Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Нематериальные активы как важнейший резерв роста капитализации компаний (на примере рыночных активов)

Файлы

Москва, 2006

Подготовлен В.А. Смирновой

Аналитический обзор

1. Важность нематериальных активов

1.1. Понятие нематериальных активов

1.2. Современные подходы к их классификации нематериальных активов

2. Рыночные активы как часть нематериальных активов и их основные элементы

2.1. Бренд и его отличительные особенности

2.2. Анализ прочих рыночных активов

2.2.1. Деловая репутация

2.2.2. Ноу-хау

2.2.3. Корпоративное имя компании

2.2.4. Каналы распределения

3. Потребность в оценке нематериальных активов

4. Подходы к оценке нематериальных активов

4.1. Доходный подход

4.2. Затратный подход

4.3. Рыночный подход

5. Методы оценки стоимости бренда

5.1. Экспертный метод

5.2. Interbrand

5.3. Brand Equity

5.4. V-RATIO

6. Заключение

1. Важность нематериальных активов
1.1. Понятие нематериальных активов

В конце двадцатого столетия экономика вышла на новый этап своего развития. Появление единого информационного пространства, нарастание интеграционных тенденций привели к формированию новой экономики, глобальной по своим масштабам.

Основным фактором появления новой экономики послужило изменение роли информации в мире. Общество переориентировалось с материальных ресурсов на информационные, с массового производства и потребления товаров на индивидуальную реализацию интересов, ожиданий и потребностей через потребление персонализированных информационных продуктов.

Новая экономика обладает специфическими чертами, проявляющиеся как на макро-, так и на микроуровне. Основной капитал новой экономики – интеллектуальный, то есть она основывается не на экстенсивном потреблении исчерпаемых природных ресурсов, а на знаниях. Это объясняется тем, что обработка информации становится более прибыльной и эффективной по сравнению с использованием материальных ресурсов.

Информация и знания – основной объект управления в новой экономике, поэтому лидерами становятся компании, которые более быстро и качественно работают с информацией. Таким образом, конкурентное преимущество обеспечивается наличием уникальных товаров (технологий, идей, моделей организации деловых процессов) и временем (в частности, сколько проходит от появления идеи до внедрения товара на рынок). Кроме того, в последнее время появились новые отрасли бизнеса, которые связаны исключительно с поставкой и обработкой информации (прежде всего, в её электронном виде).

Появились высокотехнологичные компании, использующие Интернет как основной ресурс. Для функционирования им не требуется большого количества материальных активов; многие из них располагают только нематериальными активами, производят нематериальные продукты и распространяют их электронным способом в Интернете.

Другой аспект касается стоимости компаний: в новой экономике она зачастую связана не с материальными активами, а именно с know-how, с квалификацией персонала, и другими нематериальными активами. Таким образом, возрастающая важность нематериальных активов в имуществе предприятий обусловлена не только быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением финансового рынка, но и волной поглощения и слияния компаний.

Важность интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности и непосредственно нематериальных активов в современных условиях сомнений не вызывает, однако трудности возникают из-за различий в трактовке этих, безусловно близких, понятий. Рассматриваемые различия объективны: они обусловлены многозначностью самих терминов, а также происходят вследствие их универсальности. Ввиду того, что нематериальные активы находятся в центре внимания многих профессиональных сфер, этот и ему подобные термины употребляются специалистами разных областей, как-то: патентоведами, специалистами по авторскому праву, маркетологами, бухгалтерами, профессиональными оценщиками. В каждой среде складывается свой специфичный профессиональный жаргон, распространено расширение или сужение понятий. Для выявления сущности нематериальных активов используются такие термины, как «неосязаемые активы», «интеллектуальная собственность», «исключительные права», «интеллектуальный капитал», «торговая марка», «товарный знак», «бренд», «деловая репутация».
Термином «интеллектуальная собственность» («исключительные права») пользуются, в основном, юристы. Это собирательное понятие, обозначающее права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в различных областях – производственной, научной, литературной, художественной, и т.д. Статья 138 Гражданского кодекса РФ уравнивает эти два термина, и говорит о признании интеллектуальной собственности гражданина и юридического лица как на результаты интеллектуальной деятельности, так и на приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг. В качестве таковых ГК РФ называет фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, и т.д. В международной юридической практике понятие интеллектуальной собственности толкуется расширительно: помимо прав, признанных в российской законодательной практике, включаются также права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции.

Подводя итог, можно сказать, что термин «интеллектуальная собственность» есть юридическое оформление категории «нематериальные активы».

Что касается других понятий, перечисленных выше, следует упомянуть, что есть определённая специфика и в их употреблении. Например, маркетологи тяготеют к термину «торговая марка» вместо идентичного ему понятия «товарный знак», а также часто пользуются категорией «бренд», в то время как патентоведы воспринимают его как американизм и признак необразованности. Сложности, возникающие вследствие контекстного перевода, характерны также для понятия «деловая репутация» (от англ. «goodwill»). В российской практике встречаются два варианта: собственно «деловая репутация» и транслитерированное «гудвилл», которое некоторые полагают более узким.

Само по себе понятие «нематериальные активы» тоже трактуется по-разному. В самом широком смысле под нематериальными активами понимаются специфические активы, для которых характерны неосязаемость, долгосрочность использования и способность приносить доход.

В настоящее время всё ещё имеется точка зрения, согласно которой нематериальные активы не являются активами в полном смысле этого слова – активами, которые имеют чётко определённую ценность и могут быть проданы. Действительно, множество нематериальные активов достаточно сложно оценить, некоторые из них не отвечают критерию отчуждаемости (например, деловая репутация фирмы не может быть реализована отдельно от фирмы). Однако большинство из них всё-таки отчуждаемы, продаются и покупаются (патенты, торговые марки, и т.д.), и их способность приносить доход никем не оспаривается. В то же время, считается, что будущие экономические выгоды, связанные с нематериальными активами, невозможно определить с достаточной степенью достоверности, и поэтому в среде бухгалтеров встречаются противники включение нематериальных активов в баланс предприятия, в бухгалтерскую отчетность в качестве активов.

Говоря о специфике бухгалтерского понимания нематериальных активов, можно выделить ряд чётких критериев этого понятия:

  • отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
  • возможность идентификации (отделения от другого имущества);
  • назначение – использование в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих целей;
  • использование свыше 12 месяцев или в течение обычного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
  • способность приносить экономические выгоды;
  • документальная оформленность, подтверждающая существование как самого актива, так и исключительного права у предприятия на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор приобретения товарного знака, и т.д.).

Несмотря на то что в составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация организации и организационные расходы (связанные с образованием юридического лица), нематериальные активы в бухгалтерском смысле представляют собой, главным образом, идентифицируемые нематериальные активы, а именно: интеллектуальную собственность (в той её части, которая касается имущественных прав) и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года). Неидентифицируемые нематериальные активы (активы типа гудвилл) в настоящее время не признаются нематериальными активами в бухгалтерском смысле.

Наряду с бухгалтерской трактовкой нематериальных активов, существуют также специфика понимания этого явления в оценочной деятельности в налоговом законодательстве. Оценочная деятельность предполагает определение стоимости компаний, поэтому необходимо принимать в расчёт не только учитываемые на балансе нематериальные активы, но и не учитываемые на нём. Это обусловлено тем, что в последнее время роль не учитываемых на балансе активов в стоимости компаний (особенно виртуальных, основанных на знаниях) резко возросла – теперь она может составлять до 70 – 80% стоимости компании. Соответственно, возникла необходимость учёта подобных активов, несмотря на то, что они не могут существовать отдельно от компании и потому могут считаться активами лишь с определённой долей условности, например «персональный гудвилл» или «собранная вместе и обученная рабочая сила».

Что касается понимания категории нематериальных активов в налоговом законодательстве, оно определено в статье 257 Налогового кодекса РФ (пункт 3) и во многом пересекается с бухгалтерским. Кроме того, оговорено, что нематериальными активами признаются приобретённые и/или созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них). В данной статье также перечислены некоторые нематериальные активы, в частности ряд исключительных прав, а также владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении коммерческого, промышленного или научного опыта. Примечательно, что последний пункт (ноу-хау) не включается в состав нематериальных активов в бухгалтерском понимании этого термина.

Подводя итог по пониманию категории нематериальных активов, можно сказать, что оценщики и управленцы понимают категорию «нематериальные активы» шире, чем бухгалтеры. Кроме того, у налоговых органов своё понимание термина «нематериальные активы».

1.2. Современные подходы к их классификации нематериальных активов

Учитывая сложность рассматриваемого понятия, естественным представляется то, что существуют множество подходов к классификации нематериальных активов.

Они неоднородны:

- по составу

- по характеру использования / эксплуатации в процессе производства;

- по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности.

Соответственно, необходим дифференцированный подход к их анализу.

Можно выделить 6 наиболее распространённых современных подходов к классификации нематериальных активов.

Во-первых, нематериальные активы можно классифицировать по срокам полезного использования. В соответствии с этим подходом выделяют функционирующие (работающие) и нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы. Работающими называют объекты нематериальных активов, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период, в то время как неработающими - те, которые не используются в настоящее время по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем. Этот подход применяется при планировании на фирме, когда необходимо спрогнозировать возможные будущие доходы.

Во-вторых, исходя из различий в оборачиваемости, различают текущие и долгосрочные нематериальные активы. Текущими считаются те, которые используются в деятельности предприятия не более года. Они быстро теряют свою потребительскую стоимость и, соответственно, включаются в текущие затраты предприятия. В свою очередь, долгосрочные нематериальные активы используются предприятием более года. Их стоимость переносится на стоимость производимого с их помощью продукта по частям (амортизируется). Данная классификация применяется, в основном, при составлении отчётности на фирме.

Третья классификация основана на различиях в степени отчуждаемости. Те нематериальные активы, которые обладают способностью полностью передаваться при их продаже (передаче, аренде), называются отчуждаемыми, а те, которые остаются в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование, носят название неотчуждаемых. К примеру, неотчуждаемой признаётся деловая репутация юридического лица, хотя в особых случаях она может приобретать имущественное содержание и передаваться посредством сделки (по договору коммерческой концессии или по договору простого товарищества). Этот подход применяется при слияниях, поглощениях (реорганизации компании), а также, естественно, и при продаже нематериальных активов.

Существуют также классификации, основными критериями в которых являются степень влияния на финансовые результаты предприятия, степень правовой защищенности и источник приобретения. В первом случае выделяют объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию, а также те, которые влияют на финансовые результаты деятельности фирмы опосредованно. По степени правовой защищенности имеются соответственно нематериальные активы, защищаемые охранными документами (например, авторскими правами), и не защищенные ими.

В зависимости от источника приобретения можно говорить о собственных, паевых и приобретённых со стороны нематериальных активах. К собственным относятся все активы, разработанные лично работниками или учредителями предприятия; к паевым – разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях; приобретенные со стороны нематериальные активы получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

Оперируя понятием «интеллектуальный капитал» и таким образом немного расширяя категорию нематериальных активов, можно привести ещё одну классификацию, выделяющую в составе нематериальных активов рыночные активы, интеллектуальную собственность, человеческие активы и инфраструктурные активы. Рассмотрим последовательно каждый элемент.

Интеллектуальная собственность по сути своей является юридическим гарантом защиты прав, относящихся к интеллектуальной деятельности, и включает ноу-хау, патенты, торговые секреты, авторские права, торговые марки товаров и услуг. Изобретения защищаются лицензиями, новые продукты – патентами, оригинальное имя – торговой маркой товара или услуги, торговые секреты – договорами о неразглашении.

Права интеллектуальной собственности иногда относят и к так называемому «структурному капиталу», куда также включаются информационные ресурсы, инструкции и методики работы и т.п. Однако в этом ключе правомерно и более оправданно говорить о понятии «инфраструктурных активов». Оно объединяет в себе технологии, методы и процессы, которые обеспечивают работу предприятия. Это, безусловно, одна из самых разнородных частей интеллектуального капитала, так как он объединяет в себе корпоративную культуру компании, методы управления, применяемые в фирме, финансовую структуру, базы данных по рынку и покупателям, методы оценки риска, коммуникационные системы, - другими словами, всё, на чём основана работа предприятия. При этом важно подчеркнуть, что особое значение имеет не непосредственная материальная стоимость предметов (компьютеров, стоимость подключения к Интернету, и т.д.), а характер, методы их использования в организации, умения и навыки, позволяющие считать всё вышеперечисленное активами.

Что касается навыков и умений, они также относятся к человеческому капиталу (или «человеческим активам»). Под человеческим капиталом (активами), понимается вся совокупность знаний, умений и способностей, личных и профессиональных качеств работников фирмы. Сюда относятся и «подразумеваемые» или «молчаливые» знания (от англ. «tacit knowledge»), и ноу-хау, неотделимые от конкретного человека, то есть предполагающие как знания, так и умения. В соответствии с расширительной трактовкой понятия «человеческий капитал», к нему относятся собранная вместе и обученная рабочая сила, хороший менеджмент, контракты с выдающими специалистами в сфере специализации фирмы. Человеческий капитал не отражается в составе активов фирмы, так как не принадлежит ей, однако может существенно повлиять на эффективность работы компании.

Наконец, рыночные активы связывают компанию непосредственно с рынком. Это марки, бренды, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, приверженность (loyalty) покупателей, каналы распределения, различные контракты и соглашения, деловая репутация компании, наличие своих людей (insiders) в организациях-партнёрах и т.д. Рыночные активы обеспечивают компании конкурентное преимущество во внешней среде. Например, отработанные каналы распределения гарантируют обслуживание всех потенциальных клиентов и, следовательно, получение максимальной прибыли от продажи товаров или оказания услуг. При работе с рыночными активами огромное значение имеет разработка эффективных стратегий по позиционированию компании на рынке, так как осведомлённость потребителей о предприятии и его товаре – залог процветания компании. Поскольку рыночные активы – одно из самых важных составляющих интеллектуального капитала, на них следует остановиться подробнее.

2. Рыночные активы как часть нематериальных активов и их основные элементы
2.1. Бренд и его отличительные особенности

Суть явления рыночных активов – обеспечение конкурентного преимущества компании, это активы, которыми компания обладает благодаря своему выгодному положению на рынке, именно поэтому их круг настолько широк.
Одним из самых распространённых и важных рыночных активов является бренд. Зачастую его неверно отождествляют с торговой маркой, а иногда и с товарным знаком. Действительно, в российских законодательных актах понятие «бренд» не используется, а употребляется только термин «товарный знак», однако они не в любом контексте взаимозаменяемы. Различия терминов «бренд», «торговая марка», «товарный знак» можно показать с помощью диаграммы, иллюстрирующей объёмы этих понятий.

Очевидно, что они пересекаются; другими словами, у них есть общая часть, из-за которой в определённых ситуациях они могут употребляться как синонимы. По сути, эта часть представляет узкий смысл понятий «бренд» и «торговая марка», а именно – сведение их к понятию «товарный знак». Непосредственно за словами «товарный знак» стоят символы, различительные обозначения, которые позволяют отличить одну компанию от другой (или их продукцию). В соответствии с советским (а затем и российским) законодательством торговая марка и товарный знак различаются по факту регистрации, по силе законодательной защищённости товарного знака. Так, в законе «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» сказано, что правовая защищенность товарного знака обеспечена путем доказательства акта регистрации и предоставлением права запрета на использование товарных знаков другими лицами без разрешения официальных владельцев. По смыслу понятие «торговая марка» ближе к товарному знаку, так как также позволяет идентифицировать товар в ряду ему подобных. Поэтому говорят о вербальных и невербальных торговых марках, то есть как о словах-названиях, так и о символах, специфических цветах, шрифтах, и т.д. Однако в англоязычной литературе встречается и расширенное понимание термина «торговая марка». Помимо набора свойств и характеристик, идентифицирующих компанию или товар, торговой марке приписывают также чувства, вызываемые ими. Следовательно, торговую марку можно представить как товарный знак + репутация (гудвилл), куда включаются все эмоции потребителей относительно данного товарного знака, их приверженность ему (или фирме). В таком случае понятие «торговая марка» приближается к бренду.

Бренд – самое широкое из трёх понятий. Помимо всех составляющих торговой марки (и соответственно, и товарного знака), бренд включает в себя представления и ожидания потребителя относительно данного товара, а также менее различимые составляющие, как-то: незначительные детали упаковки, защиту рецептуры товара и относящегося к нему ноу-хау, технологии производства. К бренду нередко также относят стратегию маркетинга, рекламную программу и репутацию продукта/компании. Другими словами, бренд можно считать выражением совокупности имиджевых, эксплуатационных, технических и иных характеристик товара, позволяющих его собственнику (правообладателю) использовать данный бренд в качестве нематериального актива компании. Таким образом, специфика бренда как нематериального актива состоит в том, что, будучи раз созданным и время от времени поддерживаемым, он независимо от других активов приносит компании прибыль, поскольку обеспечивает приверженность покупателей и положительную репутацию фирме.

Говоря о бренде, следует также отметить, что это понятие относится скорее к концепции маркетинга, а не правовой или общеэкономической. В соответствующей литературе по маркетингу отмечается множество элементов, которые влияют на то, как люди понимают бренды и их характеристики. Вот некоторые из этих элементов:

- Продукт как таковой

- Изготовитель

- Название

- Реклама

- Цена

- Распространение/показы

- Пользователи продукта

- Мотивы, желания, нужды и образ жизни потребителя


В частности, если рассмотреть, например, последний пункт (мотивы, потребности), то бренд предстаёт перед потребителем как продукт или пакет услуг, предназначенный для удовлетворения определённого набора его потребностей. Если же проанализировать бренд с точки зрения продукта, то можно заключить, что изначально потребители покупают продукт, а потом на основе качеств опробованного продукта формируют свои представления о бренде. Однако в среде маркетологов существует и другая точка зрения (спорная, однако, с точки зрения общей экономической теории), согласно которой продукт – это то, что изготовлено для продажи, а бренд – то, что клиент покупает. Так, допускается, что потребитель покупает не зубную пасту как таковую, а именно «blend-a-med» или «Новый Жемчуг» не за специфические свойства той или иной зубной пасты, а именно из-за своих представлений о данных торговых марках, то есть из-за различий брендов. Некоторые маркетологи описывают бренды, противопоставляя их предметам потребления, например, тот же «Blend-a-med» против зубной пасты, «Rafaello» против конфет.

2.2. Анализ прочих рыночных активов
2.2.1. Деловая репутация

Помимо бренда, существует множество других рыночных активов, которые также оказывают значительное влияние на капитализацию компании. Так, например, деловая репутация фирмы (гудвилл). Этот вид нематериальных активов долгое время рассматривался как разница между покупной и оценочной стоимостью имущества, что было связано с незначительным (1-5%) превышением цены сделки над стоимостью чистых активов. Эту разность оформляли как особый актив и заносили на баланс покупателя. Отсюда и его название – «добрая воля» или гудвилл. Сейчас, когда стоимость сделки может превышать стоимость чистых активов компании более чем в два раза (например, приобретение компанией Nestle фирмы Rowntree), очевидно, что эта разница формируется не только и не столько за счёт гудвилла, сколько всей совокупностью нематериальных активов компании. Поэтому в настоящее время считается, что фактическая величина гудвилла есть сравнение рыночной стоимости материальных и нематериальных активов с контрактной ценой на приобретаемое предприятие. И если контрактная цена превышает рыночную стоимость всех активов, возникает «положительный гудвилл», а если она ниже – «отрицательный». Деловая репутация компании формируется годами, и среди определяющих её факторов можно выделить такие, например, как эффективность деятельности, высокая кредитоспособность, первоклассные кадры, культура обслуживания, порядочность руководства.

2.2.2. Ноу-хау

Важную значение для фирмы имеет и ноу-хау – конфиденциальные и существенные знания технического, организационно-административного, финансового, экономического, управленческого характера. Требование конфиденциальности означает, что знания не являются общеизвестными или легко доступными, а существенности – то, что они должны быть практически применимыми в производственной и хозяйственной деятельности. Ноу-хау должно быть идентифицировано в любой подходящей форме, то есть описано или зарегистрировано с целью соблюдения критериев конфиденциальности и существенности; например, изложено в лицензионном соглашении. Кроме описанных выше критериев, положенных в основу выделения и выявления ноу-хау, на ХХII сессии Европейской экономической комиссии были обозначены также такие критерии, как ценность и правовая защищенность на национальном и международном уровне. Эти же критерии применяются и в настоящее время. Несмотря на то, что часто под ноу-хау понимаются знания, неотделимые от конкретного человека, и в силу этого не могущие считаться активами в традиционном смысле, признанным является тот факт, что они могут существенно повышать стоимость компании, а потому считать их нематериальными активами вполне правомерно.

2.2.3. Корпоративное имя компании

Безусловно, неоспорима значимость такого актива, как «имя компании» или «корпоративная марка». Корпоративное имя характеризует репутацию и положение предприятия в целом, служит полезным источником информации для потребителей, а также способствует его распознаванию и выделению из числа других. Активом является не столько само имя, сколько символическое значение в глазах потребителей, придаваемое ему рынком. Это значение создаётся целенаправленно, с помощью проработанной системы связей с общественностью и грамотного позиционирования компании. Корпоративная марка, пользующаяся доброй славой как у реальных, так и у потенциальных покупателей и инвесторов, способствует достижению и закреплению благоприятного рыночного положения компании и, соответственно, её высокой оценке.

2.2.4. Каналы распределения

Значительную роль в успехе компании играет такой нематериальный актив, как каналы распределения. По сути своей он представляет собой систему механизмов по доставке уже созданного продукта на рынок. Налаженные каналы распределения предполагают чёткое согласование сроков производства и поставки товаров, а также принятие во внимание специфического жизненного цикла каждого товара. Существует множество различных механизмов распределения, в частности:

  • Непосредственно от производителя потребителю (например, посредством почтовой рассылки)
  • Производитель -> розничные торговцы -> потребитель
  • Производитель -> оптовые торговцы/торговые предприятия -> розничные торговцы -> потребитель
  • Производитель -> оптовые торговцы/торговые предприятия -> потребитель
  • Производитель -> однотипные розничные магазины одной фирмы/универсальные магазины/посылочные компании -> потребитель

Кроме этих типичных схем, существуют также продажи через телемагазин, через местные представительства, с помощью Интернета, и т.д. Важно отметить, что механизм распределения продукции должен устанавливаться согласно особенностям фирмы, соответствовать создаваемому товару или услуге. Каналы распределения при условии эффективной их организации могут приносить компании большую прибыль, увеличивая оборот продукции и привлекая покупателей.

На практике компания обладает гораздо большим числом нематериальных активов, которые объединяет следующее свойство: именно благодаря им компании часто приобретаются по цене, в несколько раз превышающей стоимость их основного капитала. Это особенно актуально для виртуальных компаний, которые имеют минимум основных фондов, осуществляя, в основном, посредническую деятельность, но функционируют в виртуальной среде, активно используя многочисленные имеющиеся нематериальные активы.

3. Потребность в оценке нематериальных активов

Учитывая подчас огромный разрыв между стоимостью компаний и стоимостью их основных фондов, нельзя не признать, что актуальность оценки нематериальных активов возрастает. Оценка нематериальных активов почти всегда связана с оценкой бизнеса. Необходимость в оценке отдельных нематериальных активов, не связанных с другими активами, возникает сравнительно редко. Прежде всего, это ситуации связанные с продажей какого-либо актива. Так, например, принятию решения о продаже патента на изобретение должна предшествовать оценка прав на это изобретение. Также потребность в оценке отдельных нематериальных активов может возникать в связи с принятием решений внутри организации, касающихся, например, выплаты вознаграждения авторам технического или технологического решения, и т.д. Нужно оговорить, что единичные нематериальные активы могут быть оценены только в случае, если можно определить срок их конечной службы и если за этот период они обеспечат бизнесу измеримые выгоды. Соответственно, обычно оцениваются права интеллектуальной собственности, ноу-хау и т.д.
Стоимость всех нематериальных активов компании в совокупности обычно определяется точнее, чем по отдельности. Кроме того, сама процедура оценки проще. Поэтому оценка отдельных нематериальных активов, как правило, производится после оценки их совокупности в целом и только на её основе. Можно выделить несколько типичных ситуаций, при которых возникает потребность в оценке нематериальных активов, и объединить их в две большие группы.
Во-первых, необходимость оценки остра при продаже компаний, их поглощениях и слияниях, при превращении частных фирм в публичные корпорации, при расширении бизнеса путём франчайзинга (на основе договора коммерческой концессии). В качестве примеров ситуаций, связанных со структурными изменениями, можно привести случаи продажи предприятия целиком на аукционе или по конкурсу (например, при процедуре банкротства), передачи всего предприятия в аренду, ликвидации предприятия, осуществления инвестиционного проекта развития предприятия, а также получение кредита под залог всего имущества предприятия (ипотека). Во всех этих случаях требуется оценка бизнеса, то есть нематериальные активы оцениваются в составе предприятия как имущественного комплекса, вместе с материальными активами. В описанных ситуациях оценка нематериальных активов может быть обязательной по закону. Например, это касается приватизации государственной собственности и внесения крупных вкладов в виде интеллектуальной собственности в уставный капитал создаваемого юридического лица. Согласно закону об оценочной деятельности (ст.8), проведение оценки профессиональным оценщиком обязательно также в случае «вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям».

Вторая группа ситуаций, при которых возникает потребность в оценке нематериальных активов, связана с принудительным лицензированием и возмещением ущерба, причинённого в результате нарушения исключительных прав. Чаще всего рассматриваются дела о нарушении авторских и смежных прав, прав обладателя патента или товарного знака. Необходимость оценки связана с тем, что как правило потерпевшая сторона предъявляет иск, где заявлена сумма ущерба, а нарушитель доказывает необоснованно большую величину указанной суммы. В отличие от оценки нематериальных активов, производимой в интересах и по просьбе собственника, результаты оценки тайны не составляют, а наоборот, должны обнародоваться.
Очевидно, что обоснованность и достоверность оценки стоимости нематериальных активов во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости