Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Корпоративное право и организационный выбор - Открытые и закрытые акционерные общества в России - (первая версия)

Файлы

(Из материалов VII международной научной конференции
"Модернизация экономики и государство", 4 - 6 апреля 2006 г.)


Резюме. – В России подавляющее большинство акционерных предприятий являются закрытыми обществами (ЗАО), которые во многом отошли от исконной сути акционерного общества, как современного демократического института мобилизации общественного капитала. Эта тенденция заметна также и в промышленном и коммуникационном секторах. Данная статья, основана на результатах обследования предприятий, проведенного в первой половине 2005 г. совместной группой японских и российских исследователей, и является попыткой теоретического и эмпирического объяснения экономического механизма вышеуказанного явления. В результате исследования были выявлены следующие факторы, возможно оказывающие сильное влияние на предпочтение ЗАО: (а) структура владения предприятий с доминирующим большинством инсайдеров, как следствие массовой приватизации; (б) заметное стремление менеджеров к организационной закрытости в условиях неразвитости рынка капиталов и менеджеров; (в) слабый спрос предприятий на капитал; (г) сильная ограниченность ресурсов финансовой сферы. (JEL classification numbers: K22, L22, M21, P31)


Введение

Преобладание закрытых акционерных обществ (ЗАО) над открытыми обществами (ОАО) как организационно-прововая форма АО является одной из заметных характерных черт корпоративного сектора России. Согласно Галине Шапкиной, судье Высшего Арбитражного Суда РФ, количество ЗАО на 1 Июля 2001 г. превысило 370 тыс., что значительно превзошло 60 тыс. ОАО (Шапкина, 2002). Несмотря на то, что среди крупных предприятий с высокой степенью зависимости от внешних финансовых ресурсов большинство представлено обществами открытого типа, количество ЗАО остается большим. В действительности, согласно исследованиям, проведенным Федеральной службой государственной статистики в 2003 г., в разбивке по организационно-правовым формам среди 32266 акционерных обществ, за исключением малых и средних предприятий, 19,407 предприятий были открытыми обществами, а 12859 предприятий явились закрытыми (Rosstat, 2004). Таким образом, 4 из 10 крупных предприятий в России функционируют в условиях организации фирмы, при которой жестко ограничена ликвидность собственных акций.

В отличие от большинства развитых стран, где, в соответствии с положениями об уставе общества, а так же о специальных решениях общего собрания акционеров, переход к «практически» закрытому акционерному обществу реализуется через установленный запрет передачи акций третьему лицу и другие подобные меры, в России, существование ЗАО как одного из организационно-правовых форм коммерческих предприятий, предусмотрено самим законом. Более того, как будет указано ниже, создана крайне уникальная институциональная среда, при которой законом предписаны четкие различия между двумя формами АО, в плане способа эмиссии ценных бумаг, минимального размера уставного капитала, количества акционеров и обязательства предоставления информации.

Со времен первой постановки главного вопроса Coase (1937), экономическая теория о внутренней организации предприятия получила широкое развитие. Появилось много эмпирических исследований о организационном выборе коммерческых предприятий и зависимости между организационным устройством и эффективностью производства. Объектом данных исследований является на удивление широкий спектр тем, таких как проблема выбора прямого менеджмента франчайзера и франчайзи (Brickley and Dark, 1987), связь между политическим риском и формой договора о международном совместном предприятии (Phillips-Patrick, 1991), эффект на стоимость предприятия, привносимый в результате реорганизации или обособления предприятия в общество с ограниченной ответственностью (Denning and Shastri, 1993), организационное преимущество предприятия с дивизионной структурой (M-form structure) в сравнении с унитарной структурой (U-form) (Weir, 1996), связь роста и выживаемости предприятий с их различными корпоративными типами (Harhhoff, Stahl and Woywode, 1998), организационный выбор сети страхования распределения или формы розничной продажи бензина (Regan and Tzeng, 1999; Blass and Carlton, 2001), влияние системы компенсационной ответственности на выбор вида транспортировки танкеров сырой нефти (Brooks, 2002), проблема выбора между инвестиционными фондами открытого и закрытого типов (Deli and Varma, 2002), определяющие факторы формы контракта с водителями грузовиков в сфере перевозок и транспортировки (Arrunada, Gonzalez-Diaz and Fernandez, 2004), взаимосвязь между уровнем корпоратизации и межстрановой разницы в бизнес среде (Demirguc-Kunt, Love and Maksimovic, 2004) и т.д. Однако, практически невозможно найти эмпирические работы, непосредственно касающиеся организационного выбора акционерного общества и влияния этого выбора на организационное поведение и эффективность бизнеса, за исключением ценного исследования Karpoff and Rice (1989). В этом смысле можно сказать, что организационно-правовые формы российских АО являются важным объектом исследований, с точки зрения экономики организаций предприятий, теории финансов предприятий и корпоративного управления.

Бесспорно, данная тема исследований является чрезвычайно важной для осмысления реального положения и проблемы российской экономики, претерпевающей широкомасштабное эволюционное институциональное развитие в сторону капиталистической системы. Под сутью акционерного общества понимается современный демократический институт мобилизации общественного капитала, эта концепция находит отражение в открытом обществе, гарантирующем свободу передачи акций. В данном русле, необходимо признать, что закрытое общество отошло от исконной сути акционерных предприятий. Однако, как будет указано далее, ЗАО получили широкое распространение в России, причем не только среди малых и средних, но и среди крупных предприятий. Высока вероятность того, что глубоко укоренившаяся ориентация к организационной закрытости в промышленных кругах тесно связана с так называемым корпоративным управлением, включающим проблему российских предприятий, и сохраняющимся вялым инвестиционным поведением предприятий, несмотря на значительное оздоровление экономики последних лет. Таким образом, организационно-правовые формы акционерных обществ являются сферой исследования, требующей внимания как для науки переходной экономики, так и для изучения российской экономики. Тем не менее, до сих пор научный интерес к этой проблеме проявили лишь Долгопятова (1995) и другие немногочисленные исследователи, не говоря уже о наличии детальных работ на эту тему.

Данная статья посвящена изучению вышеуказанной проблемы, глубоко не исследованной, но вызывающей большой интерес, и основана на итогах анкетного обследования российских корпоратией, проведенного в 2005 году группой японских и русских исследователей, включая автора. Данное крупномасштабнoe обследование проводилось в течение 5 месяцев с февраля по июнь указанного года при непосредственном посещении и опросе управляющего персонала 822 предприятий в промышленном и коммуникационном сектрах в 64 федеральных субъектах России. Все обследованные предприятия были акционерными обществами со средним количеством занятых на одно предприятие до 1884 человек (среднее отклонение 5570 человек, медиана 465 человек). По организационно-правовой форме, среди 822 предприятий, 67,3% (553) были ОАО, 32,7% (269) – ЗАО. Данное соотношение практически совпадает с результатами ранее указанного обследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики. Более того, опрошенные предприятия составили репрезентативную выборку, достаточную для отражения российских средних и крупных акционерных обществ, с точки зрения структурного состава по областям, сферам и т.д.

Таким образом, в данной статье делается попытка объяснения различных факторов влияющих на предпочтение многими предприятиями закрытых акционерных обществ путем статистического и эконометрического анализа микроданных, полученных вышеуказанным обследованием предприятий. В следующим разделе рассматривается институциональная рамка, устанавливающая организационно-правовую форму российских АО и ее значение для стратегии предприятия. В третьем разделе проводится теоретический и эмпирический анализ поведения акционерного предприятия при организационном выборе. В последнем разделе даются основные выводы исследования.

Полная версия доклада в приложенном файле (doc-формат, архив).

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости