потребность в пополнении оборотных средств (более чем у 50%);

    - потребность в финансировании инвестиции (примерно у 30%);

  5. Субъекты малого предпринимательства в качестве обеспечения кредитов в большей степени, чем сегодня, будут предлагать земельные участки, гарантии органов власти.

Для целей настоящего исследования, организации, представляющие микрофинансовые услуги в Ростовской области, были подразделены на фонды (государственные и частные) и кредитные кооперативы (Кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ), Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК), Кредитные кооперативы (КК)). Установлено, что региональный рынок более чем на 70% представлен кооперативами, что, в принципе, отражает общероссийские тенденции.

Представленность организаций, занимающихся микрофинансированием на территории Ростовской области, крайне неравномерна. Так, в следующих территориях обследования: Вехнедонском, Заветинском, Ремонтненском районах не удалось получить данных по причине отсутствия осуществления в них деятельности микрофинансовых организаций (далее по тексту – МФО). Эта проблема, на наш взгляд, обусловлена, в первую очередь, недостаточным уровнем развития рыночной инфраструктуры районов. МФО не могут эффективно работать там, где отсутствуют предпосылки для устойчивого развития этого финансового механизма. В некоторой степени, по нашему мнению, отсутствие МФО в этих территориях, отражает позицию местных властей, выражающуюся в отсутствии целенаправленной работы по созданию условий, необходимых для появления и эффективной деятельности МФО.

Как показали результаты исследования, основными получателями микрофинансовых услуг являются индивидуальные предприниматели (ИП) и физические лица (ФЛ) – около 40% по каждой группе от общей выборки. При этом фонды, в связи с тем, что получали целевое финансирование из бюджета на поддержку малого бизнеса, работают исключительно с ИП и малыми предприятиями (100% оказываемых микрофинансовых услуг). Кредитные кооперативы, напротив, охотнее кредитуют граждан (физ. лиц) – более 50%, а в некоторых случаях и до 90% от общей суммы выданных займов. Однако, по мнению анкетируемых, большая часть займов, получаемых физическими лицами, используется на предпринимательские цели.

Спектр услуг, представляемых МФО, в основном сводится к выдаче займов и привлечению сбережений (кредитные кооперативы). Лишь 38% от всех МФО оказывают услуги по консультированию предпринимателей и физических лиц. Это во многом объясняется отсутствием квалифицированных кадров в составе МФО. Расширение спектра услуг МФО позволит, с одной стороны, оказать поддержку представителям малого бизнеса в более профессиональном ведении их деятельности, с другой, обеспечить более высокий процент возвратности предоставляемых займов. Однако, фактическое отсутствие конкуренции в исследуемых районах среди МФО, а также высокий спрос на финансовые ресурсы, на данном этапе, дает возможность МФО экономить на инвестициях в обучение собственного персонала, поскольку и на те скромные финансовые ресурсы, составляющие на сегодняшний день портфель займов МФО, есть более чем достаточное число клиентов-заемщиков, готовых оплачивать высокие процентные ставки по займам.

По данным исследования, в 2005 году размер портфеля займов МФО увеличивался достаточно высокими темпами. По фондам прирост более 50%, по кредитным кооперативам 43%. Стоит, однако, отметить неоднородность выборки, так как наиболее успешные МФО демонстрировали динамику по этим показателям более 80% роста, в то же время, некоторые - заметно ниже средней. Ставки процентов по займам, предоставляемым МФО, за период с 2004 по 2005 год практически не изменились (см. ниже). Можно сделать вывод о том, что портфель займов абсолютно не зависит от этого показателя. Это говорит о крайне высокой и не удовлетворенной потребности малого бизнеса и населения в финансовых ресурсах.

Структура портфеля займов МФО, в основном, определяется структурой клиентской базы и типом организации. Здесь, по данным исследования, основная доля приходится на средства, выдаваемые на предпринимательские цели (56%). Государственные фонды, работая с субъектами малого предпринимательства, в 100% случаев предоставляли средства на бизнес-цели. Больше всего потребительских займов выдавали КПКГ и СКПК, что соответствует и структуре их клиентской базы.

В структуре кредитного портфеля в исследуемом периоде, преобладали краткосрочные ссуды, предоставляемые клиентам на срок менее одного года. Лишь 18% совокупного портфеля МФО составляли ссуды, выдаваемые более чем на год. Если же рассматривать этот вопрос в разрезе типов организаций, то становится ясно, что этот результат статистически был обеспечен исключительно за счет государственных фондов. В структуре их портфеля займов, так называемые «длинные» деньги (более одного года), занимают почти 50%.

Средние размеры займов, выдаваемых МФО, находятся в пределах 50 тыс. рублей. Это, с одной стороны, подтверждает природу МФО, призванных обеспечить финансовыми ресурсами микро бизнес в той нише, которую пока не способны в силу сложившихся условий занять банки, а с другой, говорит об отсутствии возможностей, прежде всего финансовых, кредитовать более дорогие проекты.

Большинство (72%) анкетируемых МФО в качестве основной проблемы называют недостаток финансовых ресурсов. Для привлечения сбережений с рынка частного капитала, кредитным кооперативам приходится предлагать достаточно высокие ставки (от 22% годовых). При том, что отсутствует законодательная база по защите прав вкладчиков, возможности по привлечению средств вкладчиков ограничены.

Именно высокая цена привлеченных средств определяет высокие процентные ставки по выдаваемым займам. Так, в 2005 году, по сравнению с 2004 годом практически не наблюдается сколь-либо существенного снижения процентных ставок по выдаваемым займам (в среднем с 34,3% в 2004г. до 31,7% в 2005г.). Отсутствие у МФО практики по привлечению средств банков, в первую очередь, связано с невозможностью предоставления достаточных гарантий обеспечения возвратности. Также следует иметь в виду, что банки, имея свободные финансовые ресурсы, сами увеличили активность на рынке микрофинансирования.

До 90% займов выдаются МФО на срок менее одного года. В большинстве случаев на цели пополнения оборотных средств. В то время как 42% предпринимателей нуждаются в среднесрочных кредитах (от 1 до 3 лет), а 43% выражают желание привлекать ресурсы на срок свыше 3-х лет.

Некая инвестиционная составляющая среди МФО прослеживается только в структуре государственных фондов, где почти 50% займов выдается на срок более 1 года.

Полагаем, что в среднесрочной перспективе в Ростовской области:

  1. Из всех типов МФО будет доминировать сельская кредитная кооперация. Это обусловлено значительным количеством крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся целевой группой клиентов этого типа кооперативов.

  2. Увеличится количество МФО, предоставляющих своим клиентам консалтинговые и обучающие услуги.

  3. МФО не будут стремиться укрупнять займы, продолжат работу с «мелким клиентом», так как имеют опыт эффективной работы именно в этой нише с заемщиками, у которых отсутствует обеспечение, удовлетворяющее требованиям банков. МФО имеют практику по формам и методам гарантирования возвратности выданных средств.

  4. Ставки по займам МФО будут выше, чем в кредитных организациях из-за высокой «себестоимости» микрофинансовых операций.

  5. ФЗ «О кредитных историях» позволит повысить устойчивость МФО. Согласно закону, некоммерческие МФО получили право принять участие в формировании кредитных историй и деятельности бюро кредитных историй. Следовательно, должно сократиться число недобросовестных клиентов.

Несмотря на то, что рынок микрофинансовых организаций в Ростовской области в настоящее время развит недостаточно, существует ряд объективных причин, которые позволяют говорить о дальнейшем его развитии, из которых можно выделить три основных:

- большой неудовлетворенный спрос на услуги МФО;

- высокая эффективность микрофинансовой деятельности;

- поддержка органов региональной власти в отношении развития микрофинансирования.

Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости