Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Энергетическая стратегия России и глобальная энергетическая безопасность

Файлы

(Из материалов IV Ежегодного международного форума "ГАЗ РОССИИ 2006")

В последние годы становится общепризнанным, что проблемы развития российского энергетического сектора, развития отдельных отраслей ТЭК - так же, как и проблемы повышения глобальной энергетической безопасности - можно решать лишь на основе выдвижения и последовательной реализации ясных и достаточно устойчивых стратегических ориентиров в соответствующих сферах. Любые попытки несистемного решения этих проблем, использования односторонних подходов, ориентации преимущественно на разрешение текущих острых ситуаций, как показывает опыт, недостаточно продуктивны и приводят лишь к возрастанию долгосрочных рисков. Именно поэтому вопросы разработки и совершенствования соответствующих стратегических документов и, что не менее важно, повышения степени их согласованности приобретают все большее значение - в том числе, в международном аспекте. Важнейшие направления и параметры энергетической политики России зафиксированы в ее Энергетической стратегии на период до 2020 года - ЭС-2020 (Слайд 1).

Энергетическая стратегия - это, во-первых, идеология, и только во-вторых - цифры. Цифры, которые существенно зависят от внешних макроэкономических условий, являются ориентировочными и могут пересматриваться, а вот идеология, в том числе предусматривающая постепенную либерализацию рынков - должна отличаться долгосрочной устойчивостью. Необходимо отметить, что главные стратегические ориентиры ЭС - это энергетическая и экологическая безопасность, энергоэффективность, и естественно, внутренняя экономическая эффективность российского ТЭК. Достижение этих ориентиров обеспечивается в рамках основных составляющих государственной энергетической политики - рационального недропользования, развития внутренних рынков, региональной и внешней энергетической политики, и ряда других.

Определены основные механизмы реализации стратегии:

  • формирование рациональной рыночной среды;

  • поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов;

  • техническое регулирование.

Это - основа современной российской энергетической политики. Конечно, успешное функционирование указанных выше механизмов реализации ЭС-2020 требует создания благоприятного инвестиционного климата, предполагает наличие развитого стабильного законодательства, понятных и последовательно применяемых налоговых режимов, отсутствие необоснованных административных барьеров, безусловное исполнение контрактных обязательств и наличие доступа к эффективным процедурам разрешения споров.Россия в этом плане осуществляет целый ряд мер по совершенствованию законодательства, формированию прозрачного и эффективного внутреннего энергетического рынка - естественно, учитывая при этом специфику разных отраслей ТЭК. Говоря о мерах по обеспечению развития нефтегазового комплекса (слайд 2), я бы выделил, в частности, следующее. В рамках мероприятий по улучшению инвестиционного климата разработан проект федерального закона "О порядке осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации".

Законопроектом предлагается установить порядок осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, который бы позволил создать такие правовые условия и механизмы участия иностранных инвесторов в капитале российских стратегических организаций, которые бы с одной стороны обеспечили защиту национальных интересов Российской Федерации, а с другой способствовали бы формированию в Российской Федерации предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов даже в самых чувствительных секторах экономики. В сферу действия законопроекта попадает ряд видов деятельности, включая разработку участков недр федерального значения.

В рамках имеющего основополагающее значение законопроекта "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" предполагается также определить критерии и порядок отнесения участков недр, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, к участкам недр федерального значения (стратегическим участкам недр).

В октябре 2006 г. принято решение о проведении эксперимента по спотовой торговле газом по не регулируемым государством ценам.

Осуществляются меры по созданию биржи нефтепродуктов с перспективой выхода на нее нефти.

Принят закон "Об экспорте газа", фиксирующий принцип единого экспортного канала природного газа; рассматриваются вопросы обеспечения доступа независимых производителей к газотранспортной системе ЕСГ.

Совсем недавно вступил в действие другой общий закон - "О защите конкуренции", направленность которого видна непосредственно из названия.

В рамках поддержки стратегических инициатив в ближайшее время должны быть подготовлены и рассмотрены Генеральные схемы развития нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта, развития и размещения нефтехимической промышленности. Все большее внимание государство уделяет при этом налаживанию системного, ориентированного на перспективу взаимодействия всех участников реализации стратегических инициатив - бизнеса, региональных и федеральных структур на принципах государственно-частного партнерства. Что означает координацию целей, соединение усилий и разделение ответственности и рисков.

Говоря о техническом регулировании, отмечу, в частности, утверждение Правительством РФ специального технического регламента, который устанавливает базовые требования к топливам для автомобильной техники на соответствие стандартам Евросоюза.

Требования к топливу класса Евро-2 вступили в силу на территории России с апреля 2006 года, класса 3 - вступят с 1 января 2008 г., класса 4 - с 1 января 2010 г., класса 5 - с 1 января 2014 г. Это явится дополнительным стимулом развития и повышения глубины нефтепереработки в России.

В результате проводимой в нефтегазовом комплексе политики - и, конечно, с учетом складывающейся внешней и внутренней экономической конъюнктуры - показатели добычи и экспорта углеводородных ресурсов (Слайд 3) не только соответствуют, но в настоящее время даже превышают ориентиры Энергетической стратегии - однако на перспективу в процентном отношении эти отклонения имеют тенденцию к затуханию.

Осуществляемое Россией активное развитие инфраструктуры транспорта углеводородов способствует как удовлетворению внутреннего спроса на эти энергоресурсы, так и повышению международной энергетической безопасности. Последовательно развивается система магистрального нефтепроводного транспорта (Слайд 4) - в частности:

  • осуществлено расширение Балтийской трубопроводной системы с 12 млн. т в год в декабре 2001 г. до 65 млн. т в год в апреле 2006 года, позволило значительно увеличить поставки нефти на рынок северо-запада Европы - а к концу ноября мощность этой системы будет увеличена до 74 млн. т в год, что позволит значительно увеличить поставки нефти в Западную Европу;

  • направлено на государственную экспертизу обоснование инвестиций в строительство нефтепровода Харьяга-Индига мощностью 12 млн. т, которое будет способствовать реализации экспортного потенциала Тимано-Печоры;

  • строится магистральный трубопровод ВСТО;

  • осуществляется проект Бургас-Александруполис мощностью 35 млн. т и с возможностью расширения до 50 млн. т, который позволит решить проблему пропускной способности черноморских проливов.

По состоянию на конец 2005 года мощности ОАО "АК "Транснефть" (Слайд 5) для поставок нефти в страны дальнего зарубежья составили 221 млн. тонн. С учетом ожидаемых темпов роста мирового рынка нефти, установок ЭС-2020 на диверсификацию экспортных поставок и незначительного увеличения объема транзита, предусматривается (Слайд 6) сохранение объемов поставок нефти на европейский рынок и увеличение поставок нефти в страны АТР и США, что позволит обеспечить долю экспортной российской нефти в объемах конечного потребления в Европе на уровне 20%.

За последнее время был осуществлен, а также находится в стадии реализации ряд крупных инфраструктурных проектов и в газовой отрасли - в частности:

  • выход на проектную мощность газопровода Голубой поток позволил России поставлять газ в центральную часть Турции, а также открыл перспективу увеличения поставок газа в южную часть Европы;

  • строительство газопровода Ямал-Европа обеспечило рост поставок российского газа на европейский рынок и диверсификацию маршрутов экспорта российского газа;

  • Северо-Европейский газопровод (Слайд 7) при полном развитии позволит удовлетворить рост спроса на газ на традиционных для России рынках Центральной Европы и обеспечит выход российского газа на новые рынки Скандинавии и Великобритании.

С учетом планов по диверсификации маршрутов экспорта, к 2015 году мощности (Слайд 8) газопроводного транспорта вырастут на 52%. Профицит экспортных мощностей к 2015 году будет наблюдаться в основном на направлениях, на которых в прошлом имелись проблемы с транзитом или предусматривающих поставки на насыщенные рынки.

Тенденции развития мирового газового рынка и возможного места России на этом рынке, с учетом стратегического решения о диверсификации экспортных поставок, определят перспективную структуру экспорта российского газа (Слайд 9). Как ожидается, продолжится рост поставок газа в Европу, при диверсификации маршрутов поставок газа по СЕГ и продлении "Голубого потока" до стран центральной Европы и южных регионов Италии. Поставки российского газа в страны бывшего СССР будут постепенно замещаться поставками центрально-среднеазиатского газа.

Отмечу, что в соответствии с принципом гармонизации политик, при осуществлении экспорта газа Россия предложила своим партнерам перейти на общепринятые на европейском рынке принципы поставок и транзита:

  • в области реализации газа мы предложили определять цены на газ в соответствии с динамикой цен на альтернативные энергоносители;

  • в области транспортировки газа по нашему мнению необходимо определять ставки тарифов не в соответствии с потребностям стран-транзитеров в природном газа (т.е. фактически на условиях бартера), а по принципу затраты плюс т.е. с учетом расходов газотранспортных предприятий, а также необходимой им, для осуществления инвестиций прибыли.

Мы стремимся развивать экономические механизмы решения возникающих в сфере энерготранзита проблем.

Свой комплекс мер по обеспечению стратегического развития реализуется в электроэнергетике (Слайд 10). Здесь на данный момент, пожалуй, наиболее активно и комплексно осуществляются шаги по развитию рыночной среды. Мероприятия по приближению к целевой структуре отрасли предусматривают реформирование рынка, создание необходимой нормативно-правовой базы, формирование новых субъектов отрасли. Так, совсем недавно, с 1 сентября 2006 г. была запущена новая либерализованная модель оптового и розничного рынков электроэнергии, которая выводит уровень рыночных отношений в электроэнергетике России к лучшим зарубежным аналогам. Недавно успешно состоялось первое IPO энергетических компаний.

Что касается поддержки стратегических инициатив, то в ближайшее время должна быть завершена подготовка Программы перспективного развития и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. При этом, естественно, должны быть подготовлены рекомендации и по рациональному развитию различных видов генерации (включая угольную). Учитывающий имеющуюся оценку прогнозируемого уровня спроса на электроэнергию вариант перспективной динамики (Слайд 11) изменения мощности электростанций и производства электроэнергии предусматривает, что к 2020 г. установленная мощность электростанций должна увеличиться на 31%.

В международном плане важное значение имеет осуществляемая разработка совместного технико-экономического обоснования проекта синхронного объединения электроэнергетических систем стран СНГ и Балтии с европейским энергообъединением.

Хочу напомнить, что энергоэффективность и экологичность относятся к числу стержневых принципов ЭС-2020. Хотя выше мы говорили в основном о производственных аспектах развития российского ТЭК, мы в полной мере осознаем, что устойчивое развитие предполагает удовлетворение энергетических потребностей общества без ущерба для будущих поколений, без увеличения "долгов", которые оно не сможет оплатить.

В соответствии со сказанным, ЭС-2020 предусматривает значительное повышение энергоэффективности российской экономики (Слайд 12) как фактора роста ее конкурентоспособности. Важно, что пока мы движемся даже с опережением этого графика - при росте ВВП за пятилетие на 35% внутреннее потребление первичных ТЭР увеличилось на 6,2%. Происходит поэтапное повышение цен и тарифов на энергоносители, являющееся экономическим стимулом энергосбережения. Однако в целом энергоемкость экономики остается весьма высокой, в связи с чем мы в настоящее время готовим рассчитанную до 2015 г. федеральную целевую программу по повышению эффективности энергопотребления в Российской Федерации. По нашим оценкам, реализация такой программы позволит экономить не менее 100 млн. т у.т. в год.

Мы ежегодно осуществляем мониторинг хода реализации мероприятий, предусмотренных ЭС-2020, и представляем соответствующий доклад в Правительство страны. Принимая во внимание изменившиеся макроэкономические показатели, условия функционирования российской экономики по сравнению с принятыми при разработке и утверждении в 2003 году ЭС-2020, а также проявившиеся в последнее время тенденции в развитии отдельных секторов ТЭК, мы приступаем к комплексу работ по уточнению Энергетической стратегии с пролонгацией ее на период до 2030 года. К этой работе будут привлечены заинтересованные министерства и ведомства, региональные органы исполнительной власти, Российская Академия Наук, нефтегазовые, угольные, энергетические компании, другие заинтересованные организации.

Как уже отмечалось, реалии сегодняшнего дня заставляют рассматривать проблемы энергетического развития в глобальном контексте, и мы активно участвуем в этом процессе. Россия, с учетом собственного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергобезопасности не только как свою собственную, внутригосударственную, а, в первую очередь, как общую проблему надежного обеспечения стран и населения планеты энергоресурсами, как проблему для всего мирового сообщества.

Назрела необходимость создания такой системы энергетической безопасности, которая отвечала бы интересам всего мирового сообщества. В настоящее время в ряде стран разработан и осуществляется комплекс кратко- и долгосрочных мер, нацеленных на обеспечение бесперебойного снабжения энергоносителями - включая развитие сотрудничества в области мониторинга, обработки и обмена данными о мировом производстве и потреблении углеводородов; создание стратегических топливных резервов; диверсификацию топливного сырья и пропаганду использования сжиженного природного газа; повышение роли ядерной энергетики; внедрение альтернативных источников энергии и новых энергосберегающих технологий.

Не буду повторять известные решения Санкт-Петербургского саммита. Важно, что мы и наши коллеги предпринимаем усилия по расширению рамок и технической реализации тех подходов, которые были заложены в ходе Санкт-Петербургской встречи и множества подготовительных мероприятий перед ней, по формированию и обкатке новых инструментов создания современной системы глобальной энергетической безопасности.

Одним из важнейших инструментов является сопоставление и координация национальных энергетических стратегий с целью минимизации рисков на рынке энергоносителей. Недавно мы провели конференцию по сопоставлению энергостратегий России и ЕС. В будущем мы надеемся провести аналогичную работу с ОПЕК, другими важнейшими игроками на рынке энергоносителей.

Упомяну еще об одной недавней инициативе нашего министерства - открытии международного Центра устойчивого энергетического развития, который, как предполагается, будет функционировать под эгидой ЮНЕСКО.

Целью данной инициативы является широкое привлечение опыта международного сообщества в области анализа, информационного обмена, и формирования независимых сбалансированных оценок места, роли и оптимальных путей развития энергетического потенциала разных стран и особенно России с целью обеспечения эффективного вклада в устойчивое энергетическое развитие мира и его регионов и интеграции в мировую экономику.

Реализация предложенной инициативы может существенно развить и наполнить конкретным содержанием концепцию мировой энергетической безопасности, показать важную роль и место России в этом процессе, повысить значимость потенциала знаний и опыта, накопленного ЮНЕСКО, а также представить мировому сообществу альтернативную, независимую точку зрения экспертов на происходящие процессы, в том числе, в российском ТЭК.

Россия была и остается надежным партнером на мировом энергетическом рынке; совершенствуя и реализуя свою Энергетическую стратегию, мы, несомненно, будем вносить возрастающий вклад и в обеспечение глобальной энергетической безопасности.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости