Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Перспективы дерегулирования рынка природного газа в России

Файлы

(Из материалов VII международной научной конференции
"Модернизация экономики и государство", 4 - 6 апреля 2006 г.)


Введение

Газовая отрасль России – одна из важнейших не только для России, но и для многих других стран. Запасы природного газа в России составляют около 1/3 мировых запасов, а доля России в мировой добыче природного газа составляет около 25 %.

Газовая отрасль в России сильно монополизирована, ОАО «Газпром» добывает примерно 87 % российского природного газа. Кроме того, Газпром - собственник всех магистральных газовых сетей и всех подземных хранилищ газа на территории России и является единственным экспортером природного газа из России. Он же доминирует в сферах распределения и сбыта природного газа, контролируя около 70 % газораспределительных организаций (ГРО), разрабатывает баланс российского газа, устанавливает лимиты отпуска природного газа российским потребителям, управляет режимами пропуска газа по магистральным газопроводам, перерабатывает практически весь объем нефтяного попутного газа (НПГ), выделяемого при добыче нефти в Западной Сибири. Кроме того, ОАО «Газпром» имеет свои дочерние компании, занимающиеся добычей нефти, производством электроэнергии, сжиженных газов, нефтехимических продуктов.

При этом сложилась парадоксальная ситуация, когда «лимиты» потребления природного газа устанавливает ОАО «Газпром», а тарифы – Федеральная служба по тарифам. Разумеется, в таких случаях невозможно добиться сбалансированности рынка природного газа. В этом отношении положение дел в газовой отрасли России еще хуже, чем в СССР, где и «лимиты» потребления природного газа, и тарифы на него устанавливались одним государственным органом - Госпланом.

В распоряжении ОАО «Газпром» находятся такие гигантские месторождения, как Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, а при этом этой компании не приходится платить за инвестиции, сделанные до 1992 года.

Внутренние цены природного газа устанавливаются государством, при этом их уровень остается весьма низким (Так, в 2002 году средняя цена природного газа в России была на 35 % ниже цены угля, в то время как в странах с рыночной экономикой она существенно выше цены угля.). Это создает дополнительные экономические преимущества российским товарам на внутренних и мировых рынках.

Однако, вышеупомянутые гигантские газовые месторождения к концу прошлого века вступили в фазу падающей добычи, что обуславливает необходимость разработки новых месторождений, большая часть которых расположена в еще более трудных климатических условиях, чем разрабатываемые сегодня. Кроме того, нарастает износ магистральной и распределительной газовых сетей. Все это требует новых инвестиций, доля которых в издержках производства существенно возрастает.

В результате возникла потребность реформирования российской газовой отрасли, сложившейся в ней системы распределения газа и ценообразования. Учитывая, что газовая отрасль во всех развитых странах в течение многих десятилетий регулировалась государством, а позже многие из них стали постепенно переходить на ее дерегулирование, этот опыт дерегулирования представляет для России большой интерес.

Наибольший прогресс в этой области достигнут в США, где либерализация рынка природного газа была начата еще в 1978 году. Продолжается либерализация рынка природного газа в Европейском Союзе. Зрелость рынка природного газа в США обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, США имеет длительную историю газоснабжения, восходящую еще к эпохе использования каменноугольного газа. Во-вторых, в США в течение более ста лет совершенствовались рыночные институты и институты по регулированию газовой отрасли. Наконец, в США создана довольно плотная и разветвленная сеть газопроводов. Карта размещения газовых месторождений и магистральных газопроводов, приведенная ниже, это иллюстрирует (рис. 1).

Источник: www.eia.doe.org

Рисунок 1. Основные потоки природного газа в США

Таким образом, в США не только создана институциональная среда для конкурентного рынка природного газа, но имеются объективные условия для его формирования:

- Внутренние источники довольно равномерно распределены по территории, что, во-первых, давало возможность транспортировать природный газ по газопроводам до потребителей на относительно небольшие расстояния, во-вторых, было барьером для образования монополии по добыче природного газа, и, в-третьих, позволяло многим регионам получать практический опыт институционального развития газовой отрасли.

- На рынке действует большое число добывающих компаний (около 8000).

- Вдоль северной и южной границ имеются источники природного газа, связанные с потребителями, расположенными внутри страны.

- На восточной и западной границах США расположены морские терминалы по приему СПГ, хотя пока их число невелико.

- Морские терминалы, через которые импортируется сжиженный природный газ (СПГ), расположены в зонах потребления природного газа.

- По территории страны проложена плотная сеть газопроводов с большим количеством пересечений, что дает возможность потребителям получать природный газ из различных источников.

- Газопроводы принадлежат различным собственникам.

К 2003 году на территории США функционировало 29 рыночных площадок по продаже природного газа по свободным ценам. Их положение на территории США показано на рис. 2.

Рисунок 2. Расположение рыночных площадок природного газа в США

Объективные предпосылки для создания конкурентного рынка природного газа имеются и в Европе, что иллюстрирует рис. 3. Правда, в отличие от США в Европе практически нет месторождений природного газа, расположенных на суше. Однако имеется множество внешних источников природного газа. Кроме того, создана разветвленная и плотная сеть газопроводов.

Источник: www.gazprom.ru

Рисунок 4. Система магистральных газопроводов на территории России

Основные месторождения природного газа сконцентрированы в Западной Сибири и на Ямале, хотя все еще добывается природный газ из Оренбургского газового месторождения, а в перспективе появятся новые крупные районы газодобычи – Штокмановское, Ковыткинское и Сахалинское месторождения. Следует отметить также, что и разрабатываемые в Западной Сибири газовые месторождения расположены на достаточно большой территории, не исключающие возможность их эксплуатации несколькими компаниями. Необходимо также отметить, что значительные ресурсы природного газа могут быть получены из нефтяных месторождений, расположение которых не совпадает с расположением газовых месторождений.

Что касается магистральной газопроводной системы, то, как видно на рис. 4, газоснабжающая система в России значительно менее плотная, в ней меньше, чем в США или в Европе, количество пересечений магистральных газопроводов.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что объективных условий для полномасштабной либерализации рынка природного газа в России пока нет. Тем не менее, учитывая довольно большое число независимых газодобывающих и нефтяных компаний, доля которых в общей добычи природного газа постоянно растет, можно рассчитывать на организацию относительно небольшого свободного рынка природного газа. Следует заметить, что и в настоящее в России существуют региональные площадки, где осуществляется свободная торговля природным газом, правда, в небольших объемах.

Анализу последствий либерализации рынков природного газа в США и Европе посвящено большое число работ (см., например, O’Neil et all., 1992; Yucel, 1990; Huntington, 1992; Heal, 1990; Cremer, Laffont, 2002).

Поскольку, как показано выше, и в США, и в Европе, к моменту либерализации рынков природного газа для нее в этих регионах были уже созданы необходимые условия, во всех работах, посвященных моделированию рынков природного газа, последние рассматривались как однородные дерегулированные рынки природного газа.

В России, для того природного газа, который поставляется российским потребителям ОАО «Газпром», являющимся основным производителем природного газа, цены на него устанавливаются государством. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной Правительством России в 2003 году (Энергетическая стратегия, 2003), «цены на газ будут устанавливаться методом регулирования…». Государственное регулирование цен на газ рассматривается в этом документе как «важнейшее направление ценовой политики» в энергетическом секторе.

В работах (Некрасов, Синяк, 2004) и (Синяк, Куликов, 2005) прогнозы цен природного газа разрабатываются в рамках этого подхода к ценообразованию.

В то же время в Энергетической стратегии России (Энергетическая стратегия, 2003) говорится о том, что одним из приоритетных направлений структурных изменений в газовой отрасли России будет «поэтапный переход к эффективному внутреннему рынку газа».

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости