Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Стимулы и препятствия предложения на рынке результатов НИОКР (на основе результатов выборочных обследований в г. Москве в 2004 и 2005 гг.)

Файлы

(Из материалов VII международной научной конференции
"Модернизация экономики и государство", 4 - 6 апреля 2006 г.)

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта “Учитель-Ученик” Научного Фонда Государственного университета - Высшей школы экономики. Название проекта “Модернизация в
российской промышленности: стратегии, динамика, факторы успеха”


В настоящее время одной из центральных задач деятельности Правительства является перевод экономики на инновационный путь развития. В современной экономической литературе инновациям отводится ключевая роль среди факторов, стимулирующих экономический рост: их позитивное влияние и необходимость государственной поддержки была подтверждена как на теоретическом, так и эмпирическом уровне. Однако предпринимаемые в настоящее время усилия являются недостаточными: низкая инновационная активность в экономике сочетается с недостаточной эффективностью расходов на инновации. Структура финансирования расходов на НИОКР сильно смещена в сторону государства, которое не в состоянии коммерциализировать принадлежащие ему результаты этих НИОКР.

Одной из серьезных причин, сдерживающих инновационное развитие в России, является институциональная среда проведения исследований и разработок (ИР). В свою очередь, важным компонентом институциональной среды служит существующая система распределения прав собственности на результаты НИОКР, которая характеризуется высокими трансакционными издержками, неполной спецификацией прав собственности и их асимметричным распределением среди основных игроков (государства, науки и бизнеса), что не позволяет коммерциализировать изобретения и существенно снижает стимулы к инновационной деятельности.

В данной работе мы предполагаем, что в одной и той же системе защиты контрактов и прав на интеллектуальную собственность (ИПС), наряду с другими факторами, разное распределение прав собственности создает разные стимулы (или антистимулы) к созданию, финансированию и коммерциализации инноваций.

Теоретической базой данного исследования служат модели Гроссмана-Харта-Мура (ГХМ) [Grossman, Hart, 1986; Hart, Moore, 1988; Hart, 1995] модели типа “Север-Юг” [Chin, Grossman, 1990; Acemoglu et al., 2002; Grossman, Lai, 2004] и модель У. Нордхауса [Nordhaus, 1969; Scherer, 1972; Klemperer, 1990]. Выводы первых показывают, что различное распределение прав на актив ведет к различным стимулам по инвестициям в него и формирует спрос на защиту этих прав. Таким образом, различное наделение правами на результаты НИКОР обуславливает различные стимулы к реализации инновационных стратегий. Выводы моделей типа “Север-Юг” утверждают, что на макроуровне более сильная защита ИПС может привести к повышению инновационной активности агентов. В данном исследовании у нас есть возможность проверить, существуют ли какие-либо различия в такой реакции при разном наделении правами на интеллектуальный актив на микроуровне, когда различные группы агентов, классифицированных по уровню наделенности правами на НИОКР, могут по-разному реагировать на усиление защиты этих прав со стороны государства. Выводы теории У. Нордхауса говорят об оптимальной взаимосвязи между силой патентной защиты (в нашем случае - ИПС) и затратами на НИОКР: при более высоком уровне осуществляется больше расходов на НИОКР.

Основываясь на изложенных теоретических работах и учитывая характеристики текущей институциональной среды создания и защиты результатов НИОКР, в данном исследовании были выдвинуты и проверены следующие гипотезы:

Гипотеза 1. Распределение прав на результаты НИОКР влияет на спрос агента на их защиту и структуру такого спроса.

Предполагается, что те компании, которым принадлежит больше прав, предъявляют более высокий спрос на их защиту. Кроме того, различия в распределении прав внутри агента влияют на то, какие именно инструменты защиты он предпочитает: те агенты, кому принадлежит большая часть или все права на результаты НИОКР в основном оперируют формальными методами защиты - патентами, лицензиями или договорами.

Гипотеза 2. Наделенность агента правами на результаты НИОКР обуславливает его чувствительность к уровню защиты на них.

Предполагаем, что те агенты, у которых права на результаты НИОКР полностью принадлежат им, более чувствительны к повышению уровня их защиты со стороны государства и отреагируют на это увеличением расходов на НИОКР и большим вовлечением в хозяйственный оборот их результатов.

Гипотеза 3. Распределение прав на результаты НИОКР внутри агентов обуславливает выбор и реализацию разных инновационных стратегий.

Предполагается, что в зависимости от первоначальной наделенности правами, разные типы организаций (государственные научные организации и частные промышленные предприятия) по-разному реализуют (или не реализуют) свои инновационные стратегии: ставят на учет права собственности на нематериальные активы, характеризуются разной интенсивно-стью коммерциализации. При этом такая первоначальная наделенность сильно различается в зависимости от организационно-правовой формы агента и его отраслевой принадлежности.

Эмпирическая проверка данных гипотез основана на результатах исследования “Анализ проблемных вопросов развития науки, технологий и техники: региональный аспект (на примере г. Москвы)”, проведенного в рамках деятельности Межведомственного аналитического центра. Информационной базой данного исследования являются опросы организаций научной сферы г. Москвы в 2004-2005г., размер выборки в первом случае составляет 104, а во втором - 110 организаций (около 10% от всех московских научных организаций). Москва является крупнейшим научным центром России, сосредотачивая в себе человеческий, финансовый и информационный потенциал. В связи с этим можно предположить, что процессы, происходящие в организациях инновационной сферы г. Москвы, несколько опережают развитие организаций в других регионах. Поэтому анализ, построенный на этих данных, является актуальным как с теоретической, так и с эмпирической точек зрения.

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости